На основании многочисленных таблиц мы можем составить фоторобот российского мейнстрима.

Оцените материал

Просмотров: 36016

Поп-механика

Игорь Лисник · 21/10/2009
ИГОРЬ ЛИСНИК проанализировал статистику, чтобы представить объективную картину российской попсы

©  Игорь Скалецкий

Поп-механика
Вряд ли кто поспорит, что наиболее точным показателем популярности любого артиста является голосование зрителей и слушателей. Причем голосование рублем, а не просто поддержка любимца в чартах журналов, радиостанций и телеканалов, которое стало максимально распространенным с появлением смс-сервисов. Многочисленные теле- и радиочарты не представляют интереса для нашего анализа, поскольку способны иллюстрировать популярность артиста N только у аудитории канала или радиостанции X. Плюс любая станция, канал или издание подчиняются самоограничениям в виде редакционной политики.

Совсем другое дело покупка компакт-диска. Потребитель в этом случае не просто тратит некую сумму денег — он находит время на поход в магазин, ищет там диск любимого артиста и т.д. И как бы справедливо ни жаловались на повсеместное пиратство российские музыканты и сотрудники лейблов, чарты продаж «легальных» магазинов примерно отражают картину и пиратских продаж: пиратят ведь тех, кто лучше продается. Иначе зачем пиратить? И странно было бы предполагать, что поклонники одного музыканта организованнее и законопослушнее других, что одни покупают лишь дешевую штамповку, а другие — исключительно подарочные издания.


1. Кто и как составляет чарты продаж альбомов?

На сегодняшний день составлением чартов продаж в России занимаются три компании: журнал «2М. Музыкальный магазин», информационное агентство «Интермедиа», а последние пару лет — журнал Вillboard Russia, дальний родственник которого, американский Billboard, вот уже 50 лет еженедельно публикует отчеты о продажах альбомов на территории США. Механизм формирования чарта у каждой компании различен, поэтому различаются и получающиеся на выходе карты российской поп-музыки. OPENSPACE.RU вник в нюансы российского чартообразования и свел результаты за последний год в собственную единую таблицу.


«2М. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН»

Журнал «2М. Музыкальный магазин» (www.2m — online.ru) в своей бумажной версии был инициатором публикаций данных о продажах на рынке лицензионных физических носителей. Журнал распространялся среди представителей индустрии, а также лежал на прилавках некоторых музыкальных магазинов как «подарок покупателям». Увы, занять свою нишу на рынке он не успел — в Россию пришел журнал Billboard. И даже инвестиции звукозаписывающей компании «Монолит» не придали сил угасающему пионеру шоу-биз-мониторинга. Хотя в самом журнале, естественно, так не считают. И до сих пор говорят, что их рейтинг, составленный по данным торговых сетей — конечных продавцов аудиопродукции, наиболее точен. {-page-}

За 2008 год десятка наиболее продаваемых релизов в рознице, по данным журнала «2М. Музыкальный магазин», выглядит следующим образом:

Данные сети магазинов «Союз»*

Место Артист Релиз
1 Григорий Лепс Вся жизнь моя – дорога (Сборник лучших песен)
2 Алла Пугачева Приглашение на закат
3 «Бумбокс» Family бiзнес (ранее эта же пластинка выходила в 2006 году на независимом лейбле ВДОХ, речь идет о переиздании CD, которое выпустила компания «Монолит» после подписания контракта с группой)
4 Игорь Крутой Без слов. Часть 3
5 МакSим Мой рай
6 «Ранетки» Ранетки (переиздание релиза 2006 года, выпущенное на волне успеха одноименного сериала на канале СТС)
7 «Уматурман» Куда приводят мечты
8 Сергей Трофимов Следующая остановка
9 Юрий Антонов Нет тебя прекрасней
10 Рада Рай Ты душа моя…


________________________________________
* В рейтинг не включены регулярные сборники поп-хитов.


Данные дистрибьюторской сети «Мистерия звука» (розничные продажи)

Место Артист Релиз
1 Дима Билан Против правил
2 МакSим Мой рай
3 Валерия Неподконтрольно
4 «Уматурман» Куда приводят мечты
5 Кристина Орбакайте Слышишь – это я
6 Вика Дайнеко Иголка
7 Валерий Меладзе Вопреки
8 Женя Отрадная Давай сбежим
9 Алсу Самое главное
10 Банд'Эрос Коламбия пикчерз не представляет



Данные сети магазинов «Агарта» *


Место Артист Релиз
1 «Бумбокс» Family бiзнес (см. чарт сети магазинов «Союз»)
2 Centr Качели (пластинка вышла в конце 2007 года)
3 Стас Михайлов Нежданная любовь
4 «Ранетки» Ранетки (см. чарт сети магазинов «Союз»)
5 «Каста» Быль в глаза
6 Centr Эфир в норме
7 Guf Город дорог (релиз 2006 года)
8 Стас Михайлов Все для тебя (релиз 2006 года)
9 Григорий Лепс Избранное… 10 лет (релиз 2005 года)
10 Григорий Лепс Вся жизнь моя – дорога (см. чарт сети магазинов «Союз»)


________________________________________
* Компания, владеющая большой сетью магазинов на Урале и в Западной Сибири, сборники также исключены и из этого рейтинга.


