Популярность и коммерческий успех вообще не являются уже показателями чего-либо.

Оцените материал

Просмотров: 33582

Итоги-2011: личное мнение

29/12/2011
Авторы и друзья OPENSPACE.RU подводят итоги музыкального года: тенденции, альбомы, концерты, книги, песни, надежды, утраты, виртуальные явки — и даже говорят о политике

©  Артём Яковлев

Итоги-2011: личное мнение
 

Итоги подводят:

Георгий БИРГЕР, Lookatme.ru
Денис БОЯРИНОВ, шеф-редактор отдела «Современная музыка» OPENSPACE.RU
Тагир ВАГАПОВ, магазин «Трансильвания», автор подкастов Weird Radio
Саша ГАГАРИН, «Сансара»
Григорий ГОЛЬДЕНЦВАЙГ, промоутер и колумнист OPENSPACE.RU
Павел ЖАГУН, поэт и музыкант
Кирилл ИВАНОВ, «Самое Большое Простое Число»
Радиф КАШАПОВ, автор OPENSPACE.RU
Александр КОНДУКОВ, главный редактор русского издания Rolling Stone
Антон КРИВУЛЯ, «Мох»
Артем ЛИПАТОВ, ведущий колонки на f5.ru
Глеб ЛИСИЧКИН, редактор VICE
Илья МИЛЛЕР, главный редактор Arthouse.ru и автор OPENSPACE.RU
Андрей МИТРОШИН, «АРМ Автор» и Milky Toad
Олег НЕСТЕРОВ, генеральный продюсер «Снегирей» и лидер «Мегаполиса»
Катя ПАВЛОВА, «Обе Две»
Андрей ПАНИН, диджей
Андрей ПОДШИБЯКИН, хип-хоп-специалист
Владимир РАЦКЕВИЧ, Zoom Ra
Михаил РЕЗВАН, радио Follow Me
Максим СЕМЕЛЯК, журналист
Кирилл СОРОКИН, программный директор фестиваля Beat
Сергей СТЕПАНОВ, музыкальный обозреватель и автор OPENSPACE.RU
Наталья ЮГРИНОВА, автор OPENSPACE.RU


Георгий БИРГЕР, Lookatme.ru

Инди — это больше не рок.

В начале нулевых независимые гитарные группы собрали все достижения альтернативного рока 80—90-х, выпестовали себе на их основе особое звучание и заиграли песни, которые рассказывали о простой жизни одноэтажных районов Северной Америки. The Shins, Death Cab for Cutie, Modest Mouse, The Decemberists, Arcade Fire и т.д. — сегодня их имена уже все и так знают, потому что оказалось, что эта музыка в наилучшей степени соответствовала духу времени и лучше всего находила отклики в сердцах представителей того поколения. Сегодня эта история повторяется с новым независимым хип-хопом. Тинейджеры и недавние тинейджеры ностальгируют по детству, пришедшемуся на золотые дни Тимбаленда, Аалии, Фаррелла, Бейонсе и песню «In Da Club» из каждого утюга. Они также берут все лучшее из этого наследия и воздают почести непризнанным героям ближайшего прошлого — например, Гуччи Мейну и его южной тусовке, которых было принято считать за быдло, право не имеющее, и альбому «808s & Heartbreak» Канье Уэста, который многим в 2008 году показался провалом и, несмотря на коммерческий успех, стал больше поводом для миллиона глупых шуток про автотюн.

Конечно, многое поменялось и помимо жанровых различий. В песнях больше нет одноэтажной Америки, все больше жилых кварталов мегаполисов и, конечно, интернета. Раньше независимая музыка была независима от мейджор-лейблов, теперь она не обременена вообще какими-либо финансовыми обязательствами: микс-тейпы, бит-тейпы, не обремененные мастерингом мини-альбомы — вот что теперь считается инди.

Раньше инди-музыка была независима от мейнстрима — непопса, грубо говоря; теперь в кумирах у новых инди-исполнителей короли чартов Рианна и The-Dream; в покровителях — такие же короли чартов вроде Дрейка (именно он открыл миру The Weeknd, и вместе они записали почти четверть последнего альбома Дрейка) и Канье Уэста (его совместный с Джей-Зи альбом «Watch the Throne» открывает вокал участника Odd Future Фрэнка Оушена). То есть популярность и коммерческий успех вообще не являются уже показателями чего-либо; показателем крутизны или некрутизны можно назвать разве что «свэг» исполнителя — и это такая единица, вычислить которую так же сложно, как и объяснить, что такое «свэг».

В общем, история повторяется, но все совсем не так, как прежде. Слово «инди» снова можно услышать от 20-летних, только теперь они говорят не об инди-роке, а о новых битмейкерах, эмси и R&B-исполнителях. Лил Би, Clams Casino, Main Attrakionz, все участники группировки Odd Future, ASAP Rocky — так на данный момент выглядит пантеон североамериканского инди, и есть ощущение, что это надолго. Год назад все это уже было, но за 2011-й окрепло и оформилось окончательно, а в лице The Weeknd обрело первую большую суперзвезду нового времени — вот это, по-моему, и есть главные музыкальные итоги года.

Ну и вот еще пятнадцать любимых альбомов года навскидку:

1. The Weeknd — The Balloon Trilogy («House of Balloons», «Thursday», «Echoes of Silence»)
2. Blue Daisy «The Sunday Gift»
3. Канье Уэст и Джей-Зи «Watch the Throne»
4. Burial «Street Halo» (EP) + «Four Walls» (сингл)
5. ARCHNGL «ARCHNGL» (EP)
6. Теофилус Лондон «Timez Are Weird These Days»
7. Shine 2009 «Realism»
8. DropxLife «Pawncho» (EP)
9. Washed Out «Within and Without»
10. Zomby «Dedication»
11. WU LYF «Go Tell Fire to the Mountain»
12. Kode9 & The Spaceape «Black Sun»
13. Hype Williams «One Nation»
14. Фрэнк Оушен «nostalgia, ULTRA»
15. Джеймс Пэнтс «James Pants»


Денис БОЯРИНОВ, шеф-редактор отдела «Современная музыка» OPENSPACE.RU

Сначала о грустном: в 2011-м умер Гил Скотт-Херон, автор афоризма о том, что «революцию не покажут по ТВ». Он громко хлопнул дверью, прежде чем выйти вон, — в 2010-м успел записать изумительный альбом-камбэк «I'm New Here», а в этом появился альбом-римейк «We're New Here», сделанный Джейми The XX, — тоже хороший. К тому же весь этот год мировые сводки новостей из Египта, Ливии и т.д. доказывали, что Скотт-Херон был вещун: нынче революции начинаются, развиваются и показываются в Фейсбуке. Однако это не значит, что под конец 2011-го человека, которого, по его собственному выражению, убил Нью-Йорк, не забыли. Уже забыли, скорее всего.

Теперь о более радостном. Здесь моя выборка любопытного из русской музыки за 2011 год — мне кажется, каждый альбом стоит послушать хотя бы раз, чтобы просто быть в курсе. В следующем году я жду новых записей Гали Чикис, «Лемондэй» и Андрея Митрошина (то, что я слышал на их концертах, было восхитительно) и, конечно, жду сюрпризов от пока неизвестных «темных лошадок».

Что касается зарубежной музыки — то вот короткий список пластинок, которые мне особенно по душе: они ничем не значительней прочих (в этом году опять было много хорошего), так просто, резанули:

Andy Stott «We Stay Together»
Baxter Dury «Happy Soup»
Conrad Schnitzler & Bjorn Hatterud «Hirschgebrüll»
Dels «Gob»
Ford & Lopatin «Channel Pressure»
Holy Other «With U»
Julia Holter «Tragedy»
Lia Ices «Grown Unknown»
Metamorfozy «Decasia»
TRMRS «Tape: Side B»
Woods «Sun and Shade»


И отдельно хотелось бы отметить песню Лу Рида и Metallica «Junior Dad», которая по хронометражу одна тянет на альбом.


