На основании многочисленных таблиц мы можем составить фоторобот российского мейнстрима.

Оцените материал

Просмотров: 35050

Поп-механика

Игорь Лисник · 21/10/2009


BILLBOARD RUSSIA


Для мирового бренда Billboard музыкальная статистика — основной хлеб. Сам журнал не приносит его издателю — компании Nielsen — таких доходов, как точная статистика (вплоть до экземпляра) продаж компакт-дисков по всему миру. Именно Nielsen в автоматическом режиме собирает данные со всех кассовых аппаратов, считывающих штрих-коды компакт-дисков, почти по всему миру. Полный список стран, где ведется мониторинг, перечислен на сайте компании. России там, естественно, нет. Правда, по заверениям Ильи Буца, главного редактора российской версии журнала Billboard, к концу 2007 года редакции удалось наладить автоматический сбор данных по нескольким торговым сетям. На сегодняшний день таковых 11. В том числе и уже упомянутая нами сибирская «Агарта», и южнороссийская «Империя», а также небольшие сети вроде магазинов «Республика» или «Деликатесы стерео». В рейтинге Billboard релизы занимают свои позиции именно на основании точного количества дисков, проданных в торговых сетях, без всяких уточняющих или, наоборот, размывающих картину коэффициентов. И возвраты, и неликвид в этот рейтинг не попадают, как может быть у агентства «Интермедиа». Правда, скептики, ищущие стопроцентной честности и беспристрастности, смогут придраться и к рейтингу Billboard — в конечном счете он выпускается компанией, связанной со звукозаписывающим лейблом «Стиль рекордз» и сетью магазинов «Настроение». Как и в случае с «2М. Музыкальный магазин», получается, что игроки рынка мониторят сами себя. И иных гарантий, кроме их «честного слова», у публики не имеется. Хотя в пользу Billboard говорит авторитет мирового бренда, который дорожит своей репутацией.


Годовой чарт (ноябрь 2007 — октябрь 2008) продаж российских артистов по данным журнала Billboard Russia, топ-10 из топа-50


Место Артист
1 МакSим. Мой рай
2 Игорь Крутой. Без слов. Часть 3
3 Григорий Лепс. Вся жизнь моя – дорога
4 Земфира. Спасибо. Вендетта
5 «Бумбокс». Family Business
6 Сергей Трофимов. Следующая остановка
7 «Ленинград». Аврора
8 «Ранетки». Ранетки
9 Рада Рай. Ты душа моя
10 Стас Михайлов. Небеса


У МакSим в чарт по итогам 2008 года попал еще один релиз — «Трудный возраст» (позиция 27), у Стаса Михайлова «Нежданная любовь» (28), у Григория Лепса — «Второй. Песни Владимира Высоцкого» (40), что, в общем, нисколько не противоречит картине предыдущих чартов. И даже высокие продажи Рады Рай вполне объяснимы, поскольку и в предыдущих чартах она была близка к лидерам. Вопросы вызывают, пожалуй, только «Ленинград» и Земфира — нигде раньше они подобных результатов не демонстрировали.


Сводный чарт за ноябрь 2008 — июль 2009 года, составленный по итогам опубликованных в журнале Billboard данных о продажах*


Место Артист Набранные баллы
1 «Ранетки» 73
2 Стас Михайлов 72
3 Андрей Бандера (+ 1 релиз в сотрудничестве с Радой Рай) 51
4 Сергей Трофимов 34
5 Centr 26
6 «Король и шут», «Непара» 24
7 «Бумбокс» 23
8 Александр Рыбак 20
9 Музыкальный коллектив Петра Налича 18
10 «Мельница» 17


________________________________________
* Здесь нам вновь пришлось воспользоваться нашей рейтинговой системой. Из данных продаж были удалены сборники и релизы западных артистов; отечественные релизы, которые занимали 10 самых высоких мест, вновь получали баллы от 10 до 1 соответственно своим позициям. Артистам, у которых в топы попадало сразу несколько релизов, мы суммировали баллы.


Редкие вкрапления неожиданных коллективов вроде «Мельницы» или Музыкального коллектива Петра Налича, а также «Короля и шута» не должны ввести вас в заблуждение: скорее всего, по итогам годовых чартов эти артисты окажутся за пределами топовой десятки — их вытеснят. Возможно, все тот же Григорий Лепс, чье присутствие в чартах обозначено минимум двумя релизами.

И, наконец, самая главная таблица, ради которой и была проделана вся эта работа с кропотливым вычитыванием чартов, — сводный чарт портала OPENSPACE.RU, первый штрих к фотороботу отечественного шоу-бизнеса.