Данные компании «Пурпурный легион» (сеть из 5 торговых залов: 4 — в Москве, 1 — в Санкт-Петербурге)


Место Артист Релиз
1 МакSим Мой рай
2 Игорь Крутой Без слов. Часть 3
3 Земфира Спасибо. Вендетта
4 «Уматурман» Куда приводят мечты
5 Григорий Лепс Grand Collection
6 Сергей Трофимов Следующая остановка
7 «Ленинград» Аврора
8 Хор Турецкого Великая музыка. Часть 1.
9 Хор Турецкого Великая музыка. Часть 2.
10 Григорий Лепс Избранное… 10 лет (см. чарт сети магазинов «Агарта»)


Данные за 2009 год — по месяцам или за первое полугодие — в издании «2М. Музыкальный магазин» пока отсутствуют, хотя иногда появляются в еженедельных новостях на сайте журнала. Отсутствует также и сводный чарт по итогам прошлого года, поэтому мы взяли на себя ответственность составить его сами. При составлении мы использовали следующий механизм начисления баллов: за первое место артист получал 10 баллов, за второе — 9 и так далее, десятое место получало 1 балл. Понятно, что первое место в рейтинге самой крупной федеральной сети магазинов «Союз» весит гораздо больше, чем первое место в небольшой сети «Пурпурного легиона». Но раз уж имена, попавшие во все четыре таблицы, не очень сильно отличаются между собой, спишем это на статистическую погрешность.


Сводный чарт самых продаваемых артистов по данным журнала «2М. Музыкальный магазин» за 2008 год


Место Артист Набранные баллы
1 МакSим 25 (представлена в 3 чартах 1 релизом)
2 Григорий Лепс 20 (в 3 чартах 3 релизами)
3 «Бумбокс», «Уматурман» по 18 (оба с одним релизом, но Бумбокс попал в два чарта, а Уматурман – в три)
4 Игорь Крутой 16 (в 2 чартах с 1 релизом)
5 Centr 14 (в 1 чарте с 2 релизами)
6 «Ранетки» 12 (в 2 чартах с 1 релизом)
7 Стас Михайлов 11 (в 1 чарте с 2 релизами)
8 Дима Билан 10 (в 1 чарте с 1 релизом)
9 Алла Пугачева 9 (в чарте с 1 релизом)
10 Сергей Трофимов, Земфира, Валерия по 8 баллов (Земфира, Валерия – представлены 1 релизом в 1 чарте, у СТ – 1 релиз в 2 чартах)


Наш комментарий. У МакSим 2008 год действительно выдался сверхудачным, продажи московской хип-хоп-группировки Centr и украинского трио «Бумбокс» — результат активности звукозаписывающей компании «Монолит», тиражи «Ранеток» — заслуга одноименного сериала, без которого успех группы вряд ли бы состоялся. Сразу два представителя жанра «русского шансона» — тоже объяснимый показатель. Удивляет, пожалуй, только низкий результат чемпиона «Евровидения-2008» — Димы Билана и сверхвысокий результат Григория Лепса — редкого гостя телевизионных и радиоэфиров. При том что в 2008 году у него продавались как относительно свежий диск, так и пластинки из прошлого. В отличие от остальных артистов.

{-page-}



АГЕНТСТВО «ИНТЕРМЕДИА»


Агентство «Интермедиа» ежемесячно составляет так называемый «сводный чарт продаж». При его составлении используется внутренняя рейтинговая система начисления баллов, которая зависит от величины торговой сети. Среди сетей, предоставляющих свои данные, — компании CD Land, «М. Видео», «Мистерия звука» и «Монолит». Стоит отметить, что компании «Монолит» и CD Land при этом могут предоставлять исключительно данные продаж своего опта, так как не имеют собственной розничной сети. А значит, в чарте нельзя учесть «возвраты» и «явный неликвид» — диски, годами лежащие у розничных ретейлеров на собственных складах. «M. Видео», наоборот, занимается только розницей. Также в чарте «Интермедиа» в качестве респондента отсутствует крупнейшая федеральная сеть музыкальных магазинов «Союз». В этой связи, а также в связи с рейтинговой системой представители журнала «2М. Музыкальный магазин», например, считают чарт своих коллег-конкурентов «несколько искаженным». Мы же полагаем, что чарт «Интермедиа» картину, может, и искажает, но вряд ли принципиально. Лидеры предыдущего чарта от «2М. Музыкальный магазин» и тут ходят в лидерах.

Сотрудники «Интермедиа», понятное дело, видят в этом только преимущество. На вопрос о преимуществах собственного чарта по сравнению с конкурентами редактор агентства «Интермедиа» Алексей Мажаев ответил, что никто из конкурентов сводного чарта не публикует, а показывает исключительно данные продаж по отдельным сетям. Пожалуй, тут Алексей не совсем прав: нечто подобное делает и журнал Billboard, с одним немаловажным уточнением — он не берет данные у оптовых продавцов, только у розницы. Впрочем, о чарте журнала Billboard мы расскажем чуть ниже.

Мы составили свои сводные чарты за 2008—2009 годы по данным «Интермедиа», используя ту же систему начисления баллов, что и при составлении сводного чарта по данным компании «2М. Музыкальный магазин» (см. выше). За первую позицию в месячной таблице артист получал 10 баллов, за последнюю — 1 балл. Сборники мы также исключали из данного рейтинга.