Тагир ВАГАПОВ, магазин «Трансильвания», автор подкастов Weird Radio

Список альбомов 2011-го, которые мне понравились больше всего, можно посмотреть на моем RYM-аккаунте, хотя не уверен, что учел и вспомнил все (я совсем не щепетильно отношусь к таким топам, потому и отключил нумерацию — порядок там очень условный). Список этот, я уверен, будет впоследствии дополняться — часто бывает, что прекрасные записи текущего года обнаруживаешь лишь на следующий.

Личный итог года — наконец-то стал заказывать и собирать пластинки, пусть мне по-прежнему их пока что не на чем слушать. Раньше только на концертах по случаю покупал, и то крайне редко. Так как глобальные выводы о состоянии музыки в 2011-м мне делать лень (кроме того, что с интересной музыкой все о'кей, просто ее надо уметь замечать), проведу небольшую ревизию хороших концертов, на которых я в уходящем году побывал.

Так вышло, что почти все самые важные концерты случились у меня на выезде — это безоговорочно мощные питерские фестивали, устраиваемые Наташей Подобед (я был на двух из трех — SKIF'е и «Этномеханике»), и первый мой опыт посещения крупного европейского фестиваля на свежем воздухе, сербского EXIT'а (вот мой краткий о нем отчет). В Петербурге я буквально переродился на выступлении неописуемых норвежцев KILLL — ничего подобного я ни до, ни после не видел и описать внятно это никак не получится; те, кто побывал в ту ночь в кинотеатре «Прибой», безусловно, меня поймут. В тот же вечер там же случился прекраснейший концерт Swans, про который тоже просто так, с наскока, не расскажешь — одно лишь получасовое вступление, должное по определению быть изнуряющим, ввело весь зал в оцепенение, ну а потом Джира и его невероятные музыканты и вовсе выбили у всех собравшихся твердь из-под ног. Не концерт — шаманский ритуал (что справедливо и для KILLL, при том что и группы, и выступления ни капельки не похожи друг на друга). Осенью в том же месте случились прекрасный концерт знаменитого эфиопского джазмена Мулату Астатке и его большой группы и несколько отличных электронных и диджей-сетов, в частности, от энтузиаста африканской кассетной попсы восьмидесятых-девяностых Awesome Tapes of Africa.

В Сербии круче всех были Portishead (ну это ожидаемо — выступление группы, у которой я по-настоящему люблю лишь последний альбом, и было основным мотивом для поездки), Феми Кути с неисчислимым количеством музыкантов и еще одни африканцы, Amadou & Mariam. Нельзя не отметить Pulp. Очень много хорошей злободневной электроники. Главные разочарования: Майя (хотя как хэппенинг она, конечно, о'кей, но даже в таком формате крайне утомила) и нафталиновые Big Audio Dynamite — судя по свидетельствам очевидцев, возрожденные примерно в то же время Public Image Ltd., даром что и группа куда более крутая, и сейчас дают BAD стопроцентную фору.

В Москве концертом года для меня стало выступление Ариэля Пинка (даже концертами — учитывая спонтанное выступление в «Солянке» на следующий день, которое было совсем иным, но тоже прекрасным). Наконец-то посмотрел живьем Эрику Баду, которая вообще лучшая. На концерт состоявшейся поп-дивы это походило меньше всего — ну да все, кому надо, в курсе, наверно. Играла она сильно больше двух часов, баловалась с сэмплером, пару раз устраивала для многотысячной «Арены» неожиданную айтюнс-дискотеку с маскулинным хип-хопом, произносила вдохновенные речи, ну и, конечно же, пела. Впечатление подпортил разве что чудовищный, невыносимый просто разогрев.

Неожиданно самые запомнившиеся московские танцы — канадцы The Miracles Club в «Солянке», прекрасный образчик того, как можно подать простейший хипстерский танцевальный музон — так, чтобы все искренне радовались и танцевали как умалишенные. Было, конечно, не как в известном клипе, но в каком-то смысле и не хуже. Вскоре там же неожиданно хорошо выступила скучноватая в записи группа We Love. Еще одна неожиданная радость — Atari Teenage Riot на новой площадке «Москва». Вроде бы за чем шел — то и получил: было дико громко (звук и свет на площадке, кстати, вполне себе ничего), дико опасно (зашибить могли раз сто) и дико эйфорийно.

Вообще же отличных, чуднЫх (Silver Apples! Феликс Кубин! Hype Williams в Парке Горького! Rainbow Arabia в Коломенском! Oneohtrix Point Never в «Актовом зале»! Autre Ne Veut на «Стрелке»!) и попросту хороших концертов в этом году была масса, и я мог бы занять еще много места (и читательского времени), просто их перечисляя, но это уже какая-то канцелярия получится — поэтому, пожалуй, остановлюсь, пока не вспомнил еще что-нибудь яркое. Поздравляю с наступающим и желаю как можно больше сил в новом году — они нам всем, вероятно, понадобятся.


Саша ГАГАРИН, «Сансара»

Даже несмотря на традиционно близкую в это время года горечь клюквы к чаю, вспоминать и рассказывать близким хочется про облака Балтики этим летом, например. Осознаю, что был не очень внимателен к музыке: больше интересовали люди.

В этом году случилось какое-то невероятное количество новых встреч, историй, путешествий. И, честно говоря, я нахожу прошедший год в каком-то смысле действительно ключевым. Все пазлы сами собой собирались прямо на глазах. Картинка в итоге получилась совершенно отличная от заявленной на упаковке, но, кажется, в разы лучше.

Песни же услышанные (именно отдельные песни, не альбомы) ощущались как некий саундтрек к происходящему. Наверное, так и происходит у большинства людей. «СБПЧ» нашел свежими и изящными в словесности. С их «Флэшкой» ходил достаточно долго. У нашей «Курары» много новых чудес появилось. Пока еще не записано все, но того, что на концертах слышал, мне достаточно. Своевременный старт проекта Ильи Лагутенко «Горностай» и успех «Обе Две» — две личные для меня темы, еще раз подтверждающие ранее высказанное предположение — «все возможно». Очень рад.

Однажды, неожиданно обнаружив себя в ночной Москве без возможности до утра оказаться в знакомых местах, познакомился с Андреем Zeberti, автором песни «Гений» с нашего последнего альбома. В Питере в это же время Галя Чикис наверняка пела «Танцы», рассказанные ей нашим общим другом, поэтом Сережей Даниловым. В Мадриде между тем стыли соусы.

В Таллине Феликс Бондарев из Red Samara Automobile Club, по всей видимости, как раз сочинял свою заглавную «Больше нет сил». Все, наверное, так или иначе взаимосвязано. Даже любимая мамина ваза, разбитая накануне кошкой, играющей со своим хвостом, и факты фальсификации на прошедших выборах.

Это общее ощущение от сезона.

{-page-}

 

Григорий ГОЛЬДЕНЦВАЙГ, промоутер и автор OPENSPACE.RU

В ночь с 27 на 28 мая c.г., в сопровождении редактора газеты «Майничи Шимбун», нетрезвой походкой я случайно зашел в бар «Гаргантюа» в токийском квартале Голден-гай. Играл Вадим Козин, человек в дорогом костюме спал, облокотившись на стойку. Немолодая хозяйка вычислила мою физиономию, хмыкнула по-русски: «Я такая пьяная сегодня, что делать» — заменила Козина в проигрывателе на собственную пластинку и многозначительно указала на статуэтку «Шансон года» на барной стойке. Были «Танго Магнолия», «Мурка» и, кажется, «Виновата ли я» — под оркестрик, достойный мультфильма про Тоторо. Через несколько часов, оплатив астрономический счет, получив на дорогу диск «Моя садочка» и недоеденную рыбу в полиэтиленовом пакете («домашняя, до Нариты докушаете»), мы с редактором выползли из Голден-гая, не проронив ни слова.

