Как правильнее писать – «амплакт» или «анплакт»?

Оцените материал

Просмотров: 25021

Музглоссарий-2011

Денис Бояринов, Наталья Югринова, Радиф Кашапов · 28/12/2011
Слова, выражения и мемы, громко прозвучавшие в музыкальном 2011-м: от «анонимов» до «язя»

©  Арина Орлова

Музглоссарий-2011
Анонимы
Анплакт
Быдлостеп vs. постдабстеп
«Гуф умер»
Кассеты
Микросоул
Микстейпы
Мумбатон
Облако
Ребекка Блэк
Русский чиллвейв (русский джук, русский кранк)
Свэг
Тролль-поп
Укулеле
Футворк
Южный рэп
Язь
iPad-альбом
Who the hell is Arcade Fire?

Анонимы
Вернуться к списку

Распространенное сетевое мнение о том, что «аноним хуже пидораса», музыканты в этом году решили проигнорировать почти массово. Масками, капюшонами, клубами дыма в лицо и позерскими тэглайнами «интервью не даем» обзаводятся все, кому не лень, — от калининградского рэпера Бабангиды до самого обсуждаемого певца года The Weeknd. Особенно отличились британцы, вдохновленные то ли безумным маскарадом The Crazy World of Arthur Brown, то ли давнишним сеансом магии с разоблачением от лондонского электронщика Burial. Новых героев без лица долго ждать не пришлось: дабстеп-продюсеры SBTRKT (особые приметы: аборигенская маска) и Zomby (темные очки или маска Гая Фокса) напрочь отказываются светиться перед камерами, будто бы повторяя заветы рейва и Altern-8. Пол, количество и имена участников модной группы Hype Williams удалось выяснить только к лету — аккурат к моменту, когда дуэт дал последнее интервью журналу The Quietus. Манчестерцы WU LYF, обряженные малолетними анархистами, выстраивают на анонимности целую философию противостояния культу личности. К слову, встречаются среди анонимов и анархисты вполне настоящие — например, девчонки в балаклавах из Pussy Riot или безымянные ливийские повстанцы в арафатках. Меж тем сытый рынок рад анонимным музыкантам — срабатывают простые законы коммерции: одна маска заменяет полтора маркетолога и двух пиарщиков. А интервью с теми, кто не дает интервью, продается в два раза лучше обычного.


Анплакт
Вернуться к списку

Слово «анплакт» (искаженное английское unplugged — т.е. акустический концерт) впервые появилось на афишах, рекламирующих концерты самого прибыльного певца России Стаса Михайлова в Кремле. И как-то мгновенно расползлось по интернету и быстро вошло в реальную жизнь: в городах России стали появляться «анплакт-кафе», в поисковиках — вопросы «Как правильнее писать — амплакт или анплакт?», а в «Российской газете» вышла колонка, призывающая не коверкать язык и вернуться к привычному «акустический». Как реакция отторжения на популярность ресторанной песни Михайлова — Лепса — Ваенги в 2011-м возникло выражение «полный анплакт» или «полный стас михайлов», которое эквивалентно нецензурному «полный пиздец».


Быдлостеп vs. постдабстеп
Вернуться к списку

В минувшем году дабстеп, главный новый жанр нулевых, окончательно раскололся надвое. По одну сторону баррикад остались люди постарше и позануднее, лелеющие постдабстеп (это футуристический пасынок замедленного до 130 ударов в минуту дабстепа с влиянием хитроумной электроники — от британского гэриджа и тустепа до IDM и эмбиента). Впрочем, ключевая составляющая, глубокий бас, от которого стынет спинной мозг и подкашиваются колени, по-прежнему на месте. Главные люди постдабстепа — Mount Kimbie, Fantastic Mr. Fox и наш фаворит, головастый продюсер Джейми из трио The xx. По другую сторону чуть ли не с арматурой выстроились те, кого при попытке купить алкоголь обычно заставляют предъявить паспорт, — юные, румяные и бестолковые адепты бростепа (он же быдлостеп, брувстеп, филс-степ, скриллекс-степ). Бростеп — физкультурный вариант дабстепа, максимально приближенный к «клубной колбасе» на несколько тысяч человек, нечто среднее между драм-н-бейсом, нью-метал и хардкором. Перегруженные, «пилящие» басы в нем условно заменяют собой риффы электрогитары, а перекрученные на высоких частотах синтезаторные сэмплы — все остальное. Британский продюсер Rusko, взявший на себя вину за собственно изобретение бростепа и бесстыдную его популяризацию в США (с помощью, извините, Бритни Спирс), этим мартом прилюдно покаялся в содеянном в радиоэфире, но поздно: силами локомотивов вроде Skrillex, Doctor P, Nero и Flux Pavillionновую танцевальную музыку для горячих голов уже, кажется, ничто не остановит. Особый климат сложился, как водится, в России: жертвой быдлостепа стать очень просто: достаточно сказать что-нибудь смешное и выложить на YouTube — русские умельцы поставили на поток производство соответствующих ремиксов на мемы.


