Популярность и коммерческий успех вообще не являются уже показателями чего-либо.

Оцените материал

Просмотров: 33590

Итоги-2011: личное мнение

29/12/2011
Авторы и друзья OPENSPACE.RU подводят итоги музыкального года: тенденции, альбомы, концерты, книги, песни, надежды, утраты, виртуальные явки — и даже говорят о политике

©  Артём Яковлев

Итоги-2011: личное мнение
 

Итоги подводят:

Георгий БИРГЕР, Lookatme.ru
Денис БОЯРИНОВ, шеф-редактор отдела «Современная музыка» OPENSPACE.RU
Тагир ВАГАПОВ, магазин «Трансильвания», автор подкастов Weird Radio
Саша ГАГАРИН, «Сансара»
Григорий ГОЛЬДЕНЦВАЙГ, промоутер и колумнист OPENSPACE.RU
Павел ЖАГУН, поэт и музыкант
Кирилл ИВАНОВ, «Самое Большое Простое Число»
Радиф КАШАПОВ, автор OPENSPACE.RU
Александр КОНДУКОВ, главный редактор русского издания Rolling Stone
Антон КРИВУЛЯ, «Мох»
Артем ЛИПАТОВ, ведущий колонки на f5.ru
Глеб ЛИСИЧКИН, редактор VICE
Илья МИЛЛЕР, главный редактор Arthouse.ru и автор OPENSPACE.RU
Андрей МИТРОШИН, «АРМ Автор» и Milky Toad
Олег НЕСТЕРОВ, генеральный продюсер «Снегирей» и лидер «Мегаполиса»
Катя ПАВЛОВА, «Обе Две»
Андрей ПАНИН, диджей
Андрей ПОДШИБЯКИН, хип-хоп-специалист
Владимир РАЦКЕВИЧ, Zoom Ra
Михаил РЕЗВАН, радио Follow Me
Максим СЕМЕЛЯК, журналист
Кирилл СОРОКИН, программный директор фестиваля Beat
Сергей СТЕПАНОВ, музыкальный обозреватель и автор OPENSPACE.RU
Наталья ЮГРИНОВА, автор OPENSPACE.RU


Георгий БИРГЕР, Lookatme.ru

Инди — это больше не рок.

В начале нулевых независимые гитарные группы собрали все достижения альтернативного рока 80—90-х, выпестовали себе на их основе особое звучание и заиграли песни, которые рассказывали о простой жизни одноэтажных районов Северной Америки. The Shins, Death Cab for Cutie, Modest Mouse, The Decemberists, Arcade Fire и т.д. — сегодня их имена уже все и так знают, потому что оказалось, что эта музыка в наилучшей степени соответствовала духу времени и лучше всего находила отклики в сердцах представителей того поколения. Сегодня эта история повторяется с новым независимым хип-хопом. Тинейджеры и недавние тинейджеры ностальгируют по детству, пришедшемуся на золотые дни Тимбаленда, Аалии, Фаррелла, Бейонсе и песню «In Da Club» из каждого утюга. Они также берут все лучшее из этого наследия и воздают почести непризнанным героям ближайшего прошлого — например, Гуччи Мейну и его южной тусовке, которых было принято считать за быдло, право не имеющее, и альбому «808s & Heartbreak» Канье Уэста, который многим в 2008 году показался провалом и, несмотря на коммерческий успех, стал больше поводом для миллиона глупых шуток про автотюн.

Конечно, многое поменялось и помимо жанровых различий. В песнях больше нет одноэтажной Америки, все больше жилых кварталов мегаполисов и, конечно, интернета. Раньше независимая музыка была независима от мейджор-лейблов, теперь она не обременена вообще какими-либо финансовыми обязательствами: микс-тейпы, бит-тейпы, не обремененные мастерингом мини-альбомы — вот что теперь считается инди.

Раньше инди-музыка была независима от мейнстрима — непопса, грубо говоря; теперь в кумирах у новых инди-исполнителей короли чартов Рианна и The-Dream; в покровителях — такие же короли чартов вроде Дрейка (именно он открыл миру The Weeknd, и вместе они записали почти четверть последнего альбома Дрейка) и Канье Уэста (его совместный с Джей-Зи альбом «Watch the Throne» открывает вокал участника Odd Future Фрэнка Оушена). То есть популярность и коммерческий успех вообще не являются уже показателями чего-либо; показателем крутизны или некрутизны можно назвать разве что «свэг» исполнителя — и это такая единица, вычислить которую так же сложно, как и объяснить, что такое «свэг».

В общем, история повторяется, но все совсем не так, как прежде. Слово «инди» снова можно услышать от 20-летних, только теперь они говорят не об инди-роке, а о новых битмейкерах, эмси и R&B-исполнителях. Лил Би, Clams Casino, Main Attrakionz, все участники группировки Odd Future, ASAP Rocky — так на данный момент выглядит пантеон североамериканского инди, и есть ощущение, что это надолго. Год назад все это уже было, но за 2011-й окрепло и оформилось окончательно, а в лице The Weeknd обрело первую большую суперзвезду нового времени — вот это, по-моему, и есть главные музыкальные итоги года.