Случайно столкнуться нос к носу с Миюки Ишибаши — одной головы для этого мало. Голове на следующий день совсем не думается о том, что цифровые продажи дома в Скандинавии впервые превзошли продажи физических носителей: статистическое надгробие «физике». Что MySpace выставлен на продажу; конец эпохи. Что смыслообразующая европейская платформа Spotify вышла-таки на американский рынок и, очевидно, проведет следующий год в интересной схватке с настоящими Большими (у Spotify 2,5 млн плательщиков по миру, у iTunes, например, их 160 млн). Что, наконец, PJ Harvey выпустила альбом, на котором впервые за долгие годы можно сойтись как на компромиссном варианте: у 2011-го действительно был альбом года, он же концертное шоу года; и в кои-то веки это не измышления музыкальных критиков.

Поэтому оставим индустрии анализ структуры и контента.

Мне было бы любопытнее поинтересоваться итогами года по версии Миюки Ишибаши.

Или по версии Circle, Дэвида Юджина Эдвардса, Питера Мерфи и Portishead, сыгравших лучшие концерты, которые я видел в этом году. Они останутся. Приятные демарши Little Dragon, FM Belfast, Is Tropical, Bon Iver, любопытный саундтрек Сами Санпяккиля («She Monkeys»), продолжение эпопеи SBTRKT и даже героический альбом-рывок Mujuice — временем датированы. А эти нет. И это никак не значит, что они лучше. Значит, что они вне линейного времени.

P.S.:
C интересом наблюдал за подготовкой к открытию 8-тысячной концертной площадки в Москве — как самой необходимой и релевантной городу. Какие, однако, любопытные случаются прецеденты зомбирования.


Павел ЖАГУН, поэт и музыкант

Как и в прошлогодних опросах, этот вид футурологического музицирования назовем «другой музыкой». В завершение 2011 года хотелось бы обратить внимание оупенспейсера на такие проекты, альбомы и лейблы, как:

Rene Hell «The Terminal Symphony» (Type)
GREY «Shades Of» (Plush Safe)
Frank Bretschneider «Komet» (Shitkatapult)
CYCLO «ID» (Raster Noton)
Mika Vaino «Life» (Editions Mego)
Roly Porter «Aftertime» (Subtext)
TT ENSEMBLE «Padurea De Aur» (Yojik Concon Romania)



Кирилл ИВАНОВ, «Самое Большое Простое Число»

Самое большое впечатление в уходящем году на меня произвела пластинка Nuno Canavarro «Plux Quba». Правда, записана она была в 1988 году. Так что к текущему музыкальному процессу никакого отношения не имеет. Другое дело, что интереснее этой странной и нежной музыки для меня в этом году ничего не было.


Радиф КАШАПОВ, автор OPENSPACE.RU

Время стало резво разбегаться в разные стороны. Не поймешь, какой год, когда что вышло, из небытия выныривают древние коллективы — беда в том, что, по-хорошему, надо изучить все, что было пропущено за 50 лет (вот и альбому Can «Tago Mago» уже 40, а все до сих пор пытаются его процитировать). Все равно слушаешь новое. А новым оказывается «The SMiLE Sessions» The Beach Boys. Или «Rome» от Danger Mouse и Даниэле Луппи — свежие мелодии в старой рамке. Люди помоложе, пытавшиеся спекулировать на своем прошлом, вроде Washed Out и Toro Y Moi, к счастью, просто заиграли то, чем и дышало их детство, а не продолжали погружать его в мутные эффекты, будто с кассетной пленки.

И тот факт, что лучшим альбомом многие называют пластинку PJ Harvey, которая дышит другими десятилетиями по датам сочинения, а другими веками — по ощущениям, весьма симптоматичен. Кажется, что продолжается какой-то бесконечный Новый год — ожидаешь от больших людей чудес, а они путаются в одеждах и не поспевают вскочить на подножку. Radiohead боятся записать пластинку так, чтобы потом не париться на концерте, Бьорк прячется в айпадах, выдавая совсем анемичную музыку. Лу Рид ничего не боится — но никому и не нужен, как бы дерзок ни был. Том Уэйтс плюнул на эксперименты — и его стоило подождать.

Возвращаются многие — от Naughty by Nature до Seefeel, но ретро-тенденциями рулят критики и 30-летние на зарплате — что в их мозгу вызывает приятные взрывы, то и нарекается backup-красотой.

В целом кажется порой, что проще реагировать на концепции, а не на музыку. Вслед за душещипательной историей обычно следует какой-нибудь очередной шугейз. Биография Zola Jesus затмевает ее прекрасные музыкальные метания, а TV on the Radio уже не кажутся грандиозными, потому что у них-то истории уже нет, хотя музыка стала гораздо четче.
Хоть россияне осенью и разом зачастили с релизами, в русской, нет, даже постсоветской музыке этого года никого не было лучше, чем исполнители османского мат-кора Usssy. А в словесной — «Есть Есть Есть» (яркий пример типичной петербургской группы, играющей немного спустя рукава, но бесконечно понятной и дружеской). «АукцЫон» показал, что может, как всегда, играть без всяких мыслей об аранжировке — и страшно подумать, что энное количество свободомыслящих людей не добралось до определенных масс лишь по несчастливой случайности, а иначе у нас бы было больше Ы-групп. «СБПЧ», напротив, показали, что стремление мыслить просто (но по кальке) хорошо только для самого артиста.

Что там еще? Концерты года? Короткий детский праздник Casiokids на «Стереолете», физическое погружение вместе со Swans на СКИФе после воодушевления там же от The Ex. Дэниел Лопатин с Oneohtrix Point Never, давший на «Этно-Механике» сеанс мультяшной психоделики. И внезапно хорошие и расхристанные The Dø на фестивале Flow.

Ну, а блог — безусловно, opiummass.wordpress.com, спасибо, Олег. Жаль, мало. Но всегда по делу. И никак нельзя забыть неутомимого Дмитрия Веснина и его bigecho.ru — каждому бы такую искреннюю восхищенность происходящим.

...Видимо, герой года — это одиночка, вроде tUnE-yArDs или хотя бы Люкке Ли. Или нечто дурацкое и очаровательное, как FM Belfast. Им не надо набирать сложносочиненные коллективы, мотивировать, страдать по пустоте, а просто делать что-то, надеясь на редкие аплодисменты, менять имя, чтобы публика не узнавала. Одни кричат — кто такая Эсперанса Сполдинг, в то время как другие вопят — а кто такой ваш Джастин Бибер?

Еще десять альбомов, без которых трудно представить 2011-й:

Tim Hecker «Ravedeath, 1972»
Bodies of Water «Twist Again»
Gang Gang Dance «Eye Contact»
Eleanoora Rosenholm «Hyvaile minua pimea tahti»
Mueran Humanos «Mueran Humanos»
King Creosote & Jon Hopkins «Diamond Mine»
The Weeknd «Echoes of Silence»
«Pakistan Folk and Pop Instrumentals 1966-76»
Сансара «Сансара»
Turkish Freakout 2 «Psych Folk 1970-1978»



Александр КОНДУКОВ, главный редактор русского издания Rolling Stone

Очень хороший получился год, по настроению похожий на песню Кавински и Лавфокс из фильма «Драйв» — слегка грустную, но неумолимую. Идеальную для начала триллера. За этот год мы почти полностью обновили команду журнала, запустили новый дизайн сайта и сам сайт почти на полную мощность, устроили массу музыкальных и околомузыкальных мероприятий. Наверняка многих напоили допьяна и вызвали улыбки. Думаю, что хоть и существуем мы уже под налепленным старыми друзьями грифом «Rolling Stone уже не тот», гордиться нам есть чем. Мы единственные в стране много и подробно писали про экологическую ситуацию в мире, про местную дикую политику — от Поляковой до Козлова, про акцию «Захвати Уолл-стрит», в конце концов, про которую у нас вообще никто не писал.

