Оцените материал

Просмотров: 11463

Серж Танкян в «Б1»

Мур Соболева · 24/06/2008
Экс-вокалист армяно-американской группы System of a Down закончил европейский тур политизированным бенефисом на коврах

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Серж Танкян в «Б1»
«Люди узнали о моем существовании благодаря группе System of a Down, но я был сольным артистом задолго до ее появления», — говорит Серж Танкян. Концерты Танкяна в России доказали не только что он один стоит нескольких полноценных команд, но и что Серж Танкян сам по себе и Серж Танкян в составе SOAD — это большая разница.

Сравнить впечатления, впрочем, возможности нет: SOAD до нас так и не доехали, и неизвестно, доедут ли теперь куда бы то ни было. Летом 2006 года одна из самых интересных тяжелых групп своего поколения, просуществовавшая 11 лет, объявила о бессрочном творческом отпуске. Четверо музыкантов, оправдавшие своим существованием ублюдочный стиль ню-метал, заявили, что уходят на заслуженный отдых, оставаясь при этом друзьями. Каждый занялся собственным делом, по мере сил помогая остальным.

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Серж Танкян в «Б1»


Серж Танкян первым из участников SOAD обнародовал свой проект, выпустив осенью 2007-го сольный альбом «Elect the Dead». В нем присутствуют и характерный для «Системы» тяжелый саунд с вкраплениями армянских напевов, и речовки-скороговорки, перерастающие в вой. Но на самом деле и идеологически, и музыкально это совсем другая история. Несмотря на то что Танкян был вокалистом SOAD, лидера у группы было два, второй — сооснователь группы Дарон Малакян. Большая часть песен SOAD написана именно им. Малакян, недавно организовавший вместе с коллегой по SOAD Джоном Долмаяном группу Scars on Broadway, был, несомненно, темной стороной дуэта, в то время как Танкян, при всей внешней жесткости его музыки, записал очень светлый альбом.

Как и в случае других подобных распавшихся партнерств (например, кинорежиссеров Жан-Пьера Жене и Марка Каро), светлая половина, в данном случае Танкян, имеет значительно больший коммерческий и творческий успех. Музыка, которую пишет Танкян, много мелодичнее и изобретательнее малакяновской, а его тексты приобрели неожиданную интимность, которой не было в дивных шизофренических словосплетениях SOAD. Вместе с творческой ответственностью Танкяна возросла и гражданская: на «Elect the Dead» едва ли не больше песен о политике и экологии, чем во всей дискографии его прежней группы. Из всей «Системы» именно Серж Танкян был наиболее политизированным участником, именно он в 2002 году вместе с Томом Морелло из Rage Against the Machine основал некоммерческую организацию Axis of Justice, именно благодаря ему SOAD приобрели славу «политических».

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Серж Танкян в «Б1»

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Серж Танкян в «Б1»
На концерте в Питере и на обоих концертах в Москве Танкян делал программные заявления чаще, чем обычные в такой ситуации комплименты аудитории. Но Танкян один из немногих, кто умеет в общечеловеческие банальности вкладывать собственную страстность и искренность. В музыке Танкяна, в отличие от «Системы», есть безусловная претензия на мессианство, но претензия вполне оправданная: в нем есть качества, необходимые рок-пророку: харизма, честность, пафос и самоирония. На концертах Серж Танкян все так же скачет по сцене, но это не прыжки дикой волосатой зверюги, которую можно видеть на концертных записях SOAD, а канкан, кабаре и водевиль. При этом ему, в отличие от, скажем, Мэрилина Мэнсона, не нужны декорации, костюмы и грим, чтобы устроить из своего выступления спектакль. У него гуттаперчевая пластика, а с голосом он делает примерно то же, что и Диаманда Галас. Новейшая песня «Sounds of War» была им спета выше, чем способен выдать в нежнейшие моменты Мэтью Беллами из Muse. На сцене «Б1», устланной непременными коврами (эта концертная практика идет со времен SOAD), перед микрофоном певца были установлены синтезатор и микшерский пульт, при этом он успел поиграть еще на гитаре, барабанах и клавишах. Песен «Системы», разумеется, не было - их и не могло быть по описанным выше причинам, но народ все равно возмущался - зато были умопомрачительные кавер-версии «Holiday In Cambodia» группы Dead Kennedys и битловской «Girl» («Чуваки, любите The Beatles? Конечно любите, как же можно не любить The Beatles!»). Московский концерт 19-го июня стал последним в европейском туре, в честь чего Танкян отыграл минут на двадцать больше, чем на предыдущих российских шоу, а завершил концерт акустическим исполнением заглавной песни «Elect the Dead».

Серж Танкян совершенно естественен и при этом изумительно, невероятно артистичен; навскидку сложно вспомнить музыканта из недавно виденных, кто с такой силой и легкостью держал бы зал. Разумеется, Танкян приехал в Россию не один — музыкант-мультиинструменталист практически весь свой альбом записал самостоятельно (с помощью лишь нескольких друзей, включая барабанщика «Системы»), но для концертов собрал группу, которую назвал The FCC. Вообще-то FCC - это американская Федеральная комиссия по коммуникациям, однако Танкян расшифровывает название как The Flying Cunts of Chaos (он любит слово cunt — «оно смешное»). Группа играет хорошо, выглядит колоритно и вообще старается, но смотреть можно и нужно только на Танкяна. Сказать по правде, от него глаз невозможно оторвать — как ни смешно эта фраза звучит по отношению к бородатому сорокалетнему мужику, трындящему со сцены про классовую несправедливость.

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Серж Танкян в «Б1»

 

 

 

 

 

Все новости ›