Потусторонние звуки, диковинные истории, электричество в каждой ноте — по накалу страстей и эпическому размаху альбом не уступает какой-нибудь «Старшей Эдде».

Оцените материал

Просмотров: 80909

Итоги 2009: альбомы года

Денис Бояринов, Наталья Югринова · 04/01/2010

УМНИКИ ГОДА

Dirty Projectors
«Bitte Orca»
Domino


Виват, академия! С йельскими выпускниками Дэйвом Лонгстретом и Нэтом Болдуином (уже бравшим награду OPENSPACE.RU) в категории «Умники года» тягаться просто невозможно: как ни накручивай материал гармоническими изысками, Dirty Projectors все равно всех перещеголяют. Причем сделают это так изящно, что приведут в восторг, возможно, даже вашу бабушку. Их музыка — джойсовский поток мысли: подвижные мелодии, воздушная полифония, непредсказуемые исходы. Кто еще соединит Фрэнка Заппу, афробит, и затрапезный R’n’B так, что в итоге все равно получится живая классика?

Н.Ю.

Номинанты:

Animal Collective
«Merriweather Post Pavilion»


Главные специалисты по психофолку орудуют там, где кончается поп-музыка и начинается чистой воды экспериментаторство — при этом опыты над звуком им удается облечь в форму вполне доступную. Подробности здесь



Dan Deacon
«Bromst»


Бородатый чудик, бывший однокашник Регины Спектор, играет на паяльнике, айподе, прикрепленном к банану, и тысяче таких же безумных инструментов; выходит электроакустический авангард, который пора вписывать в консерваторскую программу.





КОНЦЕПТ ГОДА

Various Artists
«Warp20 (Recreated)»
Warp


Грандиозный бокс-сет к юбилею Warp — забитая доверху сокровищница: кроме сборника лучших вещей, составленных по результатам опроса покупателей и лично Стивом Беккетом, здесь есть винилы с неизданными треками, нарезки лупов и сэмплов для микширования, а также книга с обложками всех альбомов. Но даже в таком окружении диск «Recreated» стоит особняком. Два десятка подписанных на лейбл музыкантов попросили переделать на свой лад любую композицию из бэк-каталога; если учитывать, что все артисты Warp и так слегка спятили, то этот проект — помешательство в квадрате. Электронная классика в вариациях от микрохауса до построка и неофолка: Born Ruffians и Leila взялись за Aphex Twin, Maximo Park — за Винсента Галло, а Autechre — за легендарных LFO; слушать это еще любопытнее, чем припоминать оригиналы.

Н.Ю.

Номинанты:

The Phenomenal Handclap Band
«The Phenomenal Handclap Band»


Пара подпольных нью-йоркских диджеев взяли в сообщники музыкантов TV on the Radio, Calla и Эми Уайнхаус, чтобы напрочь забыть об инди-роке ради дел давно минувших дней: дебютом распоряжаются жгучий диско-фанк и гипнотический рок по мотивам Карлоса Сантаны.


The Amorphous Androgynous
«A Monstrous Psychedelic Bubble Exploding in Your Mind: Vol. 2»


Почти трехчасовой микс от экс-FSOL звучит как поляроидный снимок шаманских плясок у них в головах. Под обложкой роскошной энциклопедии галлюциногенной психоделии прячутся люди уровня Comus, Oasis и Friends of Dean Martinez — пропускать такое попросту нельзя.


БРИТАНЦЫ ГОДА

Jarvis Cocker
«Futher Complications»


Сосредоточившийся на сольной карьере экс-лидер Pulp , самый язвительный и остроумный текстовик-бытописатель в британской рок-культуре (после Моррисси), доказывает, что силен он не только словами и мозгами. Тонкокостного интеллигента Кокера, вечно в аккуратных пиджаках и галстуках, всегда тянуло на противоположную сторону музыки, с которой его принято ассоциировать — к по-хорошему животному и примитивному рок-н-роллу, заводному и грязному, который волнует только одна тема — половых отношений. По крайне мере, такую музыку Джарвис любил ставить в диджей-сетах и включать в компиляции из жанра «любимое — только для вас». На второй пластинке, «Futher Complications», записанной с помощью именитого продюсера Стива Альбини, он сам играет такой гаражный рок, будто подсмотренный у группы Troggs, — громкий и напористый. Кокер хрипит, сквернословит и рвет ворот белой сорочки, поскольку грубые риффы требуют грубого жеста. Выбирает слова покороче, а напитки покрепче, но своего лица (наблюдательности и чувства юмора) не теряет, хоть и бородищу отпустил. В своей трансформации из тихих интеллигентов в необузданные Лемми «Motorhead» Килмистеры 46-летний Кокер, может быть, и зашел куда-то, откуда непонятно как выбираться — даже с женой, с которой счастливо прежде растил сына, разошелся. Зато на «Futher Complications» у него получилась песня «Angela», одна из лучших песен о сексуальном влечении, которую мы слышали в 2009-м. Стоит ли жена одной крутой песни? Иная жена — нет, не дотягивает.