Объяснять и систематизировать происшедшее за год, наверное, стоит доверить другим экспертам, которые стремятся к популярности у масс или отдельных категорий людей, а потому произносят слова, для своей целевой аудитории удобные. Если спросить меня, что мной движет в выборе той или иной темы для журнала, я отвечу словами Рутгера Хауэра: «Мое полоумие». На протяжении семи лет нашей работы мы слишком много всего передумали и перелопатили, оглядываясь на чужие тычки, чтобы сейчас еще испытывать комплексы по поводу того, что мы делаем. И наши американские коллеги делают точно так же: чего стоит только top-25 лучших песен года от обозревателя Роба Шеффилда, куда тот запихнул три песни Никки Минаж, а также Ребекку Блэк с ее «Friday». «Ребекку поставили выше Адель», — тут же заорали интернет-комментаторы, даже не удосужившись прочитать лид статьи, да и вообще ее заголовок. Зачем же в таких условиях свое объяснять полоумие? Шутка, конечно.

Если говорить о новых музыкантах, то этот год прошел под знаком Cage the Elephant, которые из очень много обещавших весельчаков превратились в супергруппу, а также прочих рокеров с человеческим лицом: Yuck, The Joy Formidable. Лучшей пластинкой года мне кажется The Black Keys «El Camino», потому что с точки зрения законов эволюции музыкального бизнеса это очень логичная победа дуэта из Огайо, отполировавшего свой стиль до блеска. Среди прочих важных для меня записей: новые диски The Kills, Гэри Ньюмана, Питера Мерфи, Ulterior, Гэвина Фрайдея, Foster the People, Fitz & The Tantrums, dEUS, S.C.U.M., Трента Резнора и Аттикуса Росса, Джа Уоббла и Джули Кэмпбелл, Тима Бута, Dirty Beaches, White Lies, The Cars и Конана Мокасина. Лучшая песня — «Able» Гэвина Фрайдея.


Антон КРИВУЛЯ, «Мох»

Про политику. Год 2011-й для меня является парадоксальным продолжением 2010-го, и события прошлого года отразились в нынешнем очень неожиданно. В 2010 году в Белоруссии произошли катастрофические перемены, из-за которых я переехал из Минска в Москву серьезно и надолго. В Белоруссии было что-то вроде политической оттепели, люди поверили, что что-то меняется, вздохнули чуть свободнее, и когда это стало опасно для власти, она расправилась с обществом бессовестно и крайне жестоко. Можно сказать, что наступила эпоха настоящего тоталитаризма. Я уехал и увез семью.

И то, что происходит в последнее время в России, очень напоминает 2010 год в Белоруссии. Я боюсь, что тут будет похожая история — после выборов президента могут начать душить все, что шевелится.

Про книги. Я люблю книги как объект, часто хожу по магазинам и рассматриваю их с точки зрения дизайна и редко вижу что-то, что будет жалко дать кому-нибудь почитать. И в этом году у меня две находки: первая — это четырехтомное издание Ольги Седаковой, это настоящее совершенство — красивейшее, точное решение; вторая — карманное издание Свифта сороковых годов, с крутыми иллюстрациями и шрифтом с завитушками, у меня в детстве была такая же книга. Я купил ее в подарок Ивану Лужкову, на концерт которого собирался, но потом то ли застеснялся подойти, то ли зажилил ее отдать (что скорее всего).

Про музыку. Я перестал качать музыку, я начал ее удалять. Я открываю папки на съемном диске и смотрю: это я помню — интересно, оставляю, это не помню — удаляю нафиг. Также я начал собирать дискографии давно любимых музыкантов и переслушивать их подряд — Питера Хэммилла, Throbbing Gristle, Стива Уинвуда, Скотта Уокера, Crosby, Stills, Nash & Young со всеми сольниками, Эрика Бердона, ну такое...

А из нового порадовал лучезарный Джеймс Ферраро, Micachu, Zola Jesus, Pictureplane, но я, кстати, не особо следил в этом году за новинками. Да, и вот еще — Eleanoora Rosenholm.

Слушал несколько новых русских альбомов, из тех, которые понравились, — Miiiisha (не помню, сколько там букв i, поставил четыре на всякий случай), весенний альбом Padla Bear Outfit (забыл, как называется), Никита Прокопьев. У Владимира Мартынова вышла «Илиада» отличная.

Про концерты. Я больше пропустил хороших концертов, чем посетил. Пропустил Пэнтса, пропустил Pictureplane, пропустил почти всего Пинка (пришел на полторы песни), пропустил Autre Ne Veut (сволочь на входе нас не пропустила), пропустил Swans (точнее, я слушал их, лежа на лестнице, так как не мог встать, но Swans, возможно, так и нужно слушать). Пропустил Zola Jesus — она вообще не приехала.

Не пропустил отличное выступление «Падлы» на «Пикнике Афиши» и не пропустил Eleanoora Rosenholm. А в Москве крутейшая концертная группа — I.H.N.A.B.T.B., по-моему.

А больше меня ничего не интересует.

{-page-}

 

Артем ЛИПАТОВ, f5.ru

Наверное, это возрастное. Годы теперь мелькают один за другим, и невозможно уловить смену времен года, а не то что тренд какой-то. Вытащишь за год из сети пару десятков записей, на первый взгляд симпатичных, и вроде как доволен. А если внимательно прослушать потом? Ревизовать, так сказать, собственный choice? Нет, страшновато. А вдруг ничего не останется?

И тем не менее стоит попытаться это сделать.

Весь год раз в неделю я пишу колонку для газеты F5, в которой публикую результаты собственных изысканий — сетевых, как правило. Из трех фигурантов колонки два — иностранных, один — отечественный или типа того (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония etc.). Занятие интересное, даже более чем. Выясняется, что музыки хорошей в нашей стране до черта, просто о ней почти никто ничего не знает. И никогда, наверное, не узнает, несмотря на весь этот ваш интернет и социальные сети. Прежде всего потому, что те, кто ее создает, иногда совершенно не хотят публичности. А иногда наоборот.

Вот, например, 90 Days Of Cold, о которых я писал в апреле, кажется, — а на самом деле это один человек из Екатеринбурга по имени Антон Быстров — прислали мне пару месяцев назад свои новые треки с ремаркой «не для публикации». С одной стороны, странно — первый полуанонимный релиз был найден именно что в сети, и даже по первым тактам слышно, что новые треки — это прогресс, но вот не хочет Антон. Наверное, есть серьезные причины — и я рад и тому, что есть эти треки, и тому, что есть эти самые причины.

А вот другого Антона, барда с пермскими корнями, московской дислокацией и фамилией Рипатти, я нашел архетипически: приятель повесил его трек и сообщил, что Антон — его френд на Фейсбуке. И тут с первых тактов понятно, что речь идет о музыканте, в довольно-таки юном возрасте понявшем то, на что у иных музыкантов полжизни уходит. Он поет по-английски, но и играет по-нездешнему, и родственниками ему тут оказываются Нил Янг и Джей Джей Кейл, на секундочку. Ну и вот — на январь его забукировало China Town Cafe, и не радоваться этому невозможно.

С другой стороны, я ничего не знаю о том, кто входит в состав группы Please Dance Hell Bear, и как эти участники выглядят, тоже не знаю — но те угловатые, нервные, будоражащие инструментальные треки, которые попались мне весной, будоражат и нервируют: math pop в их версии, если это он, конечно, ужасно радует и заставляет ждать новинок.