Сводный чарт по данным агентства «Интермедиа» за 2008 год

Место Артист Набранные баллы
1 МакSим 67 (2 релиза)
2 «Бумбокс» 54 (2)
3 Игорь Крутой 39
4 Григорий Лепс 36 (3)
5 «Ранетки» 35
6 Кристина Орбакайте 25
7 «Мумий Тролль» 24
8 Валерий Меладзе, Noize MC, Настя Задорожная 23
9 Дима Билан 21
10 Centr 19


Как и по данным «2М. Музыкальный магазин», явных лидеров продаж четверо — МакSим, Бумбокс, Григорий Лепс и Игорь Крутой. Из имен, не попавших в чарты конкурентов «Интермедиа», можно отметить опять же четверых — результаты «Мумий Тролля», Валерия Меладзе, Насти Задорожной и Noize MC. Что, пожалуй, подтверждает справедливость нашего алгоритма подсчета продаж.


Сводный чарт по данным агентства «Интермедиа» за 2009 год (январь — август)


Место Артист Набранные баллы
1 Стас Михайлов 66 (2 релиза)
2 Алла Пугачева 62
3 «Ранетки» 32
4 «Аквариум» 29
5 «Непара» 28
6 Сергей Трофимов 20
7 Валерий Меладзе 18
8 Рада Рай / Андрей Бандера, Би-2 17
9 Григорй Лепс 16 (3)
10 «Серебро» 13


Опять же — никаких новшеств в этом году, похоже, не вырисовывается. Все тот же Лепс, Стас Михайлов и их коллеги по жанру — Рада Рай с Андреем Бандерой и Сергей Трофимов. Вечнозеленая Алла Пугачева и «зеленые» Ранетки. Тем интереснее будет взглянуть на сводные итоги 2008—2009 годов по данным агентства «Интермедиа» — баллы за места, занятые в чартах, суммированы.


Сводный чарт по данным агентства «Интермедиа» за 2008—2009 годы (до августа)


Место Артист Набранные баллы
1 Стас Михайлов 79
2 Алла Пугачева 75
3 МакSим, «Ранетки» 67
4 «Бумбокс» 62
5 Григорий Лепс 52
6 Валерий Меладзе 41
7 Игорь Крутой 39
8 «Аквариум» 36
9 Noize MC, Centr, «Непара» 28
10 Кристина Орбакайте, Настя Задорожная 25


Конечно, данный сводный чарт напоминает «среднюю температуру по больнице». К тому же, как мы уже отмечали, в агентстве «Интермедиа» существует рейтинговая система начисления баллов за продажи в различных торговых сетях. Но общие черты фоторобота нашего шоу-бизнеса он все-таки проясняет: шансон (Михайлов и Лепс); два проекта, чья популярность вскормлена сериалами («Ранетки» и Настя Задорожная); глыба русской поп-музыки со своей льдинкой; два вальяжных поп-мужчины (Игорь К. и Валерий М.); классики русского рока и два рэп-альянса от компании «Монолит». Из явных неожиданностей — продажи Noize MC, но к концу года он, скорее всего, потеряет свои позиции. Равно как и Настя Задорожная с Кристиной Орбакайте за счет усиления позиций дуэта «Непара» и производных от группы Centr.

{-page-}



BILLBOARD RUSSIA


Для мирового бренда Billboard музыкальная статистика — основной хлеб. Сам журнал не приносит его издателю — компании Nielsen — таких доходов, как точная статистика (вплоть до экземпляра) продаж компакт-дисков по всему миру. Именно Nielsen в автоматическом режиме собирает данные со всех кассовых аппаратов, считывающих штрих-коды компакт-дисков, почти по всему миру. Полный список стран, где ведется мониторинг, перечислен на сайте компании. России там, естественно, нет. Правда, по заверениям Ильи Буца, главного редактора российской версии журнала Billboard, к концу 2007 года редакции удалось наладить автоматический сбор данных по нескольким торговым сетям. На сегодняшний день таковых 11. В том числе и уже упомянутая нами сибирская «Агарта», и южнороссийская «Империя», а также небольшие сети вроде магазинов «Республика» или «Деликатесы стерео». В рейтинге Billboard релизы занимают свои позиции именно на основании точного количества дисков, проданных в торговых сетях, без всяких уточняющих или, наоборот, размывающих картину коэффициентов. И возвраты, и неликвид в этот рейтинг не попадают, как может быть у агентства «Интермедиа». Правда, скептики, ищущие стопроцентной честности и беспристрастности, смогут придраться и к рейтингу Billboard — в конечном счете он выпускается компанией, связанной со звукозаписывающим лейблом «Стиль рекордз» и сетью магазинов «Настроение». Как и в случае с «2М. Музыкальный магазин», получается, что игроки рынка мониторят сами себя. И иных гарантий, кроме их «честного слова», у публики не имеется. Хотя в пользу Billboard говорит авторитет мирового бренда, который дорожит своей репутацией.


Годовой чарт (ноябрь 2007 — октябрь 2008) продаж российских артистов по данным журнала Billboard Russia, топ-10 из топа-50


Место Артист
1 МакSим. Мой рай
2 Игорь Крутой. Без слов. Часть 3
3 Григорий Лепс. Вся жизнь моя – дорога
4 Земфира. Спасибо. Вендетта
5 «Бумбокс». Family Business
6 Сергей Трофимов. Следующая остановка
7 «Ленинград». Аврора
8 «Ранетки». Ранетки
9 Рада Рай. Ты душа моя
10 Стас Михайлов. Небеса


У МакSим в чарт по итогам 2008 года попал еще один релиз — «Трудный возраст» (позиция 27), у Стаса Михайлова «Нежданная любовь» (28), у Григория Лепса — «Второй. Песни Владимира Высоцкого» (40), что, в общем, нисколько не противоречит картине предыдущих чартов. И даже высокие продажи Рады Рай вполне объяснимы, поскольку и в предыдущих чартах она была близка к лидерам. Вопросы вызывают, пожалуй, только «Ленинград» и Земфира — нигде раньше они подобных результатов не демонстрировали.