Ну и вот еще пятнадцать любимых альбомов года навскидку:

1. The Weeknd — The Balloon Trilogy («House of Balloons», «Thursday», «Echoes of Silence»)
2. Blue Daisy «The Sunday Gift»
3. Канье Уэст и Джей-Зи «Watch the Throne»
4. Burial «Street Halo» (EP) + «Four Walls» (сингл)
5. ARCHNGL «ARCHNGL» (EP)
6. Теофилус Лондон «Timez Are Weird These Days»
7. Shine 2009 «Realism»
8. DropxLife «Pawncho» (EP)
9. Washed Out «Within and Without»
10. Zomby «Dedication»
11. WU LYF «Go Tell Fire to the Mountain»
12. Kode9 & The Spaceape «Black Sun»
13. Hype Williams «One Nation»
14. Фрэнк Оушен «nostalgia, ULTRA»
15. Джеймс Пэнтс «James Pants»


Денис БОЯРИНОВ, шеф-редактор отдела «Современная музыка» OPENSPACE.RU

Сначала о грустном: в 2011-м умер Гил Скотт-Херон, автор афоризма о том, что «революцию не покажут по ТВ». Он громко хлопнул дверью, прежде чем выйти вон, — в 2010-м успел записать изумительный альбом-камбэк «I'm New Here», а в этом появился альбом-римейк «We're New Here», сделанный Джейми The XX, — тоже хороший. К тому же весь этот год мировые сводки новостей из Египта, Ливии и т.д. доказывали, что Скотт-Херон был вещун: нынче революции начинаются, развиваются и показываются в Фейсбуке. Однако это не значит, что под конец 2011-го человека, которого, по его собственному выражению, убил Нью-Йорк, не забыли. Уже забыли, скорее всего.

Теперь о более радостном. Здесь моя выборка любопытного из русской музыки за 2011 год — мне кажется, каждый альбом стоит послушать хотя бы раз, чтобы просто быть в курсе. В следующем году я жду новых записей Гали Чикис, «Лемондэй» и Андрея Митрошина (то, что я слышал на их концертах, было восхитительно) и, конечно, жду сюрпризов от пока неизвестных «темных лошадок».

Что касается зарубежной музыки — то вот короткий список пластинок, которые мне особенно по душе: они ничем не значительней прочих (в этом году опять было много хорошего), так просто, резанули:

Andy Stott «We Stay Together»
Baxter Dury «Happy Soup»
Conrad Schnitzler & Bjorn Hatterud «Hirschgebrüll»
Dels «Gob»
Ford & Lopatin «Channel Pressure»
Holy Other «With U»
Julia Holter «Tragedy»
Lia Ices «Grown Unknown»
Metamorfozy «Decasia»
TRMRS «Tape: Side B»
Woods «Sun and Shade»


И отдельно хотелось бы отметить песню Лу Рида и Metallica «Junior Dad», которая по хронометражу одна тянет на альбом.


Тагир ВАГАПОВ, магазин «Трансильвания», автор подкастов Weird Radio

Список альбомов 2011-го, которые мне понравились больше всего, можно посмотреть на моем RYM-аккаунте, хотя не уверен, что учел и вспомнил все (я совсем не щепетильно отношусь к таким топам, потому и отключил нумерацию — порядок там очень условный). Список этот, я уверен, будет впоследствии дополняться — часто бывает, что прекрасные записи текущего года обнаруживаешь лишь на следующий.

Личный итог года — наконец-то стал заказывать и собирать пластинки, пусть мне по-прежнему их пока что не на чем слушать. Раньше только на концертах по случаю покупал, и то крайне редко. Так как глобальные выводы о состоянии музыки в 2011-м мне делать лень (кроме того, что с интересной музыкой все о'кей, просто ее надо уметь замечать), проведу небольшую ревизию хороших концертов, на которых я в уходящем году побывал.

Так вышло, что почти все самые важные концерты случились у меня на выезде — это безоговорочно мощные питерские фестивали, устраиваемые Наташей Подобед (я был на двух из трех — SKIF'е и «Этномеханике»), и первый мой опыт посещения крупного европейского фестиваля на свежем воздухе, сербского EXIT'а (вот мой краткий о нем отчет). В Петербурге я буквально переродился на выступлении неописуемых норвежцев KILLL — ничего подобного я ни до, ни после не видел и описать внятно это никак не получится; те, кто побывал в ту ночь в кинотеатре «Прибой», безусловно, меня поймут. В тот же вечер там же случился прекраснейший концерт Swans, про который тоже просто так, с наскока, не расскажешь — одно лишь получасовое вступление, должное по определению быть изнуряющим, ввело весь зал в оцепенение, ну а потом Джира и его невероятные музыканты и вовсе выбили у всех собравшихся твердь из-под ног. Не концерт — шаманский ритуал (что справедливо и для KILLL, при том что и группы, и выступления ни капельки не похожи друг на друга). Осенью в том же месте случились прекрасный концерт знаменитого эфиопского джазмена Мулату Астатке и его большой группы и несколько отличных электронных и диджей-сетов, в частности, от энтузиаста африканской кассетной попсы восьмидесятых-девяностых Awesome Tapes of Africa.