А вести из ближнего зарубежья? Конечно, ивано-франковская «Перкалаба» — ветераны гуцульского ска, но мы ж, кроме первого их альбома, выпущенного еще в первой половине десятилетия, ни черта не слышали! Так вот, докладываю: альбом «Дiдо», новейший их релиз, настолько компактен и мощен, настолько целостен, упруг, яростен, что сбивает буквально с ног — и не в том дело, что в нем участвует Евгений Гудзь из Gogol Bordello, а в том, что это больше чем группа: их музыка основана на тонком и пронзительном чувстве реальности всего, что здесь и сейчас, и оно-то и выливается в мощные Tutti духовой секции и несмолкаемый ритм. Мы не видим их, потому что до Венгрии и Австрии «Перкалабе» ближе, — может, хоть кто-то из московских промоутеров справится с этим?

А восхитительные психоделы Mermaids Of The Lipetsk Shed? А подмосковный дабстепер Delete? А работающий на стыке прог-рока, электроники и джаза белорус Филипп Жибин, он же Phil Gloire? А построковые умники из Питера Show Me A Dinosaur? А Tengry Lab из Новосибирска, реабилитирующие world beat? А берлинский RotFront, поющий веселый цыганско-идишский фолк-бит на русском, венгерском, немецком и украинском под невероятно аутентично звучащие риддимы — я и не думал, что за пределами известного острова так могут!

Так что итоги у меня никак не связаны ни с трендом на песни про тесто, ни с другим трендом — на соцпародию, ни с запретами на профессию «Ляписов» на их родине, ни с певицей на букву «З», ни с релизами разных московских лейблов, включая дружеские, простите, парни. Главное для меня — в том, что музыка звучит на всех, мать ее, широтах нашей несчастной и замечательной одной шестой части суши, а также поблизости от нее. И эти люди, не надеясь на московский длинный или недлинный рубль, не рассчитывая на популярность у столичных или локальных хипстеров — да иногда, как я понимаю, вообще ни на что не рассчитывая! — сочиняют и записывают треки и альбомы иногда вполне себе мирового уровня. Я ни в коем разе не беру на себя миссию первооткрывателя — уверен, всех этих парней и девчонок многие из вас знают куда лучше, чем я, — но то, что у меня вот уже второй год подряд есть чем делиться с друзьями — то есть продукцией местного производства! — я считаю самым главным итогом 2011 года.


Глеб ЛИСИЧКИН, редактор VICE

Делать нумерованные списки пластинок, которые никто не слышал, уже давно не модно, да и просто глупо. Подведение итогов года, в том числе и музыкальных, имеет смысл тогда, когда есть общество, эти итоги как-то иллюстрирующее. В последние недели 2011-го оказалось, что это «общество» есть: мы стали жить в режиме от митинга до митинга, встречали на площадях симпатичных людей и радовались тому, как может быть хорошо в промерзшем городе, если одновременно встать из-за компьютера. И тут оказалось, что всем этим прекрасным людям совершенно нечего петь.

И это обидно, не менее обидно, чем пресловутые вбросы бюллетеней, — ведь голоса музыкантов никто не крал, они просто не звучали. Подводя условный итог «путинской эпохе», мы осторожно говорим о «буржуазной революции» — и при этом мы входим в следующий год, не имея ни одной новой членораздельной русскоязычной песни, которую подхватили бы внезапно обнаружившиеся единомышленники. Есть, конечно, цоевская «Перемен», которую одновременно горланили представители самых разных движений на Болотной, есть много подходящих для самых разных жизненных ситуаций песен Летова, есть «Варшавянка», снова ставшая хитом в исполнении Божены Рынски, подглядывавшей в текст с айпада. И это все прекрасные, великие песни — но написанные совсем по другим поводам и в совсем другое время.

Люди, представляющие со сцены, так сказать, музыкальную интеллигенцию, — Noize MC, Алексей Кортнев, Вася Обломов или уж совсем богомерзкая группа «Рабфак» — эту дыру если и затыкают, то лишь отчасти; их полушутливые побасенки хорошо живут в интернете, но не самым выигрышным образом звучат на площадях. А что еще важнее — едва ли Кортнева или «Рабфак» мы всерьез имеем в виду, говоря о современной российской музыке. И если отмороженными на проспекте Сахарова ушами снова послушать те песни, что мы слушали и хвалили в течение года, то получается совсем печальный хит-парад: совершенно обалдуйская (но хотя бы распевная) песня NRKTK «Менты веселятся» и одна строка «Когда в тебе проснется совесть, сука» из сингла группы «Горностай» — вот, пожалуй, и все, что можно записать в площадный репертуар «рассерженных горожан».

И дело, конечно, не в том, что резидентам клубов ЦАО следует немедленно бросить свои сэмплеры и срочно рифмовать фразы с транспарантов — от нескольких плохих песен про Путина никому не станет лучше, это уж точно. И дело даже не в том, что, унавозив здешнюю музыкальную поляну самым разным лоу-фаем и нью-вейвом, молодежь почти абсолютно проигнорировала фундаментальный для всех этих явлений панк-рок — я не рискну проповедовать о скором ривайвле этого жанра, но очень на это надеюсь. Не знаю, в чем дело. Но петь — нечего.


Илья МИЛЛЕР, главный редактор Arthouse.ru и автор OPENSPACE.RU

Мои слушательные привычки в этом году радикальных изменений не претерпели, к сожалению, — основную массу удовольствия приносила все та же переиздаваемая и ископаемая музыка, которую я слушал 20 либо мог слушать 30—40 лет назад. Культура «делюксовых изданий» вышла на свой пик с выходом в этом году «Smile Sessions» Beach Boys и каталожных альбомов Throbbing Gristle — хорошие и плохие вибрации последнего полувека музыки услужливо выложены перед тобой в виде шведского стола, слушатель, и у тебя есть неограниченное количество подходов. Но этот, казалось бы, совершенно безальтернативный и безнадежный тренд удалось основательно поколебать некоторым исполнителям, и именно любовь к ним и к их творениям сделала этот год особенным.

Лучшее название альбома года (а то и десятилетия): «We Must Become Pitiless Censors of Ourselves» Джона Мауса
Лучшая психоделическая глазунья года: «Forever Dolphin Love» Коннана Мокассина
Лучший белый даб года: Peaking Lights «936»
Лучший фейковый R&B года: The Weeknd «House of Balloons»
Лучшая реинкарнация года: лейбл Raster Noton из клиники высоколобых — в лабораторию EBM-фанка
Самый клевый (как в слове cool) саунд года: Moon Duo «Mazes»
Техно года: наложенное на минимал-бит чувство сладкой тревоги — Byetone «Symeta», Gui Boratto «III», Planetary Assault Systems «The Messenger»
Самые бескомпромиссные звуковые водовороты года: The Horrors «Skying», S.C.U.M. «Again Into Eyes»
Лучший концерт года: несмотря на встречи с кумирами юности Suede, Лиамом Галлахером и Кортни Лав, все-таки выступление Кейдзи Хаино в ЦДХ в рамках фестиваля любителей манги (кто бы ни был тот, кто провернул такую штуку, — мой кумир)

Среди местных талантов стоит отметить появление крайне самобытных коллективов, таких, как «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля», Vagina Vangi, «Никита Прокопьев».