«Гуф умер»
Вернуться к списку

Долгоиграющий мем, свидетельствующий о том, что русский рэп более чем жив и у него все отлично. Снова вошел в обиход, видимо, после новости из январского выпуска газеты Metro о том, что популярный московский рэпер Алексей Долматов стал жертвой теракта в Домодедово (слухи позже добавили в компанию Артемия Лебедева и Басту). Интернет породил еще две причины смерти — автокатастрофу и передозировку наркотиками. Авторитетные сайты информацию опровергли, в мае появилось подтверждение, что Гуф в порядке; при этом многие, видимо, уже и забыли аналогичный случай трехлетней давности. Судя по тому, что фразу «Гуф умер» знают сейчас даже пятиклассники, для нынешней молодежи русский рэп стал тем же, чем был русский рок для поколения 80-х, а Гуф — это такой Цой наоборот.


Кассеты
Вернуться к списку

Вслед за винилом, превратившимся в коллекционный фетиш, в моду возвращаются кассеты — как безумно дешевая альтернатива пластинкам, символ индепендента и 1980-х годов. За последние годы на кассетах издавались Бек, Wavves, Dirty Projectors, Deerhunter, Deerhoof, Animal Collective, Of Montreal, Black Lips, Dum Dum Girls и др. Несмотря на то что производство их практически прекратилось, в последнее время в США становятся известными лейблы, которые работают только с пленкой, вроде Sanity Muffin или 2632 Tapes (всего в мире около пятисот фирм, которые до сих пор издают записи в таком формате). Ну а гипнагоджик с его намеренно размытым звуком лучше всего слушать как раз на кассете. В России, где многие семьи до сих пор хранят залежи прошлого века, кассетными релизами занимаются самые лютые экспериментаторы, электронщики, хардкорщики и т.д. Обратите внимание на продукцию отечественных лейблов SzSS, Full of nothing, «Монополька» и «Яйцеклетка».


Микросоул
Вернуться к списку

Будем считать, что полдюжины заметных музыкантов — это уже тенденция, хотя не исключено, что уже в ближайшем будущем мы обнаружим, что она лишь верхушка большого айсберга. Точная формулировка удалась одному британскому обозревателю: медленное — это новое быстрое. Герои 2011-го — Джеймс Блейк, Николас Джаар, Джейми Вун, The Weeknd и Фрэнк Оушен — ловко стирают границы между популярной и андеграундной музыкой, превращая медитативные щелчки, постукивания и надтреснутые звуки в поп-музыку какого-то совершенно нового толка: построенную на пустотах, слабости и чувстве; смешивающую спотыкающийся новый дабстеп, непошлый соул, потустороннее фортепиано и гитарные сэмплы; лишний раз напоминающую о том, что голос — это тоже инструмент. Наша формулировка «жанра» только попытка наметить его границы и ухватить самую суть: новый соул — уже не музыка большого грустного черного человека.


Микстейпы
Вернуться к списку

В 2011-м микстейпы — изначально неофициальные, полупиратские сборники на кассетах, возникшие в хип-хоп-культуре в конце 1970-х — стали модным форматом для представления музыки в интернет-эпоху. В первую очередь возвращение микстейпов (впрочем, из рэпа они никогда не уходили) связано с уже упоминавшимся проектом The Weeknd, выпустившим в 2011-м аж три микстейпа («House of Baloons», «Thursday» и «Echoes of Silence»), каждый из которых вызвал хайп в музпрессе. Первый микстейп, «House of Baloons», вошел во многие топы лучших альбомов 2011-го, представленные разными медиа, хотя, строго говоря, это не альбом. Отличительные особенности микстейпа — быстрота записи, бесплатное распространение и переработки хитовых мелодий других исполнителей.


