Я совершенно не осуждаю людей, которым нравится «Лаванда». У них такой вкус. Это не значит, что все они говно.

Оцените материал

Просмотров: 31590

Андрей Макаревич: «Остопиздела политика»

Денис Бояринов · 22/05/2012
Лидер «Машины времени» о новых песнях, «Лаванде», переезде «Сотворения мира» в Пермь и толерантности к Владимиру Соловьеву

Имена:  Александр Чепарухин · Андрей Макаревич · Владимир Матецкий

©  Митя Алешковский / ИТАР-ТАСС

Андрей Макаревич

Андрей Макаревич

На прошлой неделе меня пригласили на съемки телепрограммы «Достояние республики», посвященной юбилею композитора Владимира Матецкого. Для тех, кто не смотрит телевизор: «Достояние республики» — это телешоу на Первом канале, в котором нынешние поп-артисты поют кавер-версии шлягеров советской эстрады, а зрители в студии и у телеприемников выбирают из них лучший. Выпуски программ — тематические, посвященные известному певцу или композитору. В программе присутствуют главный герой, чествующие его друзья и гости, а также пул журналистов, которые оценивают качество ремейков, а на деле — отпускают комплименты главному герою. Массовка в зале, отрабатывающая свои 500 р., профессионально дремлет, заученно отзываясь на поступающие откуда-то сверху команды то бурными аплодисментами, то танцами под «Было, но прошло» в исполнении Софии Ротару. Словом, обычная многочасовая телесъемка по сценарию, имитирующая полупрямой эфир, где все самое интересное остается на полу в монтажной — и участники передачи, включая главного героя, это прекрасно понимают, предваряя свои острые высказывания фразой «Это, конечно, вырежут». В финальное голосование, для проведения которого зрителям в студии выдают неуклюжие бутафорские пульты о трех кнопках, участники съемок верят примерно так же, как в справедливость выборов президента РФ. Мол, сколько нужно — столько и нарисуют. Тем удивительней были результаты голосования в «Достоянии республики», посвященном автору хитов Софии Ротару и соавтору Юрия Чернавского по культовому магнитоальбому «Банановые острова» (песни из которого, разумеется, даже не исполнялись). Лучшей песней Владимира Матецкого разморенная духотой от софитов массовка почему-то признала самую свежую его работу (из предъявленных) — многозначительную притчу «Черви в золоте» («Брошенный богом мир»), сочиненную Матецким для последнего альбома «Машины времени». Эту песню группа сыграла в самом начале, ее сняли для заготовленного финала и не стали обсуждать, и, казалось, аудитория даже не разобрала ее слов («Лето в холоде, танцы в холоде, Кто на проводе? На проводе тьма») — и тут, бах, она опередила и «Лаванду», и «Луна-луна», «Автомобили» и даже «Хуторянку». Юбиляр Владимир Матецкий, и сам не ожидавший такого результата, сказал, что, наверное, это потому, что в зале собрались молодые люди, которым интересно то, что происходит сейчас (вот эту подводку, скорее всего, вырежут на монтаже). Невидимый голос, принадлежащий, видимо, режиссеру, сказал, что не надо обращать внимания на этот «московский результат», мол, по России будет другой. Мне в этот момент вспомнилась колонка Андрея Лошака «Закоротило» — на моих глазах в студии Первого канала происходил какой-то сбой системы.

Этот инцидент стал поводом, чтобы позвонить за комментариями исполнителю песни и президенту фестиваля «Сотворение мира» Андрею Макаревичу, который быстро ушел со съемок и не знал результата, и поговорить не только о том, какие песни побеждают в эфире Первого канала.


— Я звоню вам рассказать, что зрительный зал «Достояния республики» выбрал лучшей песней Владимира Матецкого — исполненную «Машиной времени» «Черви в золоте». К большому удивлению и съемочной группы, и самого Матецкого.

— Почему к удивлению?

— Никто не ожидал.

— Почему не ожидали?

— Я вас хотел спросить: почему?

— А я ожидал. Она, по-моему, известная — ее много играли по радио, и это не самая плохая наша песня. Отчего же не выбрать?

«Брошенный богом мир»


— Но ее конкурентами были три народных хита Софии Ротару, под которые вся студия плясала и топотала.

— Видите, мир-то меняется постепенно.

— Вы считаете, что «Брошенный богом мир» — просто хорошая песня?

— Я ничего не считаю. Я же не выбирал — спросите у тех, кто выбирал.

