Если самописец Гребенщикова вместо пиков и впадин чертит ровное плато, то никакого пульса у времени и нет. Время здесь остановилось.

Оцените материал

Просмотров: 14297

Колонка об остановившемся времени

Денис Бояринов · 21/10/2011
Темпоральные парадоксы на новых альбомах «Аквариума», «АукцЫона», «Браво» и N1NT3ND0

Имена:  Баста · Борис Гребенщиков · Евгений Хавтан · Леонид Федоров

©  Getty Images / Fotobank

Колонка об остановившемся времени
Музыкальным критикам обычно очень важно, чтобы рецензируемые ими пластинки соответствовали текущему моменту — чему-то, что называется тенденциями и трендами, пульсом эпохи, духом времени, цайтгайстом и другими набившими оскомину словами. Тем более если речь идет о песнях на родном языке. Логично ведь: вот есть какое-то время с его приметами, на одной территории живут какие-то люди с общими умонастроениями. Хочется, чтобы кто-то все это отразил, и кому, как не работникам рифмованного слова и запоминающейся музыки, этим заниматься.

У нас в России есть почетные работники слова и музыки, которые не первый десяток лет являются признанными «мыслеуловителями» и «чувствоотразителями». Один из главных, безусловно, мастер рифмованных коанов и парадоксов Борис Борисович Гребенщиков, всем известный ансамбль которого недавно выпустил очередную пластинку — «Архангельск».

«Архангельск» мгновенно сравнили с зеркалом «эпошки», в котором так точно отразилось, что «Вавилон не властен над тобой». Критики усмотрели неслучайность в том, что альбом вышел почти в тот же день, когда на съезде «Единой России» было объявлено, что на следующих президентских выборах тандем Медведев — Путин поменяется местами. Это многократно предсказанное событие почему-то так удивило многих наблюдателей, что и аквариумовской песне про Вавилон достался титул «манифеста молчаливого сопротивления», а пластинке в целом — статус остроактуальной. Парадокс тут в том, что Борис Борисович в мило-лукавом стиле духовного наставника многие лета поет одну и ту же песнь о том, что ничего не меняется, и о том, что «куда бы ты ни шел, на тебе стоит крест». Поэтому «лучше молчать, ведь все сказано до нас», и внутренне выпить внутренней водки с внутренним мартини. Однако вот странность: уже не первый десяток лет эта мантра успокоения воспринимается как откровение.

«Архангельск» — это не альбом-зеркало, а альбом — отражение предыдущих пластинок позднего «Аквариума». Скажем, «Навигатора», «Zoom Zoom Zoom» или «Лошади белой» — пластинок, на которых, к сожалению, не слышно никакой музыки, кроме слабой доли и цитат из Beatles с Диланом, и заметны только усталые выступления виртуозного жонглера словами. Вот, кстати, загадка, достойная строчки БГ (если еще не): что показывает зеркало, к которому поднесли другое зеркало, — многократно умноженную пустоту или там все-таки что-то есть? С другой стороны, чем задумываться об этом, лучше прослушать старые пластинки «Аквариума», которые, как мы понимаем, в России всегда актуальны. Например, «Навигатор» (1995), где поется: «Хошь — пой в опере, хошь — брей топором, / А все равно Владимир гонит стадо к реке, / А стаду все одно, его съели с говном».

Я не хочу сказать, что БГ — больше не мыслеуловитель или что приборы на его аэростате неисправны. Напротив, если самописец Гребенщикова вместо пиков и впадин чертит ровное плато, то никакого пульса у времени и нет. Время здесь остановилось. Не зря же на кухнях разговаривают про новый застой.

Тем более что время остановилось не только у него. Вот, к примеру, другая, не менее уважаемая группа на букву «А» — «АукцЫон». Ее новейший альбом «Юла» шибко крутится вокруг собственной оси, а точнее, вокруг дискографии ее ведущего участника Леонида Федорова, которого никак не заподозришь в отсутствии идей, застойном мышлении или узости кругозора: то коллажную радиопостановку «Таял» выдаст, то душеспасительные песни о смерти запоет, то поэму Хлебникова, написанную палиндромами, превратит в альбом и концертную программу, записанную с виртуозами Рибо и Медески. Но как раз этих фактов богатой дискографии Федорова на новом альбоме не прослеживается. «Юла» записана как по заявкам стародавних поклонников «АукцЫона», которым всех этих экспериментов совсем не хочется, а хочется им — чтобы как во времена их молодости, как на «Вернись в Сорренто» или на «Птице». И Федоров сперва дает им как в молодости — и даже позволяет три сумасбродных выхода Олегу Гаркуше. Но не забывает при этом в каждом номере достать фигу из кармана и ткнуть в лицо стародавним поклонникам — тем самым, для которых время остановилось. Вот это двойственное отношение к фанам как раз и не очень приятно.