Также не могу не поделиться соображениями следующего толка: не следует потворствовать зацикленности русского слушателя на доморощенном рэпе, это ложный вектор. Русский рэп сейчас звучит так (и отчасти из-за этого так популярен), потому что проговаривает обильными потоками слов, всеми этими начитками о свинцовых мерзостях окружающего быта, то, что должно быть заложено в одной лишь инструментации музыки. Его рифмоцентрическая логорея напоминает закадровый текст в фильме, описывающий и объясняющий действия героя, — это нужно лишь самым новым слушателям, не привыкшим к звуковым приключениям (как кинозрители в эпоху зарождения киноиндустрии), и на них ориентироваться крайне постыдно. В наше время, как ни в какое другое, нужна именно революционная музыка, которая была бы в меру экспериментаторской, в ней отсутствовали бы прямые лозунги и прокламации (и, возможно, вообще текст как таковой), но в то же время она бы подспудно раз и навсегда меняла бы ДНК обывателя, перепахивала бы его незаметно, без напыщенного катарсиса. Например, Антон Фьордсон из Brian Jonestown Massacre без всякой помпы под Новый год выкладывает треков по 12 такого рода музыки в свой аккаунт на Youtube под лозунгом «У нашей революции музыка будет лучше». У местных музыкантов и тусовки, что около них, которые должны стряхивать с себя сразу две традиции, задача сложнее — но в то же время и легче, потому что у наших революций музыка была полным дерьмом, признайтесь в этом себе. Несомненно, в самом ближайшем будущем объявится и местный «Let Russia Shake» (угадайте, от кого), но уже после того, как сейсмические толчки были зафиксированы. Британоманы здесь сыграли на опережение — группам The Riots и Revoltmeter, например, еще предстоит выдать продукт, и дай им Бог, чтобы собственная прозорливость не сковала их по рукам и ногам. Но язык здесь — дело десятое, нужна такая музыка, которая не нуждается в каком бы то ни было языке. Она бьет тебе прямо в голову.


Андрей МИТРОШИН, «АРМ Автор» и Milky Toad

В этом году слушал много релизов нью-йоркского независимого лейбла Minimal Wave, основатели которого (Вероника Васицка и Крис Манак) занимаются поиском и переизданием старых малоизвестных записей в жанре minimal electronic (minimal synth, cold wave, new wave, techno pop, synthpop), в основном это андеграундный французский и бельгийский самиздат 80-х со всеми присущими DIY-культуре прелестями (музыканты сами занимались записью, распространением кассет, оформлением обложек, журналами и т.д.). Из материала, переизданного лейблом в этом году, выделю альбом бельгийской группы Autumn «Synthesize». Участники группы, Питер Бон и Гирт Коппенс, записали эти песни в период с 1980-го по 1982-й.

Из современных представителей «холодной» электроники хочу выделить проекты Шона Макбрайда, сольный (Martial Canterel) и его дуэт с Мис Лиз Вендельбо (Xeno & Oaklander), а также всех остальных участников лейбла Weird Records (тоже нью-йоркского). По счастливой случайности мне удалость попасть на их выступление в Москве, было очень здорово.


Олег НЕСТЕРОВ, генеральный продюсер «Снегирей» и лидер «Мегаполиса»

Итоги в телеграфном режиме:

Zorge — как новый артист и успешный проект, реализованный по доверительной схеме.
Дебютом назвал бы The Retuses.
Лучшими поп-артистом и поп-песней — Елку с «Провансом».
Отметил бы Растеряева и Обломова, Троицкого с концертом в его защиту и стриминг на «Яндексе»!
Альбом года — Mujuice.


Катя ПАВЛОВА, «Обе Две»

В моем личном хит-параде Музыкальных шкатулок-2011 безоговорочно и без интриги побеждают:

The Rapture «In the Grace of Your Love». Ну, и предыдущие два альбома тоже тут были бы, но мы итоги года всего лишь подводим. Я обожаю там все: и музыкальную драматургию, и этого моего фаворитного поющего человека, и ни одной «просто песни». И три совершенно разных и одинаково крутых альбома — это весьма ого.

Bodi Bill «What?» — это совсем недавно случилось. Говорят, это IDM (для меня что ABC, что НЛО). Не читала рецензий, почуяла то же, что и от Тома Уэйтса. Странно, наверное. Говорят, этот тоже про убийства и девчонок пишет. По вокальным интонациям — вполне похоже на правду.

Scissor Sisters «Any Witch Way» — уж не знаю, когда это произошло, но клип я увидела только на прошлой неделе, так что будем считать событием этого года. За все хвалю, особенно за смелость, самоиронию и хореографию. А, еще там дамочка с красным флагом достойна почестей.

Ну и вот. За год наверняка произошло много больше, но я, как рыба, помню только последние три секунды! Так что хороших снов, детки!

{-page-}

 

Андрей ПАНИН, диджей

Уходящий год не войдет в историю появлением новых стилей, звуков, лейблов и таких классных штук, как bandcamp.com и soundcloud.com. И слава богу! Всего и так уже очень много. Кроме того, в прошлом году стало понятно, что чем больше ты интересуешься музыкой и чем больше тратишь времени на ее поиск, тем больше у тебя шансов оказаться одному в своих пристрастиях. But, no fun to be alone… и сейчас, когда читатели одного блога далеко не единогласно выбирают двух-трех общих героев, списки критиков вообще никак не пересекаются, а число любимых альбомов за год сильно превышает 10, хочется еще больше все усложнить и добавить для итоговых опросов еще один пункт — источник получения музыкальной информации. Мне кажется, что это сильно характеризует слушателя, а еще может привести к появлению итогового хит-парада блогов, магазинов и интернет-радиостанций. Поэтому позволю себе помимо артистов и стилей назвать свои незамысловатые виртуальные явки. Тоже отнюдь не новые.

Инди-поп, на мой взгляд, единственный стиль, который не стыдно было перетащить с собой в новый век. Мне до сих пор нравится слушать музыку альбомами. В начале года это были Lykke Li, Shine 2009 и Nicolas Jaar. В середине — Cults, Monster Rally, Rainbow Arabia и Class Actress. В конце — Mayer Hawthorne, Blood Orange, The Drums и Summer Camp. Все это и многое другое чуть раньше появляется в ЖЖ-сообществе wishyouwererare и just-good-music, чуть позже на «цифровой Горбушке» — FunkySouls.ru и Lectro.ru. Если проявить оперативность, то виниловые версии этих альбомов можно купить в интернет-магазине Juno.co.uk или Phonica.co.uk. Если их там не окажется (а все значимые альбомы разбирают за месяц-два), то можно попробовать купить их с рук на Discogs.com. Или заказать непосредственно с лейбла.

В жанре «миксы и подкасты» на 1/6 части суши нет равных радио Follow Me. Когда твоя работа заключается в беcпрерывном прослушивании и отборе новинок, час хорошей компилированной музыки — это примерно как нелегальный недельный больничный. Для затяжных прогулов есть 4 потока радиоэфира. А для тех, кому неохота самому по 20 ссылкам следить за новинками диско, инди- и хип-хопа, лучшие российские блогеры расскажут обо всем в одном потоке. Оттуда мне перепадают новые ремиксы на Glasser, Sleep Over, Grimes и Лану Дель Рэй. Там я смиряюсь с существованием хип-хопа.

Тяжелее всего в последнее время мне дается поиск новинок танцевальной музыки. Судя по тому, что лучшие хиты в этом стиле или находятся в разделе re-edits, или звучат как аналоговый хаус 90-х, похоже, что она давно потеряла свои авангардные позиции. Но при этом до сих пор является самой востребованной. Хотя многие диджеи, которые тщательно следят за soundcloud.com и beatport.com, придерживаются по поводу ее актуальности другого мнения.

Благодаря энтузиазму некоторых лейблов (Soundway, Vampi Soul, Sofrito) и блогов в уходящем году не угас интерес к этничеcкой ретромузыке. Лидером удачных переизданий стала кумбия. Зная некоторую инертность наших клубов, можно предположить, что в следующем году вслед за первыми витч-хаус-вечеринками в «16 тоннах» пройдет первая thropical discoteque. А на «Лебедином озере» наконец один день отдадут любителям даба.