— Режиссер, обращаясь к ведущим, прокомментировал эту ситуацию так: «Это московский результат. А Россия проголосует по-другому»

— Совершенно верно. Это меня тоже не удивит.

— Песня «Брошенный богом мир», особенно на фоне остальных, прозвучавших в «Достоянии республики», считывается как актуальный комментарий и живой отклик на то, что происходит сейчас в Москве.

— Если сводить все функции песни исключительно к актуальности, то мы ее превратим в газету. Это новости у нас должны быть актуальные. А песня должна быть песней. Песня должна цеплять. «Bésame Mucho» до сих пор цепляет весь мир. Несмотря на то, что никакой актуальности там нет. Но на самом деле это самая актуальная песня и есть, потому что люди любили и будут любить. Просто это очень талантливо написано. Остопиздела политика немножко.

— А «Лаванда, горная лаванда» цепляет?

— А что «Лаванда»? Ее пела все страна, между прочим. Я совершенно не осуждаю людей, которым нравится «Лаванда». У них такой вкус. Это не значит, что все они говно. Кого-то научили одному, кого-то научили другому.

— Осуждать людей за вкус неправильно, но можно осуждать Первый канал, который, показывая одну «Лаванду», воспитывает вкус.

— Он не только одну «Лаванду» показывает.

— Вас часто зовут в эфир Первого канала — как музыканта, с группой?

— Нечасто.

— С чем это связано?

— Спросите у них — почему спрашиваете у меня? Зовут в основном в связи с какими-то знаковыми событиями: мне сколько-то лет или «Машине времени». Или вот как сейчас — в «Достояние республики». Несколько раз в год — раз или два.

— Концерты показывают?

— Был очень большой концерт, посвященный 40-летию — очень прилично снятый и записанный. Потом был хороший концерт с Оркестром креольского танго из Театра эстрады. Потом был уж совсем неожиданный для меня концерт Love с «Акапеллой Экспресс», снятый Болтенко (Андрей Болтенко — главный режиссер Первого канала. — OS) в клубе. Но я, в конце концов, не Стас Михайлов, чтобы меня с новыми русскими бабушками показывать.

— А что Стас Михайлов? Потому что Михайлов делает рейтинг, а старейшая из наших рок-групп «Машина времени» — не делает?

— Я не задаю себе вопросы, ответ на которые я сам не должен давать. Мне это не очень интересно.

{-page-}

 

— Я недавно видел концерт «Машины времени» на канале «Дождь».

— Наверное, не наш, а Кутикова (бас-гитарист и вокалист Александр Кутиков выступает с группой «Нюанс». — OS).

— Нет, именно «Машины времени».

— Серьезно? Так это здорово. Спасибо им, и вообще канал отличный.

— Это было 6 мая, в ночь после разгона «Марша миллионов» — неожиданно, вместо новостных и аналитических программ. В этом хотелось даже прочесть какое-то послание.

— Меня не было в Москве, но приятно. Я не видел.

— Я в сети недавно прочел ваш комментарий по поводу протестной прогулки музыкантов, организуемой Троицким и Липницким.

— Никаких комментариев я не давал. Я вообще не комментатор. Я больше люблю музыкой заниматься. Я слышал, что Троицкий там что-то организует. Но я не очень понимаю, какая конечная цель. Была прогулка писателей — я в ней участвовал. Все прошло замечательно. Давайте теперь сделаем прогулку художников и т.д. Это «Челюсти-2», «Челюсти-3» — это не очень интересно. Смысл-то в чем?

— Что впереди у «Машины времени»?

— Я сейчас написал несколько песен. Мы соберемся буквально в ближайшие дни, и думаю, что мы их воплотим в бетон.

— О чем ваши новые песни?

— Вам понравится. Я доволен.

— Как долго ждать?

— Как только — так сразу. Я люблю как можно быстрее. Кутиков говорит, что лучше не торопиться, а сделать хорошо. Вообще, вся механика изменилась — раньше песни копились на альбом, сейчас это никому не нужно. Сейчас надо записать песню, снять ее и повесить в сеть. Так, видимо, и будем действовать.

— Вы альбом «Time Machine» издали даже на виниле. Зачем?

— Очень хотелось — в первую очередь для себя и для своих друзей увековечить труды на Abbey Road.

— Исключительно для памяти?

— Любая пластинка для памяти. Не для памяти — концерт. На Abbey Road работают колоссальные мастера, умеющие делать мастеринг под винил. Глупо было этим не воспользоваться. Это другое сведение, другой мастеринг и очень хорошее качество.