Самые продаваемые артисты России на рынке лицензионных компакт-дисков за 2008—2009 годы


Место Артист Набранные баллы
1 МакSим 28
2 «Ранетки» 26
3 «Бумбокс» 25
4 Стас Михайлов 24
5 Григорий Лепс 23
6 Игорь Крутой 20
7 Centr 14
8 Сергей Трофимов 13
9 Алла Пугачева 11
10 Андрей Бандера и Рада Рай 10


Наш комментарий. Во-первых, впечатляет большая доля артистов, обделенных вниманием «народных» медиа. Это и «Бумбокс», и Centr (жанровые ресурсы не в счет), и Андрей Бандера, и Григорий Лепс, и Стас Михайлов (опять же — не берем радио «Шансон» или спутниковый канал того же толка). Половина списка! Да и Игорь Крутой, если честно, хоть и является совладельцем нескольких медиаресурсов, не особо часто мелькает в эфирах или прессе. Другое дело Алла Пугачева. За ней стоят и именные медиаресурсы, и постоянное внимание прессы, но продажи легальных дисков Аллы Борисовны говорят, что пост звезды №1 в отечественном мейнстриме она уступила. Она стоит даже не на третьем месте.

Во-вторых, надо отметить большое число относительно новых имен. «Бумбокс», «Ранетки», Михайлов, Бандера, Centr — опять половина списка! При этом и у «Ранеток», и у «Бумбокса» уже были попытки выйти на российский рынок. Но первых не брали в эфиры радиостанций и телеканалов, пока на это не решился СТС, — а значит, у них не было шанса заявить о себе широкой аудитории. А в случае с «Бумбоксом» — предыдущие менеджеры проекта просто не справились с задачей их «раскрутки». Известно, что до компании «Монолит» за «Бумбокс» брались и Эдик Шум из группы W.K.?, основатель лейбла «Вдох», и даже рэпер Серега. Менее явно можно определить причины резкого взлета группы Centr, но поп-звездами они стали также при администрировании и поддержке продюсерской компании «Монолит».

То есть главной звездой русского мейнстрима в номинации легальных продаж надо признать МакSим (Марину Максимову). У нее нет ни подконтрольных медиа, ни шлейфа бульварных историй, ни собственного сериала. Ни даже аудитории, воспитанной на многолетней традиции задушевного пения, как у исполнителей шансона (Лепс, Бандера, Трофимов, Михайлов). Зато есть любовь публики. Впрочем, шансонье тоже любимы, и еще как: кассовых концертов у них гораздо больше, чем у многих артистов, не вылезающих, скажем, из эфира «Первого канала». Концертам посвящена вторая часть нашего исследования.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • AScannerDarkly· 2009-10-21 18:24:34
    А кто такие "Аквариум", где-то в серединке?
    А разве скачивание хитов на телефон это объективное сопоставление? Это какая-то совсем зелёная молодёжь покупает рингтоны, вообще бесплатное осуществление этой операции распространено достаточно широко.
    А как же группа фабрика? Не дотянула, видимо... А Галкин слился потому что по совместительству?
    Выходит, что те кто жаждет реализовать себя на корпоративах не уделяют внимание народному голосованию. Однако все радуются, когда в топе.
    Я, думаю, что оценка верна, для мейнстрима-2, а первый мейнстрим никаким оценкам не поддаётся.

    Игорь Лисник • 21/10/2009 Поп-механика
    Сергей Евдокимов. Замкнутый «Шире круг», 20.10.2009
    Денис Бояринов. Каков поп? 19.10.2009


    Трилогия, ребзя.
    Я предлагаю конкурс читателям OPENSPACE!
    Даже два конкурса! На лучший анализ трилогии о классификации попсы!
    На выполнение фоторобота мейнстрима по сценариям Игоря Лесника, может народ из другого какого раздела подключится. 10$ за первое место, единичные работы рассматриваются, как техническое поражение (не зачёт) в отсутствие конкуренции.
  • leesnick· 2009-10-21 18:32:24
    ну, так и задумывалось, видимо, как трилогия. "Аквариум" не входит в десятку самых продаваемых артистов, к сожалению. Что касается рингтонов, то если вы обратили внимание - у нас не рейтинг бесплатных закачек, а данные от операторов мобильного контента.

    Фабрика - да, не дотянула. Это целиком и полностью группа для корпоративов. Галкин слился потому, что он юморист, а не певец. И сольных альбомов у него не было.

    и вывод у вас немного не правильный. те, кто жаждет реализовать себя на корпоративах, в первую очередь уделяют внимание медийному шуму, а не концертам-альбомам-дискам. да, место в топе всякому приятно. но, как показывает исследование, "корпоративные" артисты в них попадают не сильно часто.
  • AScannerDarkly· 2009-10-22 12:57:17
    Благодарю. Вот я и хотел сказать, что рейтинг бесплатных закачек был бы многим объективнее (уверен, +аргумент в вашем исследовании), понятно, что это не инструмент. Ну, про трилогию следует к boyarinov обратиться.
    Спасибо, это трудоёмкое исследование и, возможно, ближе вас к цели не подбирался никто.
Читать все комментарии ›
Все новости ›