Сводный чарт за ноябрь 2008 — июль 2009 года, составленный по итогам опубликованных в журнале Billboard данных о продажах*


Место Артист Набранные баллы
1 «Ранетки» 73
2 Стас Михайлов 72
3 Андрей Бандера (+ 1 релиз в сотрудничестве с Радой Рай) 51
4 Сергей Трофимов 34
5 Centr 26
6 «Король и шут», «Непара» 24
7 «Бумбокс» 23
8 Александр Рыбак 20
9 Музыкальный коллектив Петра Налича 18
10 «Мельница» 17


________________________________________
* Здесь нам вновь пришлось воспользоваться нашей рейтинговой системой. Из данных продаж были удалены сборники и релизы западных артистов; отечественные релизы, которые занимали 10 самых высоких мест, вновь получали баллы от 10 до 1 соответственно своим позициям. Артистам, у которых в топы попадало сразу несколько релизов, мы суммировали баллы.


Редкие вкрапления неожиданных коллективов вроде «Мельницы» или Музыкального коллектива Петра Налича, а также «Короля и шута» не должны ввести вас в заблуждение: скорее всего, по итогам годовых чартов эти артисты окажутся за пределами топовой десятки — их вытеснят. Возможно, все тот же Григорий Лепс, чье присутствие в чартах обозначено минимум двумя релизами.

И, наконец, самая главная таблица, ради которой и была проделана вся эта работа с кропотливым вычитыванием чартов, — сводный чарт портала OPENSPACE.RU, первый штрих к фотороботу отечественного шоу-бизнеса.


Самые продаваемые артисты России на рынке лицензионных компакт-дисков за 2008—2009 годы


Место Артист Набранные баллы
1 МакSим 28
2 «Ранетки» 26
3 «Бумбокс» 25
4 Стас Михайлов 24
5 Григорий Лепс 23
6 Игорь Крутой 20
7 Centr 14
8 Сергей Трофимов 13
9 Алла Пугачева 11
10 Андрей Бандера и Рада Рай 10


Наш комментарий. Во-первых, впечатляет большая доля артистов, обделенных вниманием «народных» медиа. Это и «Бумбокс», и Centr (жанровые ресурсы не в счет), и Андрей Бандера, и Григорий Лепс, и Стас Михайлов (опять же — не берем радио «Шансон» или спутниковый канал того же толка). Половина списка! Да и Игорь Крутой, если честно, хоть и является совладельцем нескольких медиаресурсов, не особо часто мелькает в эфирах или прессе. Другое дело Алла Пугачева. За ней стоят и именные медиаресурсы, и постоянное внимание прессы, но продажи легальных дисков Аллы Борисовны говорят, что пост звезды №1 в отечественном мейнстриме она уступила. Она стоит даже не на третьем месте.

Во-вторых, надо отметить большое число относительно новых имен. «Бумбокс», «Ранетки», Михайлов, Бандера, Centr — опять половина списка! При этом и у «Ранеток», и у «Бумбокса» уже были попытки выйти на российский рынок. Но первых не брали в эфиры радиостанций и телеканалов, пока на это не решился СТС, — а значит, у них не было шанса заявить о себе широкой аудитории. А в случае с «Бумбоксом» — предыдущие менеджеры проекта просто не справились с задачей их «раскрутки». Известно, что до компании «Монолит» за «Бумбокс» брались и Эдик Шум из группы W.K.?, основатель лейбла «Вдох», и даже рэпер Серега. Менее явно можно определить причины резкого взлета группы Centr, но поп-звездами они стали также при администрировании и поддержке продюсерской компании «Монолит».

То есть главной звездой русского мейнстрима в номинации легальных продаж надо признать МакSим (Марину Максимову). У нее нет ни подконтрольных медиа, ни шлейфа бульварных историй, ни собственного сериала. Ни даже аудитории, воспитанной на многолетней традиции задушевного пения, как у исполнителей шансона (Лепс, Бандера, Трофимов, Михайлов). Зато есть любовь публики. Впрочем, шансонье тоже любимы, и еще как: кассовых концертов у них гораздо больше, чем у многих артистов, не вылезающих, скажем, из эфира «Первого канала». Концертам посвящена вторая часть нашего исследования.

{-page-}



2. Кто зарабатывает на концертах и как составляется рейтинг «50 самых богатых знаменитостей» журнала Forbes?


И вот тут-то кроется самая большая проблема. Точнее, причина, по которой улыбающиеся лица российских поп-знаменитостей могли бы красоваться не на обложках журналов, а на стендах «Их разыскивает налоговая полиция». Дело в том, что русский шоу-бизнес, несмотря на свои жалобы по поводу пиратства, сам остается зоной полулегальной — или даже, скажем жестче, криминальной сферой деятельности. Слишком много платежей, а в первую очередь тех, что выплачивается в виде концертных гонораров или вознаграждений за корпоративные мероприятия, проводится с помощью «серых» схем. Конечно, через администрацию артиста можно выяснить, например, каков гонорар артиста за одно мероприятие. Но никто и никогда не скажет, сколько звезда заработала за год на своих концертах — открытых и тем более закрытых.