Андрей ПОДШИБЯКИН, хип-хоп-специалист

Пусть будет так, in no particular order:

1. Песня Ноггано «Ростов-город, Ростов-Дон», которая на самом деле official anthem Ростова-на-Дону и резонирует с ним на бесчисленных уровнях.

2. The Game «Red Album». Гейм в 2011 году окончательно ебанулся, сделал на лице татуировку в виде логотипа Лос-Анджелеса и записал альбом, на котором помимо традиционных воздушных поцелуев Доктору Дре есть страшной силы вещь: «Martians vs Goblins», совместная с Лил Уэйном и Tyler The Creator из Odd Future. Непонятно, насколько намеренно, но картина сложилась идеально: Тайлер бубнит какую-то грязь, Лил Уэйн традиционно паясничает и выпендривается, а The Game находится как раз посередине.

3. Tech Nine «Mental Giant». Про Тек Найна надо понимать одну вещь: без больших тиражей и ротаций вокруг него клубится многотысячная армия фанатов (которые называются Technicians), он сам себе тур-менеджер и саунд-продюсер, зарабатывает миллионы и записывает примерно по альбому в год. Особенно см. клип на «Mental Giant» — это ад, апокалипсис и безумие.

4. DOOM (который во второй раз приезжал в Москву в июне) снова находится в запое/творческом отпуске, что не помешало ему выпустить мощнейший сингл «Victory Laps» с Ghostface'ом. Конфигурация их давно обещанного совместного проекта, кажется, в очередной раз изменилась, и лейбл Lex больше не имеет к нему отношения.

5. Непонятно откуда взявшийся сингл «Syllables» с участием Эминема, Фифти Сента, Джей-Зи и Доктора Дре по пунктам рассказывает, что плохо в современном рэпе, — и сам же радостно с разбега напарывается на все перечисленные грабли.


Владимир РАЦКЕВИЧ, Zoom Ra

2011 год я запланировал концертным, решил полностью выбраться из студии и вдохнуть наркотический воздух сцены как на собственных выступлениях, так и на чужих. Вот некоторых из них.

6 июня. «Крокус Сити Холл». Ringo Starr & All Starr Band. Приятные ностальгические воспоминания: Тhе Beatles и Edgar Winter, их бы 30 лет назад!!!

8 июня. Moby. Концерт в «Лужниках». В мертвый сезон в среду наполнить «Лужники» — браво!

17 июня. Король «болотного рока» Джон Фогерти впервые выступил в Москве. Сказочный классический рок-концерт в «актовом» «Крокусе» с великолепным звучанием гитары и after-party в клубе Music Town.

29 июля. «Крокус Сити Холл». Выступил Роберт Плант с Band of Joy. Экстравагантного и нестандартного звучания было не разобрать. Корифей британского хард-рока, бывший фронтмен группы Led Zeppelin, обладатель «Грэмми», кавалер Ордена Британской империи не заслужил такого ужасного результата — отвратительная звукорежиссура. Атмосфера концерта была испорчена неинформированной урловой частью публики, разочарованной отсутствием хард-роковых рифов Led Zeppelin.

11 августа. «Фестиваль неформатных артистов». Арт-пространство «КОРИДОР». Случай беспрецедентный: большой многофункциональный зал в центре Москвы, не имеющий аналогов, был почти пуст, и если бы не уникальное выступление проекта «Torch Project — Шарикъ мсье Шарикъ», можно было бы считать вечер убитым.

19 ноября. Alice Cooper. В интродукции прозвучал трек «Billion Dollar Babies», заглушаемый позывными «Крокуса» в исполнении Магомаева «Ты моя мелодия» как напоминание о временах застоя — временах взлета Элиса Купера. А далее — грандиозный Рок-театр с большой буквы.

В финале по сцене проходит череда людей с флагами и плакатами: «Голосуйте за Элиса!», «Ему наплевать!», «Сложный человек на сложные времена». Почему бы и нет, думали пришибленные предвыборными дебатами россияне.

2 декабря. Рамона Рэй — одна из главных звезд польской сцены. Певица показала в China Town Cafe живой сет на вечеринке Last Wave и представила свой третий альбом, который совсем недавно вышел в Польше.

Рамону Рэй называют польской Бьорк. Ее голос, эстетика и пластика, упакованные в экспериментальный электросаунд Игоря Чернявского, снесут крышу самым требовательным слушателям.

Путешествия по клубной Москве превратились в погоню как минимум за вторичностью. Жалкое зрелище: подземный мусор, постпанковская поэзия, дурновкусие подобострастных лабухов от блюз-рока и фьюжн-джаза, плотность городских сумасшедших произвели удручающее впечатление. Клубная жизнь Москвы ориентирована на выживание барной экономики. Полное игнорирование арт-событий при наличии неинициативных арт-директоров взамен на снобизм. Надеюсь, что в 2012 году музыка опять станет больше, чем музыка.


Михаил РЕЗВАН, радио Follow Me

Каждую неделю мне приходится прослушивать примерно 500 треков, чтобы выбрать из них пять-десять, которые подойдут для эфира: это и mp3 из блогов, и небольшие EP, целые альбомы и сборники. К концу года можно взглянуть на фонотеку треков из ротации и посчитать: какой артист появляется чаще всего. На первом месте идет молодая британская группа Summer Camp. Конечно, использовать слово «пронзительный», говоря о вокале, — это ужасное клише, но это именно то слово, которое наиболее точно отражает мои эмоции от прослушивания — каждая песня в исполнении вокалистки Elizabeth Sankey особенна, и это на сто процентов близкая мне музыка. Если брать именно этот год, то далее по списку идет Cults, чье выступление на фестивале Primavera запомнилось мне больше всего. Из электронных артистов это, конечно, Star Slinger, выступавший на праздновании двухлетия радио Follow Me в «Солянке». Почти каждый ремикс этого парня гораздо лучше оригинала и отлично подходит не только для эфира, но и для вечеринок. Это, пожалуй, что вспоминается сразу. Продолжать список я мог бы бесконечно: такие исполнители, как Twin Shadow, The Drums, Toro Y Moi, Twin Sister, Das Raсist, Austra, плюс новички TV Girl, Oregon Bike Trails, Generationals оставили очень хорошее воспоминание о 2011 годе.

Ну и, конечно, я хотел бы отметить бурное развитие именно русской электронной сцены. Это, безусловно, Pixelord, выпустивший в этом году потрясающий альбом «Puzzles», объединения RAD и Gimme5, чей список артистов, таких, как Lapti и Ol, 813, Maguet, Nocow, Vtgnike, Moa Pillar, заставил уже не искать ростки русской сцены, а гордиться ее неоспоримыми успехами. Из личного топа это «Мох», в чей потенциал я очень верю, и «Птицу емъ», чьи песни я уже знаю наизусть. Закончу, казалось бы, банальностью, но такой банальности я рад: в 2011-м все действительно развивалось очень стремительно, и уверен, что в 2012 году нас ждет много новых имен.


Максим СЕМЕЛЯК, журналист

К стыду своему, я в этом году практически не следил за современной музыкой, хотя несколько приятных пластинок могу навскидку назвать — например, Gruff Rhys «Hotel Shampoo», Julia Holter «Tragedy», Connan Mockasin «Forever Dolphin Love». Что касается наиболее обсуждаемых релизов года — кроме Пи Джей Харви, то тут я остался, пользуясь словами глубоко мной уважаемого, но не слишком любимого Саймона Рейнолдса, inexplicably uninvolved. В этом году было много музыкальных смертей — про совсем уж заметных персон, как Уайнхаус, я молчу, но ведь еще умерли, например, Шон Бонивелл из Music Machine и бразилец Лула Кортес, скончалась Поли Стайрин из X-Ray Spex, позавчера похоронили Никиту Дьяконова, человека, когда-то работавшего продавцом в «Трансильвании», прекрасного знатока музыки.

