Популярность и коммерческий успех вообще не являются уже показателями чего-либо.

Оцените материал

Просмотров: 33593

Итоги-2011: личное мнение

29/12/2011
Страницы:
 

Андрей ПАНИН, диджей

Уходящий год не войдет в историю появлением новых стилей, звуков, лейблов и таких классных штук, как bandcamp.com и soundcloud.com. И слава богу! Всего и так уже очень много. Кроме того, в прошлом году стало понятно, что чем больше ты интересуешься музыкой и чем больше тратишь времени на ее поиск, тем больше у тебя шансов оказаться одному в своих пристрастиях. But, no fun to be alone… и сейчас, когда читатели одного блога далеко не единогласно выбирают двух-трех общих героев, списки критиков вообще никак не пересекаются, а число любимых альбомов за год сильно превышает 10, хочется еще больше все усложнить и добавить для итоговых опросов еще один пункт — источник получения музыкальной информации. Мне кажется, что это сильно характеризует слушателя, а еще может привести к появлению итогового хит-парада блогов, магазинов и интернет-радиостанций. Поэтому позволю себе помимо артистов и стилей назвать свои незамысловатые виртуальные явки. Тоже отнюдь не новые.

Инди-поп, на мой взгляд, единственный стиль, который не стыдно было перетащить с собой в новый век. Мне до сих пор нравится слушать музыку альбомами. В начале года это были Lykke Li, Shine 2009 и Nicolas Jaar. В середине — Cults, Monster Rally, Rainbow Arabia и Class Actress. В конце — Mayer Hawthorne, Blood Orange, The Drums и Summer Camp. Все это и многое другое чуть раньше появляется в ЖЖ-сообществе wishyouwererare и just-good-music, чуть позже на «цифровой Горбушке» — FunkySouls.ru и Lectro.ru. Если проявить оперативность, то виниловые версии этих альбомов можно купить в интернет-магазине Juno.co.uk или Phonica.co.uk. Если их там не окажется (а все значимые альбомы разбирают за месяц-два), то можно попробовать купить их с рук на Discogs.com. Или заказать непосредственно с лейбла.

В жанре «миксы и подкасты» на 1/6 части суши нет равных радио Follow Me. Когда твоя работа заключается в беcпрерывном прослушивании и отборе новинок, час хорошей компилированной музыки — это примерно как нелегальный недельный больничный. Для затяжных прогулов есть 4 потока радиоэфира. А для тех, кому неохота самому по 20 ссылкам следить за новинками диско, инди- и хип-хопа, лучшие российские блогеры расскажут обо всем в одном потоке. Оттуда мне перепадают новые ремиксы на Glasser, Sleep Over, Grimes и Лану Дель Рэй. Там я смиряюсь с существованием хип-хопа.

Тяжелее всего в последнее время мне дается поиск новинок танцевальной музыки. Судя по тому, что лучшие хиты в этом стиле или находятся в разделе re-edits, или звучат как аналоговый хаус 90-х, похоже, что она давно потеряла свои авангардные позиции. Но при этом до сих пор является самой востребованной. Хотя многие диджеи, которые тщательно следят за soundcloud.com и beatport.com, придерживаются по поводу ее актуальности другого мнения.

Благодаря энтузиазму некоторых лейблов (Soundway, Vampi Soul, Sofrito) и блогов в уходящем году не угас интерес к этничеcкой ретромузыке. Лидером удачных переизданий стала кумбия. Зная некоторую инертность наших клубов, можно предположить, что в следующем году вслед за первыми витч-хаус-вечеринками в «16 тоннах» пройдет первая thropical discoteque. А на «Лебедином озере» наконец один день отдадут любителям даба.


Андрей ПОДШИБЯКИН, хип-хоп-специалист

Пусть будет так, in no particular order:

1. Песня Ноггано «Ростов-город, Ростов-Дон», которая на самом деле official anthem Ростова-на-Дону и резонирует с ним на бесчисленных уровнях.