«Юла», повторимся, очень лихо закручена и эффектно вертится-вертится. Но такое ощущение, что вертится по инерции или из вредности: выхода через песни в другое время и пространство, которые некогда были так важны и дороги Федорову, не происходит. Ну, может, у исполнителей на концерте происходит, а у меня как у слушателя — нет. Все вертится, но сливается в одну финальную «дудень-дудень-дудень»:



Про новый альбом «Браво», который выпущен после десяти лет перерыва, и говорить не приходится. Хоть он и называется «Мода» и записан на тексты новых приглашенных авторов, среди которых такие неожиданные кандидатуры, как Дмитрий Спирин из «Тараканов» и Анжей Захарищев фон Брауш из «Оберманекена», но понятно, что он не про сиюминутное. Он про несуществующее — у «Браво» все та же самая выдуманная мода «стиляг из Москвы», что и 30—20—10 лет назад. Дорогие гитары звучат, как всегда, превосходно. Роберт Ленц поет как Роберт Ленц, Евгений Хавтан как Валерий Сюткин. Самое слабое место — это тексты, такое ощущение, что новые текстовики как специально составляли их из самых злейших штампов группы. Даже использование новых слов типа «аватар» не спасает ситуации. В песнях «Браво» на орбитах звучит джаз, за окнами танцуют брейк-данс. С задней обложки «Моды» на слушателя катит на скутере Одри Хепберн с Грегори Пеком (из «Римских каникул»). Какое, милые, у нас десятилетие на дворе? Правильный ответ: никакое или все сразу. Времени больше не существует.

А вот еще один темпоральный парадокс. Дебютный альбом N1NT3ND0 — пластинка, которая звучит совершенно противоположно ретроупражнениям «Браво». N1NT3ND0 — это новый рейдерский проект Василия Вакуленко, больше известного как рэпер Баста или Ноггано. Вася придумал себе очередного персонажа, комического гангстера Нинтендо, который «отмел минуса» у Лила Уэйна и Снуп Дога и записал поверх них свои юмористические куплеты, которые иногда звучат не хуже, чем обэриутские опыты Дмитрия Озерского из «АукцЫона»:

«Отмели»


В треках N1NT3ND0, которые рассчитаны на то, чтобы как следует прокачивать басами тачки, много смешных шуток, но и правдивых афоризмов в них не меньше, чем на пластинках БГ. Казалось бы, у N1NT3ND0 речь по всем приметам про «лихие девяностые» — АК-47-дружок и к нему запасной рожок, рэкет и рейдерство, люди гибнут за бабло и изредка танцуют ламбаду. Однако виртуальный гангста Нинтендо прекрасно себя чувствовал бы и в нашем времени. Он как специально создан для него. Похоже, что принципы героев 90-х — не отдать свой кусок и брать музыку у иностранцев (т.е. там, где плохо лежит) — будут здесь вечными. Не надо даже менять батарейки.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • Golowa69· 2011-10-21 18:45:32
    Глубоко копаешь, Денис... А ты кто такой-то собственно? Музыкальный критик - это кто? - Тот, кто обси-ает все, что не попади? А ты попробуй, похвали. Думаю, что ничего у тебя тогда не получится. Унылое, холодное гавно.
  • Митрий Вертолётов· 2011-10-21 19:56:47
    да ладно не все так плохо... хотя статья мне и понравилась, но все же бросается в глаза ее однобокость. здесь же еще можно упомянуть новый альбом Арии -Феникс, или ДДТ- Иначе, и т.д. Дело, как по мне, не во времени которое, остановилось, хотя и оно тоже свое берет. Но главное, оно же простое, те исполнители о которых здесь упомянуто, просто продолжают тупо(при всем моем уважении к БГ) струярить (другого слова не нахожу) тоже самое что и струярили на пике своей популярности - обращааясь, естественно, в первую очередь, к своим старым фанам, таким же старым как и они, таким же старым, которые уже просто бояться что-либо менять. А там смотри может кто и из молодежи подтянится к остановившейся закалке. тем более этим исполнителям не надо раскручиваться, нои и так на хорошем счету. знаю массу людей, которые слушают тот же ДДТ, узнав о его альбоме, не задумываясь кинуться его качать или покупать и затирать до дыр. Да я и сам такой, вот только от ДДТ отошел давно, только дойдя до него, чего не скажешь про БГ...
    вопрос в другом.имеется достаточное количество групп и так далее, которые не бояться экспериментов и чего то нового, в первую очередь молодых групп, а это, как понимаете, требует и определенной раскрутки, и того же определенного напряга мозгов застоявшихся на месте...
  • jass· 2011-10-21 23:16:24
    по поводу нового альбома БГ согласен - мало что в нем меня впечатлило... лучше слушать его старые вещи... а вот "АукцЫон" порадовал, кто бы что не говорил... Федоров написал проникновенную музыку к весьма необычным текстам Озерского... в "Юле" не все песни подряд нравятся, но четыре из 11-ти точно прослушал уже по много раз
  • serezha· 2011-10-22 00:34:25
    Какой глупый текст
  • avant-art-rock· 2011-10-24 08:34:39
    Golowa 69, совершенно с тобой согласен. А между прочим АукцЫон-то прогрессирует - вот и джаз показал, и рок-н-ролл, и постпанк, и о авант-арт-роке не забыл. Талант на все руки. А тебе нравится только про "геликомибы" слушать? Скучно же так!!! )))