Главный редактор российского Billboard Илья Буц в разговоре с корреспондентом OPENSPACE.RU рассказывал, что, после того как журнал наладил публикацию российских чартов продаж, редакция попробовала взяться за концертные сборы российских артистов. «Да вы что, с ума сошли? На Западе никто не открывает этих цифр», — передает Илья эмоциональную реакцию российских артистов и промоутеров. Одновременно с этим Илья показывает рубрику Boxscore, которую русский Billboard перепечатывает из западной версии журнала. В этой рубрике говорится, что сборы за три концерта Пола Маккартни в Нью-Йорке составили 12 миллионов 775 тысяч 662 доллара при разбросе цен на билеты от 49 долларов 50 центов до 275 долларов. Все три раза был аншлаг. Другой вопрос, что подобную степень прозрачности может позволить себе только тот, кому нечего скрывать. Например, Пол Маккартни.

Отчасти, наверное, этим объясняется довольно прохладная реакция российских звезд на рейтинг «50 самых богатых знаменитостей» в русской версии журнала Forbes. Лидер одной из самых коммерчески успешных рок-групп пятилетки Рома Зверь пару лет назад лично говорил мне, что цифры, которые приводит Forbes на своих страницах, не соответствуют действительности. «Да врут они все, — пишет мне заместитель главного редактора журнала Forbes Николай Мазурин, который курирует составление данного рейтинга, в ответ на вопрос, почему звезды обвиняют журнал в явных завышениях их доходов. И сам же объясняет причину: — Дело в том, что все наши звезды не платят (ну или почти не платят) никаких налогов».

Поэтому приходится довольствоваться тем, что дают. Как написано в самом журнале, «приведенные в рейтинге цифры — экспертная оценка, основанная на анализе данных, предоставленных самими участниками списка, независимыми аналитиками, а также сведений о тиражах музыкальных альбомов и книг… рекламных контрактах, гастрольном графике артистов». В составлении рейтинга помогают эксперты — продюсеров, промоутеров, администраторов, журналистов (полный список респондентов каждый раз публикуется в августовском номере журнала, когда выходит данный рейтинг). Но фактически все респонденты журнала готовы оперировать исключительно примерными категориями. Понятно, что редакция всячески пытается свести эти экспертные оценки к единому знаменателю, но о точности здесь говорить сложно. И естественно, что разложить доходы артиста по статьям (концертные гонорары, выплаты за корпоративы, рекламные контракты, роялти, авторские отчисления) не представляется возможным. Сумма доходов артиста публикуется как данность, даже если большая часть из них осела в карманах продюсера.

И тут надо сказать о коренном отличии российского шоу — бизнеса последних лет от мировой практики. Нашим звездам гораздо проще зарабатывать на корпоративах и новогоднем чесе, чем на мощных турах хотя бы в рамках страны. Естественно, для загрузки корпоративными заказами надо иметь некоторую репутацию и медийный ресурс, но все это — «не для простых людей». Даже Алла Пугачева — безусловная королева российской поп-музыки, поклонники которой насчитываются и среди самой взрослой, и среди наиболее обеспеченной части населения, не смогла взять планку всероссийского тура. Планировалось, что в своем гастрольном прощании Алла Пугачева пробудет с апреля 2009 года по апрель 2010-го. Но запала и публики, и самой примадонны едва хватило на десяток городов. И вот уже в сентябре главной темой публикаций и сюжетов, связанных с А.Б., стали не отчеты о ее «грандиозном шоу», а скандальное деление ее экс-зятем Русланом Байсаровым и ее дочерью Кристиной Орбакайте сына Дени. Шоу, конечно, не менее грандиозное. В общем, если даже Алла Борисовна провалила кассовые мероприятия, то что уж говорить о других поп-звездах? К этому противоречию между «известностью» и «популярностью» мы еще вернемся.

Итак, за последние два года в журнале Forbes было опубликовано два рейтинга российских «богатых и знаменитых» — в августе 2008 и 2009-го. На место в нем влияли не только заработки артиста, но и его известность — публикации в СМИ, а также и количество поисковых запросов в «Яндексе». Именно этим объясняются отличия между местом в «рейтинге популярности» и позицией в «рейтинге доходов» у того или иного артиста. Начнем с прошлогоднего. Стоит отметить, что из рейтинга журнала мы убрали шоуменов и юмористов, а также вывели за скобки спортсменов, оставив только музыкантов, которые (в основной своей массе) лидерами top-50 по доходам не являются. Хотя часто опережают тех же спортсменов по известности в СМИ и в интернете.


Рейтинг журнала Forbes, август 2008 года


Место в рейтинге
популярности
(место по доходам)
Артист Доход, $
1 (9) Дима Билан 4 600 000
2 (11) Алла Пугачева 4 400 000
3 (13–15) Валерия 3 600 000
4 (8) Филипп Киркоров 4 900 000
5 (13–15) Николай Басков 3 600 000
6 (13–15) МакSим 3 600 000
7 (35–36) Земфира 2 200 000
8 (39–40) Жанна Фриске 1 800 000
9 (24–26) Кристина Орбакайте 2 600 000
10 (48–49) Тимати 1 000 000
11 (12) Валерий Меладзе 4 200 000
12 (50) t.A.T.u 900 000
13 (27–30) «Мумий Тролль» 2 500 000
14 (16) «Дискотека Авария» 3 500 000
15 (41–42) «Уматурман» 1 700 000
16 (38) Сергей Трофимов (Трофим) 2 000 000
17 (35–36) Григорий Лепс 2 200 000
18 (49) «Серебро» 1 000 000


Обратите внимание, что, например, тот же Тимати или Жанна Фриске, чья известность зашкаливает за все возможные пределы, заработали не так много. Их обошли «гораздо менее известные»: и Сергей Трофимов, и Григорий Лепс, не говоря уж о группах «Мумий Тролль» или «Дискотека Авария». А появившаяся пять лет назад певица МакSим не дотянула до Аллы Пугачевой, отметившей сорок лет карьеры, «чуть-чуть» — 800 000 долларов. Также заметьте, что из 18 позиций данного рейтинга четыре есть в нашей десятке популярности, составленной по данным продаж легальных компакт-дисков. Это все те же МакSим с Аллой Пугачевой, а также Сергей Трофимов и Григорий Лепс.