2. The Game «Red Album». Гейм в 2011 году окончательно ебанулся, сделал на лице татуировку в виде логотипа Лос-Анджелеса и записал альбом, на котором помимо традиционных воздушных поцелуев Доктору Дре есть страшной силы вещь: «Martians vs Goblins», совместная с Лил Уэйном и Tyler The Creator из Odd Future. Непонятно, насколько намеренно, но картина сложилась идеально: Тайлер бубнит какую-то грязь, Лил Уэйн традиционно паясничает и выпендривается, а The Game находится как раз посередине.

3. Tech Nine «Mental Giant». Про Тек Найна надо понимать одну вещь: без больших тиражей и ротаций вокруг него клубится многотысячная армия фанатов (которые называются Technicians), он сам себе тур-менеджер и саунд-продюсер, зарабатывает миллионы и записывает примерно по альбому в год. Особенно см. клип на «Mental Giant» — это ад, апокалипсис и безумие.

4. DOOM (который во второй раз приезжал в Москву в июне) снова находится в запое/творческом отпуске, что не помешало ему выпустить мощнейший сингл «Victory Laps» с Ghostface'ом. Конфигурация их давно обещанного совместного проекта, кажется, в очередной раз изменилась, и лейбл Lex больше не имеет к нему отношения.

5. Непонятно откуда взявшийся сингл «Syllables» с участием Эминема, Фифти Сента, Джей-Зи и Доктора Дре по пунктам рассказывает, что плохо в современном рэпе, — и сам же радостно с разбега напарывается на все перечисленные грабли.


Владимир РАЦКЕВИЧ, Zoom Ra

2011 год я запланировал концертным, решил полностью выбраться из студии и вдохнуть наркотический воздух сцены как на собственных выступлениях, так и на чужих. Вот некоторых из них.

6 июня. «Крокус Сити Холл». Ringo Starr & All Starr Band. Приятные ностальгические воспоминания: Тhе Beatles и Edgar Winter, их бы 30 лет назад!!!

8 июня. Moby. Концерт в «Лужниках». В мертвый сезон в среду наполнить «Лужники» — браво!

17 июня. Король «болотного рока» Джон Фогерти впервые выступил в Москве. Сказочный классический рок-концерт в «актовом» «Крокусе» с великолепным звучанием гитары и after-party в клубе Music Town.

29 июля. «Крокус Сити Холл». Выступил Роберт Плант с Band of Joy. Экстравагантного и нестандартного звучания было не разобрать. Корифей британского хард-рока, бывший фронтмен группы Led Zeppelin, обладатель «Грэмми», кавалер Ордена Британской империи не заслужил такого ужасного результата — отвратительная звукорежиссура. Атмосфера концерта была испорчена неинформированной урловой частью публики, разочарованной отсутствием хард-роковых рифов Led Zeppelin.

11 августа. «Фестиваль неформатных артистов». Арт-пространство «КОРИДОР». Случай беспрецедентный: большой многофункциональный зал в центре Москвы, не имеющий аналогов, был почти пуст, и если бы не уникальное выступление проекта «Torch Project — Шарикъ мсье Шарикъ», можно было бы считать вечер убитым.

19 ноября. Alice Cooper. В интродукции прозвучал трек «Billion Dollar Babies», заглушаемый позывными «Крокуса» в исполнении Магомаева «Ты моя мелодия» как напоминание о временах застоя — временах взлета Элиса Купера. А далее — грандиозный Рок-театр с большой буквы.

В финале по сцене проходит череда людей с флагами и плакатами: «Голосуйте за Элиса!», «Ему наплевать!», «Сложный человек на сложные времена». Почему бы и нет, думали пришибленные предвыборными дебатами россияне.

2 декабря. Рамона Рэй — одна из главных звезд польской сцены. Певица показала в China Town Cafe живой сет на вечеринке Last Wave и представила свой третий альбом, который совсем недавно вышел в Польше.

