Либеральная идея к тому времени стала знаменем интеллигентного истеблишмента. А провоцировать истеблишмент – стиль Курехина.

Оцените материал

Просмотров: 105418

«Курёхин – провокатор. Эстетический, художественный и политический»

Денис Бояринов · 07/07/2011
15 лет назад умер Сергей Курехин. Журналист АЛЕКСАНДР КАН вспоминает своего близкого друга

Имена:  Александр Кан · Джон Кейдж · Кешеван Маслак · Сергей Курехин · Сесил Тейлор · Эдуард Лимонов

©  gospodi.livejournal.com

Сергей Курехин

Сергей Курехин

9 июля исполняется 15 лет со дня смерти Сергея Курехина. По этому поводу OPENSPACE.RU списался с близким другом и соратником музыканта АЛЕКСАНДРОМ КАНОМ — музыкальным критиком, обозревателем Русской службы Би-би-си — и задал ему вопросы о музыкальности «Поп-Механики», дискографии и политических взглядах Курехина, его сближении с Эдуардом Лимоновым и НБП. В настоящее время Александр Кан завершает работу над книгой о Сергее Курехине.


— Где и при каких обстоятельствах вы познакомились с Сергеем Курехиным? Ваши первые впечатления?

— Я сначала узнал о Сергее Курехине, а потом с ним познакомился. Точнее, я увидел и услышал его, понятия не имея вообще о том, кто это такой, на джазовом фестивале, который впоследствии получил название «Осенние ритмы». Тогда это был еще безымянный джазовый фестиваль, который проводил Владимир Борисович Фейертаг. Это был октябрь 1978 года. Я приехал в Ленинград лишь в августе того же 1978 года и почти никого еще не знал, очень мало знал местных джазовых музыкантов. Потому что там, где я жил, в провинции, информации было очень мало. Один из музыкантов, о которых я знал, был Анатолий Вапиров. Потому что его пластинку, вышедшую двумя-тремя годами раньше, я каким-то образом сумел раздобыть. На пластинке игрался этноджазовый фьюжн с элементами болгарского фольклора (Вапиров — наполовину болгарин). Мне тогда это было интересно, это было только начало джаз-рока, это еще было актуально. Я тогда уже интересовался фри-джазом, и когда на сцену вышел квартет Вапирова и вместо фьюжн выдал мощнейшую фри-джазовую программу в духе Орнетта Коулмана, то я был совершенно ошеломлен — в первую очередь молодым, по-мальчишески выглядящим пианистом. Он выпорхнул на сцену и играл совершенно феноменально длинными фри-джазовыми пассажами — острыми, агрессивными, в духе Сесила Тейлора и Александра фон Шлиппенбаха, о которых я только-только начал узнавать. Я пробрался за кулисы, дождался Вапирова, получил у него автограф на пластинку, которую принес с собой (первый и последний автограф, взятый у музыканта, в моей жизни). Я спросил, кто пианист. Он мне назвал имя: Сергей Курехин.

©  Из личного архива Анастасии Курехиной

Сергей Курехин

Сергей Курехин

Уже через пару недель общий знакомый по джаз-клубу «Квадрат» нас познакомил, и мы довольно быстро сошлись. Мы ровесники, оба выросли в небольших южных городах (я в Херсоне, он — в Евпатории), но гораздо важнее оказалось то, что мы оказались общей музыкальной генеалогии: от Beatles, через хард-рок, прог-рок и дальше, через джаз-рок и фьюжн, к свободному джазовому авангарду. Когда мы познакомились, общее увлечение и любовь к авангарду и общность путей, которые привели нас к авангарду, сделали нас чрезвычайно близкими друг другу. Мы мгновенно стали проводить огромное количество времени вместе, гуляя по городу, разговаривая о музыке. Курехин приезжал ко мне, познакомил меня с Ефимом Барбаном. Тогда же у нас закрутилась идея создать Клуб современной музыки. Все это происходило поздней осенью, зимой, весной 1978—1979-го, а в мае 1979-го мы уже создали Клуб современной музыки. Появилось общее дело, которое, естественно, нас очень сблизило. Я был председателем клуба, а Курехин, так сказать, musician in residence — он играл постоянно, на каждом собрании, на каждом концерте клуба. Он ввел меня в свой круг, не только музыкантов, но и литераторов, художников.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:11