— Вы еще собираетесь ездить записываться на Abbey Road?

— Не знаю. Мы получили опыт хороший. Я потом еще с креольцами (Оркестр креольского танго. — OS) там писался. Были бы лишние деньги — мы бы оттуда не вылезали.

— Дорого?

— Во-первых, дорого. Во-вторых, если раньше это как-то окупалось продажей пластинок, то теперь — нет. Теперь это деньги, выброшенные на искусство. Такими суммами мы не располагаем.

— Что происходит с «Сотворением мира»?

— Фестиваль перенесен в Пермь. Это сулит нам массу сложностей — и материальных, и технических, но я очень надеюсь, что мы с ними справимся. Проблема в том, что Базарная площадь в Казани, которая всегда использовалась под «Сотворение мира», оказалась недостроенной, поскольку они перестраивают ее к Универсиаде. Собирались закончить ремонтные работы к весне, но не успели и заканчивают только осенью. Площадь вся перерыта и перегорожена. Так получилось, что мы лишились в Казани места проведения.

— Но отношения с властями в городе у вас остались хорошие?

— Да. Кроме того, мэр города Казани предоставляет нам свою команду, которая четыре года работала над фестивалем. Они приедут в Пермь и помогут нам — у них очень большой опыт работы с иностранными артистами и прочее.

— Где состоится фестиваль в Перми?

— На городской площади — я не помню, как она называется. Она несколько меньше, чем казанская, но достаточно большая.

Вообще говоря, когда мы придумывали этот фестиваль, как вариант мы рассматривали проводить его каждый год в новом месте. Это оказалось очень сложным, потому что один мэр к этому расположен, другой — не очень, у одного есть деньги, у другого — нет.

— Насколько я понимаю, в Пермском крае недавно как раз поменялась власть. Это не повлияет на «Сотворение мира»?

— Я надеюсь, что нет. Слушайте, по-моему, мы везем им очень большой подарок — фестиваль, о котором город может только мечтать. Faith No More, Джон Маклафлин и Remember Shakti — для меня это даже интересней, чем Faith No More. Они несколько лет не играли и специально собираются вместе, чтобы приехать на этот фестиваль.

— Вы на каждом «Сотворении мира» показываете какой-то свой проект. В этот раз что будете играть?

— Не на каждом, нет. В этот раз, может быть, с «воскресниками» («Воскресение». — OS) выйду. Я могу присоединиться к любой блюзовой команде. Там, например, будет один хороший блюзовый голландец (не помню сейчас его имени), который один с 12-струнной гитарой чудеса творит на стадионах. Там будут люди, с которыми можно поиграть.

— Видели ли вы видеообращение арт-директора «Сотворения мира» Александра Чепарухина, недавно опубликованное на сайте «Большого города»?

— Еще не видел.

Обращение Александра Чепарухина


— Он обращается к друзьям и коллегам с призывом не общаться и буквально не подавать руки людям, прислуживающим власти. Обращается и конкретно к вам — процитирую почти дословно: «Андрей Макаревич, прошу тебя — можно, в следующий раз зайдя к тебе в гримерку, я не увижу там Владимира Соловьева?» Вы ему можете что-то ответить на эту просьбу?

— Я оставлю за собой право видеть у себя в гримерке тех, кого считаю нужным. Тем более что к власти Соловьев имеет, по-моему, очень опосредованное отношение.

— Вы считаете, что методика бойкота и «нерукопожатности» вообще эффективна?

— Я считаю, что надо поучиться толерантности — и Чепарухину, и многим другим. (После долгой паузы.) Вообще, фестиваль «Сотворение мира», в котором Александр Чепарухин принимает участие, делается при поддержке администрации президента. И Чепарухин не может этого не знать. Так что ему придется отказаться либо от своих слов, либо от фестиваля.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • Anton Chernin· 2012-05-24 19:22:09
    https://www.facebook.com/photo.php?v=416691235031522
  • tridi· 2012-05-24 23:56:31
    //Андрей Макаревич: «Остопиздела политика»//
    - Тогда зачем было ехать на юбилей Горбачева в Лондон?
  • tridi· 2012-05-25 10:32:24
    Матерный язык, используемый в качестве откровенности или доверительности - показывает , на самом деле, низкий духовный уровень человека.

    Матерный язык снижает духовный уровень человека, что может сказываться на его карме.
Читать все комментарии ›
Все новости ›