Рамону Рэй называют польской Бьорк. Ее голос, эстетика и пластика, упакованные в экспериментальный электросаунд Игоря Чернявского, снесут крышу самым требовательным слушателям.

Путешествия по клубной Москве превратились в погоню как минимум за вторичностью. Жалкое зрелище: подземный мусор, постпанковская поэзия, дурновкусие подобострастных лабухов от блюз-рока и фьюжн-джаза, плотность городских сумасшедших произвели удручающее впечатление. Клубная жизнь Москвы ориентирована на выживание барной экономики. Полное игнорирование арт-событий при наличии неинициативных арт-директоров взамен на снобизм. Надеюсь, что в 2012 году музыка опять станет больше, чем музыка.


Михаил РЕЗВАН, радио Follow Me

Каждую неделю мне приходится прослушивать примерно 500 треков, чтобы выбрать из них пять-десять, которые подойдут для эфира: это и mp3 из блогов, и небольшие EP, целые альбомы и сборники. К концу года можно взглянуть на фонотеку треков из ротации и посчитать: какой артист появляется чаще всего. На первом месте идет молодая британская группа Summer Camp. Конечно, использовать слово «пронзительный», говоря о вокале, — это ужасное клише, но это именно то слово, которое наиболее точно отражает мои эмоции от прослушивания — каждая песня в исполнении вокалистки Elizabeth Sankey особенна, и это на сто процентов близкая мне музыка. Если брать именно этот год, то далее по списку идет Cults, чье выступление на фестивале Primavera запомнилось мне больше всего. Из электронных артистов это, конечно, Star Slinger, выступавший на праздновании двухлетия радио Follow Me в «Солянке». Почти каждый ремикс этого парня гораздо лучше оригинала и отлично подходит не только для эфира, но и для вечеринок. Это, пожалуй, что вспоминается сразу. Продолжать список я мог бы бесконечно: такие исполнители, как Twin Shadow, The Drums, Toro Y Moi, Twin Sister, Das Raсist, Austra, плюс новички TV Girl, Oregon Bike Trails, Generationals оставили очень хорошее воспоминание о 2011 годе.

Ну и, конечно, я хотел бы отметить бурное развитие именно русской электронной сцены. Это, безусловно, Pixelord, выпустивший в этом году потрясающий альбом «Puzzles», объединения RAD и Gimme5, чей список артистов, таких, как Lapti и Ol, 813, Maguet, Nocow, Vtgnike, Moa Pillar, заставил уже не искать ростки русской сцены, а гордиться ее неоспоримыми успехами. Из личного топа это «Мох», в чей потенциал я очень верю, и «Птицу емъ», чьи песни я уже знаю наизусть. Закончу, казалось бы, банальностью, но такой банальности я рад: в 2011-м все действительно развивалось очень стремительно, и уверен, что в 2012 году нас ждет много новых имен.


Максим СЕМЕЛЯК, журналист

К стыду своему, я в этом году практически не следил за современной музыкой, хотя несколько приятных пластинок могу навскидку назвать — например, Gruff Rhys «Hotel Shampoo», Julia Holter «Tragedy», Connan Mockasin «Forever Dolphin Love». Что касается наиболее обсуждаемых релизов года — кроме Пи Джей Харви, то тут я остался, пользуясь словами глубоко мной уважаемого, но не слишком любимого Саймона Рейнолдса, inexplicably uninvolved. В этом году было много музыкальных смертей — про совсем уж заметных персон, как Уайнхаус, я молчу, но ведь еще умерли, например, Шон Бонивелл из Music Machine и бразилец Лула Кортес, скончалась Поли Стайрин из X-Ray Spex, позавчера похоронили Никиту Дьяконова, человека, когда-то работавшего продавцом в «Трансильвании», прекрасного знатока музыки.