Как ни странно, одно из сильнейших впечатлений этого года связано с музыкой простонародной. Как известно, в этом году Шевчук выпустил новый альбом «Иначе». Я его целиком не слушал и, признаться, не собираюсь. Но там в конце есть одна песня, называется «Хич», которая меня преследовала больше двадцати лет. Песня еще начала восьмидесятых, но никогда не была толком записана. Я несколько раз в жизни встречался с Шевчуком — на предмет интервью или случайно — и всякий раз просил его как-то реанимировать эту вещь. Никакой связи между моими просьбами и фактом опубликования «Хича», разумеется, нет. Но от того, что теперь он записан и оцифрован, мне на душе спокойнее — потому что эта песня, как вампир, все эти годы не находила себе покоя у меня в голове. Как выражается один мой знакомый пианист — это грубый кайф, но иногда он бывает необходим.


Кирилл СОРОКИН, программный директор фестиваля Beat

В этом году я мало слушал новой музыки, соответственно — мало и плохой. Мне очень понравился новый альбом Metronomy «English Riviera», навеянный примерно той же географической местностью и, так сказать, эмоциональным ландшафтом, как те, где я впервые на них наткнулся три или четыре года назад — во FNAC'e одним осенним утром в Ницце; Пи Джей Харви записала мощнейшую, фактически безупречную пластинку, по-моему, лучшую со времен «Stories from the City»; у Gang Gang Dance отличный альбом. Ну и Муджуса я в этом году слушал, наверное, чаще других. Из менее очевидных имен — мне понравились сравнительно молодая группа Yuck, ловко перекраивающая шинель, из которой вышли Sonic Youth, и ныне уже несуществующая немецкая псевдокраутроковая формация Popol Vuh, написавшая с десяток саундтреков к фильмам Херцога: у них в этом году вышел бокс-сет «Revisited & Remixed», приуроченный к десятилетию со дня смерти их основателя, Флориана Фрике. Это церемониальная, местами пугающая музыка, через которую бывает сложно продраться, так что имейте в виду: лучшее, что они записали, — это как раз музыка к фильмам Херцога, особенно к его документальному фильму «Великий экстаз резчика по дереву Штайнера» (1974).

Что касается концертов, то их в этом году было существенно больше, чем возможностей на них ходить, но я видел один, который меня искренне поразил, — Arcade Fire в Варшаве. Если совсем вкратце, это торжество какой-то нечеловеческой машинерии, три гигантских экрана, напоминающие кинотеатр под открытым небом, сюжетный видеоряд на каждую песню, черт знает сколько режиссеров, снимающих только то, что происходит на сцене, — в общем, этакий «Аватар» от мира современной поп-музыки, где собственно музыка занимает процентов 60 внимания. И last but not least — книга Патти Смит «Просто дети». У меня сперва не было намерения ее читать, но потом я случайно за нее зацепился и уже не смог оторваться. Она блестяще написана, так что даже не очень понятно, уместно ли проводить ее по линии нонфикшна — по сути это искренний и очень человечный роман от первого лица о том, что творилось в Нью-Йорке и по всей Америке на рубеже 60-х и 70-х, начиная с того момента, когда Патти Смит еще работала в книжном магазине и совсем не представляла, к чему приведет ее одержимость искусством. Эта книга дает совсем иной — и довольно редкий — взгляд на то, что происходило в то время, отличный, скажем, от книги «Прошу, убей меня», — смешных и страшных историй здесь не меньше, но точно больше сокровенного.


Сергей СТЕПАНОВ, музыкальный обозреватель и автор OPENSPACE.RU

Начался 2011 год невероятно круто — с песни Duran Duran «Before the Rain», с пластинки Пи Джей Харви, с дебюта Zorge — но, взяв зачетную высоту еще в феврале, впоследствии как-то скуксился. «Before the Rain» так и осталась лучшей песней года, «Let England Shake» — его лучшей пластинкой, а Zorge — лучшим дебютом (можно, кстати, и без вкусовщины — безоговорочно главный бестселлер года, второй альбом певицы Адель, вышел в январе). О чем это говорит? Да, как водится, ни о чем — музыкальные тренды последних лет настолько сиюминутны и малозначительны, что, даже испытывая определенный интерес и даже симпатию к, допустим, чилл-вейву, всерьез рефлексировать хочется только по поводу более или менее вечных ценностей.

Горько-сладкий — но, как ни крути, победный — дубль удался R.E.M., сначала выпустившим свою лучшую пластинку за много лет, а затем сообщившим миру, что других не будет. Выдающийся альбом записали на почве своей и чужой любви к Морриконе и прочей архивной киномузыке продюсер Дэнжер Маус и композитор Даниэле Луппи. Foo Fighters и My Morning Jacket доказывали, что кризис музыки рок распространяется не на всех, Lamb и Plaid — что оказаться на глухой обочине можно и с блестящими альбомами, а группа Coldplay — что даже самую безупречную репутацию ничего не стоит подмочить. Я, например, подмочил в 2011-м репутацию парня, попадающего всюду, куда ему очень хочется, не застав ни Pulp в Европе, ни Radiohead в Нью-Йорке, ни Пи Джей Харви — бесспорно, главного музыканта года — где угодно. Жаловаться, впрочем, не буду — по-настоящему запомнились мне, как всегда, именно концертные эпизоды. То ли все еще настраивающиеся, то ли уже играющие под мерцание слова «Hope» Godspeed You! Black Emperor. «Month of May» в ураганном исполнении Arcade Fire перед сотней тысяч счастливых и гордых односельчан. Явно метящая в звезды, но пока вынужденная выходить на бис не из гримерки (ее не было), а из-под козырька уличного киоска с шаурмой EMA. Сумасшедший, хит за хитом, encore шоу Pixies по случаю юбилея «Doolittle». Стейдж-дайвинг озябшей Бет Гиббонс. Ну и так далее — вплоть до примерно каждого эпизода любого из двух концертов U2 на возведенном специально ради них стадионе. Главный итог года в том, что никому уже, кажется, не западло признаться в том, что главный итог года у каждого свой.

Хорошенько подумав, я бы добавил к топ-3 из первого предложения еще один — великую песню «Прививка» великой группы «… и Друг Мой Грузовик». К слову, и она вышла в марте.


Наталья ЮГРИНОВА, автор OPENSPACE.RU

В 2011-м музыка как будто сняла очки и принялась близоруко щуриться: песни и альбомы потеряли четкую структуру, гармонии и тональности ушли на третий план, границы между жанрами размылись окончательно. Хорошо это или плохо, ясно станет через год или два. Для меня плюсы пока перевешивают: любопытнее всех по итогам года вдруг оказались записи, которые звучат то ли из-за стенки, то ли из подполья, то ли из другого мира, — шумовые, обрывочные, полубессознательные пластинки Hype Williams, Peaking Lights, Dirty Beaches да тех же «Четырех позиций Бруно»; смутная готика Челси Вульф и Austra. Хотя и минусы очевидны: больше прочих от тех же трендов пострадали мальчики с гитарами — специальный приз «Невнятица года» отправляется Yuck, Girls и Smith Westerns. Появись «Битлз» сегодня, пришлось бы им играть пустопорожнюю гитарную смурь с ревербом; впрочем, лелею надежду, что жанр вымрет сам собой от бледности и малокровия. Кругом, словом, постмодерн; даже авторы, в молчаливом согласии с этой парадигмой, умерли — то есть попытались прикрыться анонимностью. И только красивые чернокожие мужчины — от Эдриана Янга и Blood Orange до Джесси Бойкинза III и The Weeknd — делают то, что отлично умели веками: взывают к простейшей физиологии, по сравнению с которой и хардкор-оперы, и MIDI-симфонии, и кассетная гипнагогия выглядят обыкновенной сублимацией. В общем, как водится, победила не дружба, победила любовь.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

Все новости ›