  • tichom· 2011-07-07 16:40:51
    спасибо, что вспомнили про курехина. жаль, что сейчас нет таких фигур. мельтешня и карлики...
  • oved· 2011-07-07 16:59:24
    Несомненно, великая и трагическая фигура. Великая - по уровню своего культурного потенциала. Трагическая - потому, что "сверхчеловеческой величины", частью которой он мог бы себя ощутить (и о которой совершенно точно говорит Лимонов), Курехин так и не нашел. Просто не было такой величины в тогдашнем безвременье. Он просто задохнулся.

    Дугин и Лимонов, кстати говоря, - родственные Курехину души именно в этом смысле (не зря они друг друга нашли). Черт догадал эту троицу с их умом и талантом родиться именно в России и именно в такое время...
  • kustokusto· 2011-07-07 18:32:49
    Не занимался Курёхин постмодерном ( контрмодерном ). Возьму на себя смелость назвать это МЕТАмодерном. А если прогнозы прогнозировать - то новая "богема" из "Жан-Жаков" - сидящая на воровских деньгах - так или эдак - но убила бы его.
  • oved· 2011-07-07 19:38:24
    2 kustokusto

    Пожалуй, Вы правы насчет постмодерна и Курехина: он и погиб-то из-за постмодернистского безвременья. Собственно, постмодерн и есть безвременье - ибо он принципиально отрицает любые ценности и принципиально чужд любым "сверхчеловеческим величинам", о которых говорит Лимонов.

    А вот что касается "жан-жаковской богемы", то тут не соглашусь: эта мелочевке до Курехина было бы просто не дотянуться. Несравнимые величины. Лилипуты еще могут справиться с Гулливером, но с великанами - нет, слабо.
  • Alexander V. Popov· 2011-07-07 22:41:50
    пардон, тут http://www.openspace.ru/photogallery/23449/265334/ точно Курёхин?
  • hobotoff· 2011-07-07 23:55:31
    2 Alexander V. Popov
    Это Сергей "Африка" Бугаев.

    2 автор
    А можно узнать, где и когда выйдет книжка Кана? Потому что, насколько я знаю, сейчас готовится еще одна книжка о Курехине, которую делат Кушнир - он ее анонсировал на летнем книжном фестивале в ЦДХ.
  • Kronus· 2011-07-08 02:15:57
    Его партийный билет был 418. Очень нравилось Курехину это число с каббалистическим цифровым смыслом. Если учесть, что на тот момент в НБП так же состояли Егор Летов, Дмитрий Ревякин и ещё с десяток несколько менее успешных рок-звезд, то к "стебу" и "провокации" их выбор никак не сведешь, за этим маячит нечто большее. Прежде всего, не желание блеять в одном либеральном стаде с усредненно-демократическими гуманитарными интеллигентами, отвращение к рынку как императиву человеческих отношений и к политическому спектаклю, требующемуся для маскировки абсолютной власти рынка.
  • oved· 2011-07-08 05:47:53
    2 Kronus
    А какой в 418 "каббалистический смысл", не просветите ли? Неужто "Да сотрется имя твое"?
  • svetnaz· 2011-07-08 11:21:48
    У вас в фотогалерее статьи под портретом Сергея Бугаева-Африки (фото № 13) ошибочно указано "Сергей Курехин".
  • Alexander V. Popov· 2011-07-08 20:49:21
    2 hobotoff спасибо, кэп. уже исправили.
  • lesgustoy· 2011-07-11 01:26:48
    ну пальцы бегали да
    умом был скор

    а так

    и гриб да
    но гонщиков тогда было и кроме

    может просто
    кросс-культурщик

    отсюда и карнавал
    и эхо типа что это было блд
Все новости ›