Как ни странно, одно из сильнейших впечатлений этого года связано с музыкой простонародной. Как известно, в этом году Шевчук выпустил новый альбом «Иначе». Я его целиком не слушал и, признаться, не собираюсь. Но там в конце есть одна песня, называется «Хич», которая меня преследовала больше двадцати лет. Песня еще начала восьмидесятых, но никогда не была толком записана. Я несколько раз в жизни встречался с Шевчуком — на предмет интервью или случайно — и всякий раз просил его как-то реанимировать эту вещь. Никакой связи между моими просьбами и фактом опубликования «Хича», разумеется, нет. Но от того, что теперь он записан и оцифрован, мне на душе спокойнее — потому что эта песня, как вампир, все эти годы не находила себе покоя у меня в голове. Как выражается один мой знакомый пианист — это грубый кайф, но иногда он бывает необходим.


Кирилл СОРОКИН, программный директор фестиваля Beat

В этом году я мало слушал новой музыки, соответственно — мало и плохой. Мне очень понравился новый альбом Metronomy «English Riviera», навеянный примерно той же географической местностью и, так сказать, эмоциональным ландшафтом, как те, где я впервые на них наткнулся три или четыре года назад — во FNAC'e одним осенним утром в Ницце; Пи Джей Харви записала мощнейшую, фактически безупречную пластинку, по-моему, лучшую со времен «Stories from the City»; у Gang Gang Dance отличный альбом. Ну и Муджуса я в этом году слушал, наверное, чаще других. Из менее очевидных имен — мне понравились сравнительно молодая группа Yuck, ловко перекраивающая шинель, из которой вышли Sonic Youth, и ныне уже несуществующая немецкая псевдокраутроковая формация Popol Vuh, написавшая с десяток саундтреков к фильмам Херцога: у них в этом году вышел бокс-сет «Revisited & Remixed», приуроченный к десятилетию со дня смерти их основателя, Флориана Фрике. Это церемониальная, местами пугающая музыка, через которую бывает сложно продраться, так что имейте в виду: лучшее, что они записали, — это как раз музыка к фильмам Херцога, особенно к его документальному фильму «Великий экстаз резчика по дереву Штайнера» (1974).

Что касается концертов, то их в этом году было существенно больше, чем возможностей на них ходить, но я видел один, который меня искренне поразил, — Arcade Fire в Варшаве. Если совсем вкратце, это торжество какой-то нечеловеческой машинерии, три гигантских экрана, напоминающие кинотеатр под открытым небом, сюжетный видеоряд на каждую песню, черт знает сколько режиссеров, снимающих только то, что происходит на сцене, — в общем, этакий «Аватар» от мира современной поп-музыки, где собственно музыка занимает процентов 60 внимания. И last but not least — книга Патти Смит «Просто дети». У меня сперва не было намерения ее читать, но потом я случайно за нее зацепился и уже не смог оторваться. Она блестяще написана, так что даже не очень понятно, уместно ли проводить ее по линии нонфикшна — по сути это искренний и очень человечный роман от первого лица о том, что творилось в Нью-Йорке и по всей Америке на рубеже 60-х и 70-х, начиная с того момента, когда Патти Смит еще работала в книжном магазине и совсем не представляла, к чему приведет ее одержимость искусством. Эта книга дает совсем иной — и довольно редкий — взгляд на то, что происходило в то время, отличный, скажем, от книги «Прошу, убей меня», — смешных и страшных историй здесь не меньше, но точно больше сокровенного.


Сергей СТЕПАНОВ, музыкальный обозреватель и автор OPENSPACE.RU

Начался 2011 год невероятно круто — с песни Duran Duran «Before the Rain», с пластинки Пи Джей Харви, с дебюта Zorge — но, взяв зачетную высоту еще в феврале, впоследствии как-то скуксился. «Before the Rain» так и осталась лучшей песней года, «Let England Shake» — его лучшей пластинкой, а Zorge — лучшим дебютом (можно, кстати, и без вкусовщины — безоговорочно главный бестселлер года, второй альбом певицы Адель, вышел в январе). О чем это говорит? Да, как водится, ни о чем — музыкальные тренды последних лет настолько сиюминутны и малозначительны, что, даже испытывая определенный интерес и даже симпатию к, допустим, чилл-вейву, всерьез рефлексировать хочется только по поводу более или менее вечных ценностей.