Мумбатон
Вернуться к списку

Легенда о появлении этого стиля гласит, что американский продюсер Дэйв Нада (Dave Nada) однажды замедлил трек «Moombah» Silvio Ecomo и DJ Chuckie в версии Afrojack до 108 ударов в минуту и смикшировал его с реггетон-сэмплами. В результате появился мумбатон — ленивый хаус с добавлением этноэкзотики, покрошенного вокала и перкуссии. В марте 2010 года Нада выпустил EP «Moombahton», и постепенно мумбатон зашагал по рейвам и дошел до России. В 2011-м на фестивале «ЭтноМеханика» выступил звезда мумбатона Munchi, московский сет которого настолько впечатлил организаторов, что они обещают устроить в 2012-м серию мумбатон-вечеринок.


Облако
Вернуться к списку

Относительно новый способ потребления музыки: трек не скачивается на компьютер, а воспроизводится в потоковом режиме из виртуального хранилища (и потому принадлежит как бы всем и никому). В уходящем году его утвердили три «цифровых столпа» планеты: облачные музыкальные сервисы запустили Apple, Google и Amazon. В России открылся стриминговый сервис «Яндекс.Музыка», который к тому же интегрировался в ноябре в Facebook (как и более крупный сервис Zvooq). Короче говоря, революция — пока музыкальная — дошагала и до тех отсталых и несвободных уголков мира, где сервисы Spotify и Pandora по-прежнему находятся в очень далеком проекте. Облачные базы музыки предлагают не только слушать конкретного исполнителя, но и могут, в зависимости от навороченности функционала, воспроизводить стилистически похожую музыку, составлять плей-листы на основе настроения и совершать прочие полезные для обленившегося пользователя телодвижения по отбору и рекомендации контента. Между тем о смерти старых добрых физических носителей заговорили уже официально: по информации музыкального журнала Side Line, к 2013 году мейджор-лейблы планируют полностью вывести из производства и продажи компакт-диски. Музыкальным журналистам и владельцам Hi-Fi-систем — на заметку.

{-page-}

 

Ребекка Блэк
Вернуться к списку

Тринадцатилетняя школьница из США стала то ли благодаря, то ли вопреки автотьюну худшей певицей 2011 года по версии видеохостинга YouTube, отобрав эту сомнительную славу у певца Марка Гормли. Видеоклип Ребекки Блэк на песню «Friday», подаренный ей родителями на день рождения и снятый за четыре тысячи долларов, посмотрели около 180 млн человек. Есть потери: число зрителей, которым видео, мягко скажем, не понравилось, почти сравнялось с количеством ненавистников песни Джастина Бибера «Baby» — не менее выдающихся достоинств. Ролик с конгениальным видеоряду сообщением о том, что вчера был четверг, а завтра наступит суббота, немедленно оброс кучей пародий, например такой, такой и такой. Из-за насмешек и издевательств сверстников Ребекке пришлось перевестись в другую школу, но история закончилась, по крайней мере для нее самой, хорошо: девочка снялась в не менее содержательном клипе Кэти Перри на ту же тему, выпустила два сингла и взялась за дебютный альбом. Ах да: Блэк получает памятную медаль «То, о чем в будущем году вы предпочли бы забыть».


Русский чиллвейв (русский джук, русский кранк)
Вернуться к списку

Скорость информационного обмена достигла в 2011-м таких значений, что интересующийся всем новым меломан не только мгновенно получал с Запада на руки новые музыкальные стили, но и их национальные версии. Петербургский дуэт Ifwe, записывающий с большим количеством ревера песни, где советский электропоп встречается с The Smiths, сам приклеил себе ярлык «русский чиллвейв». В очередной раз придумавший себе новую маску Василий Вакуленко стал N1NT3ND0, а его одноименный альбом — первым примером русского кранка или южного рэпа (см. ниже). Приметы стиля налицо: машинный бит, жутковатые басы и минимум слов, которые постоянно повторяются. Юг Америки заменил юг России, Ростов. Наконец, москвич Vtgnike на диске «Sueta Nebitiya» наложил голоса Кристалинской, Пугачевой и Орбакайте на пульсирующий бит — получилось гораздо лиричнее, чем чикагский джук. Что дальше?