    Цитирую: "«Юла» записана как по заявкам стародавних поклонников «АукцЫона», которым всех этих экспериментов совсем не хочется, а хочется им — чтобы как во времена их молодости, как на «Вернись в Сорренто» или на «Птице»".

    Как бы не так! Мне всё равно очень понравился этот альбом, нисколько не меньше, если не больше, чем всё остальное. Бодрый, заряжающий альбом, от которого не до сна - а что вы хотели? АукцЫон экспериментирует всё время и в этом его ОГРОМНЫЙ талант. Просто непривычно, возможно, встречать такой экстетичный, взвинченный лихой альбом? Ну да, конечно, нам же лучше, чтобы было всё время бобэоби ))) А Анабено-Низарейский стиль не приедается, а?

    jass, а мне вот все 11 нравятся!
  • avant-art-rock· 2011-10-24 08:37:01
    Согласен с golowa 69. А между тем АукцЫон-то прогрессирует - вот и джаз показал, и рок-н-ролл, и постпанк, и о авант-арт-роке не забыл. Талант на все руки. А тебе нравится только про "геликомибы" слушать? Скучно же так!!! )))

    Цитирую: "«Юла» записана как по заявкам стародавних поклонников «АукцЫона», которым всех этих экспериментов совсем не хочется, а хочется им — чтобы как во времена их молодости, как на «Вернись в Сорренто» или на «Птице»".

    Как бы не так! Мне всё равно очень понравился этот альбом, нисколько не меньше, если не больше, чем всё остальное. Бодрый, заряжающий альбом, от которого не до сна - а что ты хотела? АукцЫон экспериментирует всё время и в этом его ОГРОМНЫЙ талант. Просто непривычно, возможно, встречать такой экстетичный, взвинченный лихой альбом? Ну да, конечно, нам же лучше, чтобы было всё время бобэоби ))) А Анабено-Низарейский стиль не приедается, а?

    jass, а мне все 11 треков из этого альбома нравятся!
  • usual1· 2011-10-24 09:43:25
    1) Попрекать музыкантов за цитирование Beatles и Дилана -- это как если бы Дениса обвиняли в том, что он пишет буквами, которые вовсе не он придумал.

    2) Самое "трендовое" сейчас -- это стойка на имя Владимир и фамилию Путин. Сразу возникают Аллюзии!

  • Nick Green· 2011-10-24 13:12:58
    иди убей себя автор, от твоей статьи воняет глупостью
  • PanJerzy· 2011-10-26 19:36:18
    Статья на правах ИМХО. Наверно, надо все критические обзоры предварять именно этой аббревиатурой. Кстати, интересно: про новый альбом Аукциона везде принято плохо писать?
Все новости ›