Рейтинг журнала Forbes, август 2009 года


Место в рейтинге
(Место по доходам)
Артист Доход, $
1 (7) Алла Пугачева 3 700 000
2 (8-9) Дима Билан 3 600 000
3 (11-13) Филипп Киркоров 3 000 000
4 (33-34) «Ранетки» 1 300 000
5 (22-23) Николай Басков 1 900 000
6 (35-39) МакSим 1 200 000
7 (35-39) Жанна Фриске 1 200 000
8 (33-34) Валерия 1 300 000
9 (40) Сергей Лазарев 1 100 000
10 (17-18) Валерий Леонтьев 2 300 000
11 (44) Тимати 800 000
12 (26-29) Кристина Орбакайте 1 500 000
13 (26-29) «Мумий Тролль» 1 500 000
14 (46-47) Глюкоза (Наталья Ионова) 600 000
15 (30-32) Сергей Трофимов (Трофим) 1 400 000
16 (26-29) Григорий Лепс 1 500 000
17 (46-47) Юлия Савичева 600 000
18 (48-50) Земфира 500 000
19 (35-39) Олег Газманов 1 200 000


Опять же — в рейтинге «самых зарабатывающих» сохранили свои места и Алла Пугачева, и МакSим, и Григорий Лепс с Сергеем Трофимовым. Они и в этот раз обошли по доходам и Тимати, и Жанну Фриске. Добавилось еще одно совпадение с рейтингом по данным продаж — группа «Ранетки». Итого — половина из тех, чьи компакт-диски были лидерами продаж. Нет группы Centr, которую сложно представить на корпоративе. Нет Игоря Крутого, который основную часть своих денег зарабатывает как продюсер, а не как концертирующий музыкант. Нет Андрея Бандеры и Стаса Михайлова, которые, похоже, еще не набрали популярности у устроителей всевозможных частных мероприятий. Нет группы «Бумбокс», которая в полной мере «российским артистом» не является, поскольку ее участники числятся гражданами Украины, а значит, в данном рейтинге она не учитывается. Так же, например, как и группа «ВИА Гра».

Теперь давайте посмотрим на ситуацию с концертами. В том же Forbes, например, обозначено, что Дима Билан за II квартал 2009 года (с апреля по июнь) дал… 21 концерт. Из них шесть мероприятий — не являются полноценными сольными концертами, а проходят как рекламные шоу или мероприятия брендов вроде фестиваля Love Radio или «Евровидения». Между тем те же «Ранетки» дали за этот же период около 70 концертов (в некоторых городах по два подряд). Подавляющее большинство из которых именно кассовые мероприятия с продажей билетов, а не рекламные или промошоу! И даже группа «Бумбокс», которых не показывали по телевизору с той же частотой, как героя «Евровидения», выступали гораздо чаще. Ничего не напоминает? Помните, мы выше говорили об Алле Пугачевой, чей гастрольный тур свернулся, почти не начавшись, хотя по телевизору он получил, наверное, самый большой объем бесплатного промо? Получается, что объем присутствия в телевизоре уже не равняется признанию в массах. «Ранетки», конечно, в телевизоре присутствуют. Но фактически на одном-единственном канале, в отличие от вездесущей Аллы Борисовны.

Опять же, «Ранетки» почти в 10 раз обошли Диму Билана по запросам в поисковой системе Yandex — 15 700 000 обращений против 1 600 000. Обошел Диму Билана, пусть и ненамного, Сергей Трофимов. У него 1 700 000 обращений. На втором месте — певица МакSим. У нее — 4 900 000, что перевесило даже число запросов по теме Comedy Club (включая персональные обращения к резидентам Гарику Мартиросяну, Сергею Светлакову и Павлу Воле). Получается, что телевизионный имидж «первых поп-лиц» — не всегда выдерживает проверку.

Картина русского шоу-бизнеса отражается в средствах массовой информации, как в кривом зеркале. Персонажи, которые не сходят с журнальных страниц или с экрана телевизора, ЧАСТО не являются в полном смысле слова «популярными артистами». И вся шумиха вокруг их имен провоцируется с одной-единственной целью: обеспечить артиста корпоративными заказами, а не популярностью в массах. Массы, как выясняется, хотят платить свои деньги совсем не тем людям, которых им старательно показывают по телевизору или крутят по радио, если речь не идет о радио «Шансон».

Кстати, именно по этой причине мы не стали обращаться к рейтингам радио- и телеротаций. Дело в том, что, на наш взгляд, все эти рейтинги — голосование пассивное. То есть условный Дима Билан, чей клип крутится по семь раз в день, может, и не вызывает отторжения у публики. И один его хит люди готовы слушать. Но вот платить за это деньги они не готовы. При условии, конечно, что они не входят в оргкомитет «Евровидения» или правление крупной компании, выбирающей, куда потратить представительский бюджет конторы.