Свэг
Вернуться к списку

Словцо, подслушанное в песнях бесноватых молодых рэперов Lil B и Tyler, The Creator, которые твердили о том, что у них есть «свэг», так усердно, что все себе захотели такой же. Теперь «свэг» используется в молодежном сленге повсеместно — от Калифорнии до Камчатки — в значении «персональная подача», «личный стиль», «обаяние-харизма» и просто «крутота». В России стали даже появляться проекты социальных сетей, которые строят на этом слове бизнес-идею. Узнал бы об этом Lil B — пришел за процентом.


Тролль-поп
Вернуться к списку

В 2011-м троллинг из сетевой забавы превратился в распространенную модель поведения, которой придерживаются не только анонимные интернет-комментаторы, но и наипубличнейшие люди (к примеру, знаменитые высказывания Владимира Путина про «белые ленточки-презервативы» и «бандерлогов» иначе как толстым троллингом и не назовешь). Свои тролли есть и среди музыкальных деятелей, некоторые давно и успешно работают в этом жанре. Ветераном тролль-попа в России, безусловно, является Сергей Шнуров, который на пластинках «Ленинграда» кого только успешно не троллил (впрочем, встречались у него и песни про любовь). В этом году Шнуров выпустил целую подборку тролль-песен под шапкой «Вечный огонь», первой среди которых идет гимн «Любит наш народ всякое говно». Шнуров даже записал эту песню на троих с другими исполнителями, не чуждыми троллингу — Noize MC, которому от шнуровского троллинга доставалось, и Васей Обломовым. Другие «короли троллинга», тверская шизо-группа «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля» выпустила в 2011-м два новых альбома — «Мы близко» и «Слава демократии», на которых градус троллинга зашкаливает.


Укулеле
Вернуться к списку

Самый модный акустический инструмент минувшего года. Пока деятели хип-хопа стучат по сэмплерам AKAI MPC, фолкеры бренчат на четырехструнных укулеле, как у Монро в вечной комедии «В джазе только девушки». На Западе с ним регулярно появляются на сцене Аманда Палмер, Мартина Топли-Берд, Оулёф Арнальдс, Пол Маккартни — и не забудем про доктора Хауса. В России гавайскими гитарами активно пользуются The Retuses (как их герой Зак Кондон из Beirut). И даже Борис Гребенщиков что-то записал с его помощью на последнем альбоме «Архангельск».


Футворк
Вернуться к списку

Новая инкарнация чикагского хауса, за полтора года вымахавшая из местечкового увлечения в мировой тренд. Футворк вырос из джука, разогнавшегося до клубной скорости в 160 ударов в минуту гетто-хауса с драм-машинами вместо обычных ударных сэмплов. Изобретался футворк специально под нужды участников танцевальных состязаний; это максимально сложная, ломаная, синкопированная и дерганая музыка, ритм которой со стороны трудно уловить. В этом и суть: чем сумасброднее танцоры размахивают руками и ногами, тем лучше. Всего один-единственный ролик про то, как танцуют футворк, вызывает неуклонное желание описывать жанр исключительно в медицинских терминах: он страдает судорогами, аритмией, нарушениями тембра голоса и шизофреническими повторами. Вокальные сэмплы, надерганные из хип-хопа и R’n’B, задраны питчерами до небывалых высот и зациклены — так настойчиво, что в определенный момент от повторяемости начинается натуральное вертиго. Мировая цитадель футворка — лейбл Planet Mu, а на Доске почета в этом году засветились Kuedo, Machinedrum и Энди Стотт, известный под псевдонимом Andrea.


