«Налич – это новый Галич», – пошутил кто-то у меня в фейсбуке. Его тут же поправили: не Галич, а скорее Юрий Кукин или Олег Митяев.

Оцените материал

Просмотров: 12786

КСП Петра Налича

Денис Бояринов · 29/10/2010
Что сделало московского архитектора первым и пока последним российским музыкантом, раскрутившимся только с помощью интернета?

Имена:  Александр Галич · Олег Митяев · Петр Налич · Юрий Кукин

©  Пётр Соколов

Музыкальный Коллектив Петра Налича

Музыкальный Коллектив Петра Налича

На открытую пресс-конференцию в эфире телеканала «Дождь», заявленную по поводу выхода нового альбома «Веселые бабури» Петра Налича, я идти отказался. Я вдруг понял, что со времен давнего интервью с Наличем, только собиравшимся дать первый большой концерт в Москве, у меня вопросов к нему не появилось.

Когда я посмотрел запись этой пресс-конференции в YouTube, то подумал, что и коллегам-журналистам, пришедшим на конференцию, у Налича нечего было спросить. В основном разговор крутился вокруг названия новой пластинки «Веселые бабури» и «Евровидения-2010», в котором участвовал Музыкальный коллектив Петра Налича (МКПН) и занял 11-е место. Поросший щетиной и потолстевший Налич, уютный и обаятельный, как плюшевый медведь, интеллигентно гнал про бабури и пытался шутить. Журналисты тоже пытались шутить. Все дружно смеялись шуткам. В студии была теплая атмосфера. «Как здорово, что все мы здесь…» – как сказал ведущий Михаил Козырев.

С одной стороны, что в этом удивительного. Налич – не Шевчук и даже не Noize MC. Далек от социального протеста и повестки дня. Поет о любви – преимущественно несостоявшейся или подзабытой, а то и вовсе непонятно о чем (какие-то бабури и индоутки), да еще и на «пиджин инглиш». Ну то есть, с точки зрения журналистов, это все равно что делать острое интервью с плюшевым медведем.

С другой стороны, разве не заслуживает история Петра Налича, за два года превратившегося из интернет-недоразумения в одного из успешных артистов на нашем поп-рынке, вдумчивого и серьезного отношения? Уверенные продажи «физических носителей», многотысячные залы, заказы на корпоративы и билет на «Евровидение» – почему все это вдруг посыпалось на голову скромного архитектора из интеллигентной московской семьи, порезвившегося с друзьями на даче, а потом выложившего все это в YouTube?

©  Пётр Соколов

Пёрт Налич

Пёрт Налич

Распространена версия, что за Петром Наличем стоит какой-то мощный продюсер, а то и целый продюсерский центр, который все для него придумал и реализовал. Насколько я знаю из своих разговоров с Наличем и людьми, которые с ним работали, эта версия ложна – то есть без помощников на разных стадиях Петр, конечно, не обошелся, но никакого Карабаса-Барабаса или Малькольма Макларена у него не было и нет. Однако было бы проще, если бы он был. Вот с ним бы получилась интересная пресс-конференция. Первый и главный вопрос: что же именно он такое придумал, что сделало Петра Налича первым и пока последним российским музыкантом, раскрутившимся до значительных оборотов ТОЛЬКО с помощью интернета. В чем ноу-хау?

Концерты МКПН показывают, что основная аудитория группы женский пол. В этом, конечно, нет никакой новизны: для мужчины-артиста важно быть привлекательным для женщин. Петр молод и обаятелен, мягок и интеллигентен: не метросексуал, не мачо, не гей, не пацан с района и не фрик – таких российской эстраде явно не хватало. Но ведь музыка и песни тоже должны иметь значение.

«Налич – это новый Галич», – пошутил кто-то у меня в фейсбуке. Его тут же поправили: не Галич, а скорее Юрий Кукин или Олег Митяев. Ассоциация справедлива: песни МКПН – это КСП нашего времени. Бардовская песня возникла в советской интеллигентской и ИТР-среде как реакция на залитованную официальную песню – петь за столом (у костра) было нечего, а хотелось. Пришлось самим сочинять. Архитектор Петя Налич, внук боснийского оперного певца Захида Налича, мне кажется, сложил свой шлягер про «гитар-ягуар» по схожим причинам. Когда «как здорово, что все мы здесь» на даче, не захочется затянуть «Малинки-малинки-такие вечеринки» или что там было в чартах два года назад. И он нашел свою аудиторию – людей, которым этого не хватало. Их оказалось немало.

По смысловой нагрузке «Малинки» от самодеятельных песен МКПН, конечно, мало чем отличаются. Но в «Гитар-ягуар» хотя бы есть что петь. Мне лично Петр Налич глубоко симпатичен именно этой своей (наследственной) любовью к пению, которой он пытается заразить других. Его последняя пластинка «Веселые бабури» – по образам и мелодике – такой сплав русских песен, ставших уже фольклорными, от «То не вечер» и «Есаул молодой» до БГ («Софокл») и Цоя («Провода»). Если «Бабури» Налича хоть чуть-чуть раскрутят Россию на возрождение культуры застольной или самодеятельной песни, к нему, в переносном смысле, не будет больше никаких вопросов.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • kustokusto· 2010-10-29 14:53:37
    Скорее : Галич VS Налич. Ну, что вы - всё выдержано , всё в духе партии и правительства . В духе "новых консервов". Надо ему лучше про казаков выучить - и с Михалковым-1% на 2 голоса затянуть . Ойййй-дааааа...
Все новости ›