Зато мы попробовали обратиться в Российское авторское общество, одну из самых суровых институций, ведущих мониторинг поп-рынка. Постоянный автор газеты «Коммерсантъ» Борис Барабанов в своем блоге на сайте Slon.ru предположил, что данные РАО могут стать одним из самых точных индикаторов популярности артиста: чьи песни чаще исполняются, кто получает больше всех «публички», у кого больше всего зрителей на концерте, тот и в топе. Постановка вопроса, наверное, справедливая. Правда, мы, например, для нашего исследования просили просто назвать десять имен авторов, которым в прошлом и позапрошлом году были выплачены наибольшие сборы. И были согласны получить их без конкретных сумм выплаченных вознаграждений. На это пресс-секретарь РАО Марина Мурадова ответила нам, что «мы сошли с ума» и этих данных нам никто не даст, поскольку они представляют собой «коммерческую тайну». Так что к роли аудитора рынка РАО, к сожалению, пока не готово.

{-page-}

3. Кто продает рингтоны?


Но зато мы не могли обойти вниманием такой способ оплаты труда любимого артиста, как скачивание его хитов на мобильный телефон. Все тот же журнал Forbes при составлении своих рейтингов эти доходы, например, игнорировал, так как их доля в общих заработках артистов ничтожно мала. Но именно этот рынок сегодня является наиболее открытым и прозрачным. На наш запрос с просьбой предоставить данные по самым скачиваемым композициям охотно откликнулись все лидеры рынка: Zed Russia (ранее известная как INFON), i-Free и Nikita.


Топ-10 скачиваний в 2008 году по данным компании Zed Russia


Название композиции Исполнитель
Запахло весной «Бутырка»
Она не твоя Стас Пьеха и Григорий Лепс
Шаг за шагом Верона
Уходи Женя Отрадная
Ориентация север Лолита
Ты где? Инфинити & D.I.P. PROJECT
Вахтерам «Бумбокс»
Зеленоглазое такси Олег Кваша
А ты меня любишь? - Ага! DJ Slon feat. Ангел А
Мой рай МакSим



Топ-10 скачиваний в 2009 году (январь — август) по данным компании Zed Russia


Название композиции Исполнитель
Запахло весной «Бутырка»
Кайфуем Арсен Петросов
Белые розы Солисты группы «Ласковый май»
Ты меня забудь DJ Piligrim
Солнце Ани Лорак
Владимирский централ Михаил Круг
Арам Зам Зам «Чизкейк»
Вечная любовь Денис Майданов
Город Сочи Сергей Трофимов
Девочки танцуют (club mix 2009) DJ Vini & Victoria


Не спешите говорить: «Кто все эти люди?» Давайте посмотрим все списки. А потом сделаем выводы.


Топ-10 скачиваний в 2008 году по данным компании NIKITA


Название композиции Исполнитель
Мой рай МакSим
Уходи Женя Отрадная
А ты меня любишь? - Ага! DJ Slon feat. Ангел А
Ангелы здесь больше не живут
(из т/с «Проклятый рай»)
Ульяна КаракоZ
Непара Потап и Настя Каменских
Belive Дима Билан
Ты где Инфинити & D.I.P. PROJECT
Горе-зима Дима Билан
Манхэттен Банд'Эрос
О тебе «Ранетки»


Топ-10 скачиваний в 2009 году (на текущий момент) по данным компании NIKITA

Название композиции Исполнитель
Ода нашей любви T9
Вахтерам «Бумбокс»
Скажи, не молчи «Серебро»
Волна DJ SMASH & Fast Food
Не отдам МакSим
О тебе «Ранетки»
Белая стрекоза любви Quest Pistols
Белые розы Солисты группы «Ласковый май»
Так же, как все A'STUDIO
А ты меня любишь? - Ага! DJ Slon feat. Ангел А


Третий крупный оператор рынка мобильного контента — компания i-Free — вместо таблицы прислала не менее показательный официальный комментарий Анны Ивановой — руководителя отдела лицензирования компании i-Free:

В прошлом году у абонентов наибольшим спросом пользовались песни МакSим — «Лучшая ночь» и «Мой рай», композиция Forever (Тимати и Mario Vinas), песня группы «Ранетки» «Она одна» и, конечно, Believe me! Димы Билана. Отмечу, что МакSим уже не первый год занимает топовые строчки в мобильных хит-парадах. Для Тимати 2008 год был весьма удачным: он выпустил несколько громких, «цепляющих» релизов с хорошим видео, у него была высокая медийная активность, и, конечно, большую роль сыграл его дуэт со Snoop Dogg. Успех «Ранеток» связан прежде всего с одноименным сериалом. Ну а популярность песни Билана понятна — это результат его победы на «Евровидении».

Интересно, что «Fairytale» Александра Рыбака, которая сейчас возглавляет рейтинг мобильных хитов, пользуется гораздо большим спросом, чем прошлогодняя песня-победительница. По нашим оценкам, песня Рыбака весьма значительно обходит песню Билана по популярности среди пользователей мобильной связи.

Кроме того, сейчас хорошо продаются песня «Птицы», написанная MaкSим для фильма «Тарас Бульба», «Боби-Боба» Гоги из фильма «Спецназ», «Белая стрекоза любви» Quest Pistols и «Кайфуем» Арсена Петросова.