Южный рэп
Вернуться к списку

В 2011-м оказалось, что второе по важности достижение регионов «хлопкового пояса» США после блюза — южный рэп; грязный, эгоистичный, животный хип-хоп со скабрезными текстами, вальяжным битом и упором на низкие частоты, одинаково уместный и в лоурайдере, и в стрип-клубе. Вообще «дёрти саус» возник еще в конце девяностых силами 2 Live Crew во Флориде, DJ Screw в Хьюстоне, Outkast и Goodie Mob в Атланте, но примерно через десять лет пережил второе рождение: типичные приемы южан сегодня можно встретить в экспериментальной электронике, новой готике, витч-хаусе и творениях гарлемских рэперов вроде ASAP Rocky. Особенный повод для радости есть у приверженцев «перпл-дранка» — кодеинового сиропа от кашля, смешанного с газировкой, который является такой же частью этой субкультуры, как и килограммы «голды» на шее. Придуманный специально для поклонников «Туссина» диджеем Screw способ затормаживать треки до состояния вязкой звуковой каши — chopped & screwed — снова вышел в тираж: ни один важный микстейп или альбом сегодня не обходится без замедленной версии с утробно-низкими голосами и размазанными по трекам эпическими инструменталами. Поставить все свои деньги букмекеры советуют на рэперов Yelawolf, Big K.R.I.T. и продюсера Лекса Люгера — последний известен характерными дешевыми битами, собранными в музыкальном редакторе Fruity Loops. Пока белые раздолбаи оккупируют Уолл-стрит, черные учатся экономить — но качают ни на цент не хуже, чем раньше.


Язь
Вернуться к списку

Главный русский мем года — любительское видео, на котором пенсионер-рыболов Виктор Гончаренко, держа в руках крупную рыбу, заразительно кричит «Йа-а-а-зь!» — неожиданно получил не менее комическое отражение в реальности российского шоу-биза. Гончаренко со своим язем нечаянно вывел на чистую воду певца Диму Билана, которому по чьему-то замыслу вручал премию «Золотой граммофон», а тот обиделся. Очевидно, что «йааазь» в современном лексиконе — это уже не просто рыба семейства карповых, это уже что-то типа заграничного «свэга» (см. выше): у Гончаренко он есть, а у Билана — нет.


iPad-альбом
Вернуться к списку

Про «iPad-альбомы» заговорили в конце 2010-го с появлением гастрольного аудиодневника Дэймона Албарна «The Fall», который он записал во время американского турне, использовав два десятка айпэд-приложений. С другой стороны, к этой идее подошла Бьорк, предъявив концепт-альбом «Biophilia», каждый трек которого представлен в виде полноценного аппа, сочетающего аудиоряд и развлекательные функции. От Бьорк, жадно интересующейся цифровым артом, научными теориями, новыми музинструментами и вообще всем новым, этого следовало ожидать. До появления iPad она хотела представить «Biophilia» в виде фильма, специально снятого для 3D IMAX. Другое дело, последует ли за ней кто-нибудь еще? Станут ли iPad-альбомы распространенным форматом или хотя бы отдельным направлением, в котором будут соревноваться музыканты? Учитывая, что средняя стоимость разработки одного приложения для «Biophilia» составляла 100 тысяч долларов, предположим, что в мире не так уж много музыкантов, которые смогут себе такое позволить: одним не хватит воображения, другим — денег.


Who the hell is Arcade Fire?
Вернуться к списку

Такое сообщение появилось в твиттерах мира 13 февраля, после того как канадская рок-группа получила статуэтку «Грэмми» за лучший альбом года «The Suburbs», спела «Month of May», а потом самовольно, на титрах, еще и «Ready to Start». Arcade Fire обошли Эминема, Леди Гагу, Кэти Перри и кантри-коллектив Lady Antebellum (все равно победивший в пяти номинациях). Внезапно выяснилось, что не все вообще-то и знают, что это за герои рока такие. Также не повезло джазовой певице и контрабасистке Эсперансе Сполдинг, тремя альбомами пробившей-таки дорогу к званию «Лучшего новичка». Она конкурировала с Джастином Бибером — и юные фанаты не менее молодой звезды многократно и истерично правили страницу о ней в «Википедии», восклицая: Who the fuck is Esperanza Spalding? По мотивам этой поучительной истории, доказывающей нам, что в наше время и «Грэмми» не помогают стать глобальной звездой, сочинена не одна песня.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • trepang· 2011-12-29 00:06:08
    о, оказывается, я умею танцевать футворк.
Все новости ›