В Сербии круче всех были Portishead (ну это ожидаемо — выступление группы, у которой я по-настоящему люблю лишь последний альбом, и было основным мотивом для поездки), Феми Кути с неисчислимым количеством музыкантов и еще одни африканцы, Amadou & Mariam. Нельзя не отметить Pulp. Очень много хорошей злободневной электроники. Главные разочарования: Майя (хотя как хэппенинг она, конечно, о'кей, но даже в таком формате крайне утомила) и нафталиновые Big Audio Dynamite — судя по свидетельствам очевидцев, возрожденные примерно в то же время Public Image Ltd., даром что и группа куда более крутая, и сейчас дают BAD стопроцентную фору.

В Москве концертом года для меня стало выступление Ариэля Пинка (даже концертами — учитывая спонтанное выступление в «Солянке» на следующий день, которое было совсем иным, но тоже прекрасным). Наконец-то посмотрел живьем Эрику Баду, которая вообще лучшая. На концерт состоявшейся поп-дивы это походило меньше всего — ну да все, кому надо, в курсе, наверно. Играла она сильно больше двух часов, баловалась с сэмплером, пару раз устраивала для многотысячной «Арены» неожиданную айтюнс-дискотеку с маскулинным хип-хопом, произносила вдохновенные речи, ну и, конечно же, пела. Впечатление подпортил разве что чудовищный, невыносимый просто разогрев.

Неожиданно самые запомнившиеся московские танцы — канадцы The Miracles Club в «Солянке», прекрасный образчик того, как можно подать простейший хипстерский танцевальный музон — так, чтобы все искренне радовались и танцевали как умалишенные. Было, конечно, не как в известном клипе, но в каком-то смысле и не хуже. Вскоре там же неожиданно хорошо выступила скучноватая в записи группа We Love. Еще одна неожиданная радость — Atari Teenage Riot на новой площадке «Москва». Вроде бы за чем шел — то и получил: было дико громко (звук и свет на площадке, кстати, вполне себе ничего), дико опасно (зашибить могли раз сто) и дико эйфорийно.

Вообще же отличных, чуднЫх (Silver Apples! Феликс Кубин! Hype Williams в Парке Горького! Rainbow Arabia в Коломенском! Oneohtrix Point Never в «Актовом зале»! Autre Ne Veut на «Стрелке»!) и попросту хороших концертов в этом году была масса, и я мог бы занять еще много места (и читательского времени), просто их перечисляя, но это уже какая-то канцелярия получится — поэтому, пожалуй, остановлюсь, пока не вспомнил еще что-нибудь яркое. Поздравляю с наступающим и желаю как можно больше сил в новом году — они нам всем, вероятно, понадобятся.


Саша ГАГАРИН, «Сансара»

Даже несмотря на традиционно близкую в это время года горечь клюквы к чаю, вспоминать и рассказывать близким хочется про облака Балтики этим летом, например. Осознаю, что был не очень внимателен к музыке: больше интересовали люди.

В этом году случилось какое-то невероятное количество новых встреч, историй, путешествий. И, честно говоря, я нахожу прошедший год в каком-то смысле действительно ключевым. Все пазлы сами собой собирались прямо на глазах. Картинка в итоге получилась совершенно отличная от заявленной на упаковке, но, кажется, в разы лучше.

Песни же услышанные (именно отдельные песни, не альбомы) ощущались как некий саундтрек к происходящему. Наверное, так и происходит у большинства людей. «СБПЧ» нашел свежими и изящными в словесности. С их «Флэшкой» ходил достаточно долго. У нашей «Курары» много новых чудес появилось. Пока еще не записано все, но того, что на концертах слышал, мне достаточно. Своевременный старт проекта Ильи Лагутенко «Горностай» и успех «Обе Две» — две личные для меня темы, еще раз подтверждающие ранее высказанное предположение — «все возможно». Очень рад.

Однажды, неожиданно обнаружив себя в ночной Москве без возможности до утра оказаться в знакомых местах, познакомился с Андреем Zeberti, автором песни «Гений» с нашего последнего альбома. В Питере в это же время Галя Чикис наверняка пела «Танцы», рассказанные ей нашим общим другом, поэтом Сережей Даниловым. В Мадриде между тем стыли соусы.

В Таллине Феликс Бондарев из Red Samara Automobile Club, по всей видимости, как раз сочинял свою заглавную «Больше нет сил». Все, наверное, так или иначе взаимосвязано. Даже любимая мамина ваза, разбитая накануне кошкой, играющей со своим хвостом, и факты фальсификации на прошедших выборах.

Это общее ощущение от сезона.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

Все новости ›