Горько-сладкий — но, как ни крути, победный — дубль удался R.E.M., сначала выпустившим свою лучшую пластинку за много лет, а затем сообщившим миру, что других не будет. Выдающийся альбом записали на почве своей и чужой любви к Морриконе и прочей архивной киномузыке продюсер Дэнжер Маус и композитор Даниэле Луппи. Foo Fighters и My Morning Jacket доказывали, что кризис музыки рок распространяется не на всех, Lamb и Plaid — что оказаться на глухой обочине можно и с блестящими альбомами, а группа Coldplay — что даже самую безупречную репутацию ничего не стоит подмочить. Я, например, подмочил в 2011-м репутацию парня, попадающего всюду, куда ему очень хочется, не застав ни Pulp в Европе, ни Radiohead в Нью-Йорке, ни Пи Джей Харви — бесспорно, главного музыканта года — где угодно. Жаловаться, впрочем, не буду — по-настоящему запомнились мне, как всегда, именно концертные эпизоды. То ли все еще настраивающиеся, то ли уже играющие под мерцание слова «Hope» Godspeed You! Black Emperor. «Month of May» в ураганном исполнении Arcade Fire перед сотней тысяч счастливых и гордых односельчан. Явно метящая в звезды, но пока вынужденная выходить на бис не из гримерки (ее не было), а из-под козырька уличного киоска с шаурмой EMA. Сумасшедший, хит за хитом, encore шоу Pixies по случаю юбилея «Doolittle». Стейдж-дайвинг озябшей Бет Гиббонс. Ну и так далее — вплоть до примерно каждого эпизода любого из двух концертов U2 на возведенном специально ради них стадионе. Главный итог года в том, что никому уже, кажется, не западло признаться в том, что главный итог года у каждого свой.

Хорошенько подумав, я бы добавил к топ-3 из первого предложения еще один — великую песню «Прививка» великой группы «… и Друг Мой Грузовик». К слову, и она вышла в марте.


Наталья ЮГРИНОВА, автор OPENSPACE.RU

В 2011-м музыка как будто сняла очки и принялась близоруко щуриться: песни и альбомы потеряли четкую структуру, гармонии и тональности ушли на третий план, границы между жанрами размылись окончательно. Хорошо это или плохо, ясно станет через год или два. Для меня плюсы пока перевешивают: любопытнее всех по итогам года вдруг оказались записи, которые звучат то ли из-за стенки, то ли из подполья, то ли из другого мира, — шумовые, обрывочные, полубессознательные пластинки Hype Williams, Peaking Lights, Dirty Beaches да тех же «Четырех позиций Бруно»; смутная готика Челси Вульф и Austra. Хотя и минусы очевидны: больше прочих от тех же трендов пострадали мальчики с гитарами — специальный приз «Невнятица года» отправляется Yuck, Girls и Smith Westerns. Появись «Битлз» сегодня, пришлось бы им играть пустопорожнюю гитарную смурь с ревербом; впрочем, лелею надежду, что жанр вымрет сам собой от бледности и малокровия. Кругом, словом, постмодерн; даже авторы, в молчаливом согласии с этой парадигмой, умерли — то есть попытались прикрыться анонимностью. И только красивые чернокожие мужчины — от Эдриана Янга и Blood Orange до Джесси Бойкинза III и The Weeknd — делают то, что отлично умели веками: взывают к простейшей физиологии, по сравнению с которой и хардкор-оперы, и MIDI-симфонии, и кассетная гипнагогия выглядят обыкновенной сублимацией. В общем, как водится, победила не дружба, победила любовь.​
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

Все новости ›