Наиболее часто повторяющиеся имена в списках самых скачиваемых композиций — это всё те же «Ранетки», МакSим и «Бумбокс». Неплохо качают Билана и Тимати. Попали в списки и традиционные шансонье — Сергей Трофимов и Григорий Лепс (пусть и в паре со Стасом Пьехой). Совсем нет Аллы Пугачевой, Стаса Михайлова, Игоря Крутого, Centr и Андрея Бандеры. Зато полным-полно имен, которые сложно сопоставить хоть с каким-то визуальным образом. Например, Арсен Петросов. Или Ульяна КаракоZ. А также армия анонимных DJ's — Slon, Piligrim, Vini.

Пусть данные по рынку мобильного контента не способны полностью отразить совокупную популярность артиста, но они подтверждают все тот же вывод, к которому мы приходили, анализируя чарты продаж альбомов и гастрольные заработки: медийная востребованность российских поп-звезд («известность») не является показателем реальной популярности их продукта — шоу, концертов, дисков, песен («популярность»). Армянский шансонье Арсен Петросов вдруг оказывается популярнее Димы Билана, известный как Моська DJ Slon опережает «золотой голос России» — Николая Баскова. Гостью каждого телевизионного шоу Жанну Фриске обладатели мобильных телефонов игнорируют, видимо предпочитая ее фотки ее песням. Никто (с известной натяжкой) из пользователей мобил не знает, для кого поет певица Валерия. Зато они два года подряд наслаждаются песней группы «Бутырка» и воскрешают из небытия 1990-х главный воровской хит «Владимирский централ». Давно ли вы видели Михаила Круга на обложке журнала?

Конечно, медийная активность, как отметила Анна Иванова из компании i-Free,  влияет на количество закачек того или иного артиста, что подтверждают неплохие результаты Димы Билана и Тимати. Да и рингтоны активнее качают дети и молодежь, так что Алле Пугачевой и Иосифу Кобзону на этом рынке не на что надеяться.

Конечно, «чемпионы закачек» вроде Ульяны КаракоZ или Арсена Петросова вряд ли соберут даже небольшой зальчик, какая бы рекламная кампания ими ни проводилась. Но у них-то, собственно, и нет претензий ни на статус «популярного артиста», ни даже (вроде бы) на выпуск альбома. И, может, именно за этими смешными на первый взгляд именами прячется новый русский мейнстрим, который так старательно скрывает от нас «эстрадная мафия»?

На основании многочисленных таблиц мы можем составить фоторобот российского мейнстрима:

— овал лица Марины Максимовой,
— нос и уши Григория Лепса,
— волосы… пусть будут рыжие и всклокоченные, как у Жени Огурцовой из группы «Ранетки»,
— глаза и брови Сергея Трофимова,
— лоб Андрея Хлывнюка из группы «Бумбокс»
— и торжествующая, со щербинкой, ухмылка Аллы Борисовны Пугачевой, которая больше похожа на хорошую мину при плохой игре.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • AScannerDarkly· 2009-10-21 18:24:34
    А кто такие "Аквариум", где-то в серединке?
    А разве скачивание хитов на телефон это объективное сопоставление? Это какая-то совсем зелёная молодёжь покупает рингтоны, вообще бесплатное осуществление этой операции распространено достаточно широко.
    А как же группа фабрика? Не дотянула, видимо... А Галкин слился потому что по совместительству?
    Выходит, что те кто жаждет реализовать себя на корпоративах не уделяют внимание народному голосованию. Однако все радуются, когда в топе.
    Я, думаю, что оценка верна, для мейнстрима-2, а первый мейнстрим никаким оценкам не поддаётся.

    Игорь Лисник • 21/10/2009 Поп-механика
    Сергей Евдокимов. Замкнутый «Шире круг», 20.10.2009
    Денис Бояринов. Каков поп? 19.10.2009


    Трилогия, ребзя.
    Я предлагаю конкурс читателям OPENSPACE!
    Даже два конкурса! На лучший анализ трилогии о классификации попсы!
    На выполнение фоторобота мейнстрима по сценариям Игоря Лесника, может народ из другого какого раздела подключится. 10$ за первое место, единичные работы рассматриваются, как техническое поражение (не зачёт) в отсутствие конкуренции.
  • leesnick· 2009-10-21 18:32:24
    ну, так и задумывалось, видимо, как трилогия. "Аквариум" не входит в десятку самых продаваемых артистов, к сожалению. Что касается рингтонов, то если вы обратили внимание - у нас не рейтинг бесплатных закачек, а данные от операторов мобильного контента.

    Фабрика - да, не дотянула. Это целиком и полностью группа для корпоративов. Галкин слился потому, что он юморист, а не певец. И сольных альбомов у него не было.

    и вывод у вас немного не правильный. те, кто жаждет реализовать себя на корпоративах, в первую очередь уделяют внимание медийному шуму, а не концертам-альбомам-дискам. да, место в топе всякому приятно. но, как показывает исследование, "корпоративные" артисты в них попадают не сильно часто.
  • AScannerDarkly· 2009-10-22 12:57:17
    Благодарю. Вот я и хотел сказать, что рейтинг бесплатных закачек был бы многим объективнее (уверен, +аргумент в вашем исследовании), понятно, что это не инструмент. Ну, про трилогию следует к boyarinov обратиться.
    Спасибо, это трудоёмкое исследование и, возможно, ближе вас к цели не подбирался никто.
Читать все комментарии ›
Все новости ›