Д.Б.

Номинанты:

Jamie T
«Kings & Queens
»

За пару лет, прошедшие со времен дебюта, лондонский раздолбай Джейми Ти набрался хороших манер и приличных музыкантов, чтобы выдать альбом хлесткого поп-рока без единой проходной песни. Подробности здесь


Н.Ю.




Super Furry Animals
«Dark Days/Light Years»


Девятый студийный альбом заслуженной уэльской рок-группы, которую в России наверняка со времен давно увядшей медиаславы брит-попа никто уже и не вспомнит. Super Furry Animals сейчас не попадают ни в какие тренды — и хорошо. Это не мешает им записывать вышколенный брит-рок с уклоном в психоделию. Просто хорошая рок-пластинка — без провисов, хоть и самая длительная в дискографии группы.

Д.Б.


Mark E. Smith and Ed Blaney
«Smith and Blaney»


В дискографии настоящего мужика и создателя The Fall Марка Эдварда Смита насчитывается под сотню альбомов, среди которых около десятка «главных», «важных», «ключевых в контексте понимания современной рок-музыки» бла-бла-бла... или попросту убойных (кстати, вот гид по The Fall, если вы что-то упустили). В этот ряд пластинка его сайд-проекта, организованного с экс-менеджером группы Эдом Блэйни, наверное, никак не попадает. Не должна была она попасть и в эти списки, поскольку вышла крошечным тиражом в ноябре 2008-го. Однако хочется, чтобы она хоть куда-нибудь попала и ее заметили. В нарочито простом «кухонном» лоу-фае Смита — Блэйни неимоверное количество силы, правды и обаяния, а венчающая пластинку песня «When We Were Young» попросту гениальна.

Д.Б.


«ЭЛЕКТРОНИКИ» ГОДА

«5 Years Of Hyperdub»

Справедливости ради надо сказать, что эта номинация должна была бы называться «Электроники пятилетки», а то и декады, но тогда бы она была безальтернативной. Действительно, английский лейбл Hyperdub, основанный шотландцем Стивом Гудманом по прозвищу Kode9 — это самое яркое, что случилось с электронной музыкой в 2000-х. Ирония в том, что гербовый цвет Hyperdub — конечно же, черный, как полный мрак в лондонских подвалах, где артисты лейбла проводили свои первые вечеринки. Инновация артистов Hyperdub состоит в том, что они провозгласили, что главное в треке — это бас, который должен быть мощней, чем было принято в дабе, и ломанней, чем было принято в джангле. Оказалось, что на основании этих нехитрых принципов можно открыть великое количество новых закономерностей: вся музыка, которая издается на лейбле, сейчас без особого разбора метится как «дабстеп», но при этом она довольно разнообразна и не похожа друг на друга. На двухдисковой отчетной компиляции это множество видов явлено во всей красе. Тут и близкие к классическим даб и раггамафин, и нео-трип-хоп, и джангл с 8-битными спецэффектами, и искаженный замедленный хаус. Тут отцы лейбла (Kode9 и Spaceape), и звезды (Burial, Martyn, Zomby, Darkstar), и молодая кровь (Ikonika и Cooly G), чья музыка, кстати, дает основание полагать, что сборник на 10-летие Hyperdub тоже нельзя будет пропустить.

Д.Б.

Номинанты:

Hudson Mohawke
«Butter»


Шотландец Роб Бирчард, в пятнадцатилетнем возрасте ставший чемпионом Соединенного Королевства по диджеингу, своей дебютной пластинкой футуристического хип-хопа и инструментального R'n'B, изданной на уважаемом лейбле Warp, заставил критиков подергаться. Большинство в переносном смысле — применительно к нарочито свежему саунду залетного «Ястреба» тут же посыпались новые словоформы и жанропонятия: «аквакранк», «вонки», «кранк-хоп», «глитч-хоп» и т.п. Черт его знает, что все это значит, но по состоянию на декабрь 2009-го, кажется, что Бирчард — с одной стороны, достойный преемник головоломных традиций Warp, заложенных Ричардом Джеймсом (Aphex Twin) и Томом Дженкинсоном (Squarepusher), а с другой — действительно хороший диджей и под его перепродюсированную и расхваленную моднятину — вы не поверите! — можно и нужно танцевать.


The Juan Maclean
«The Future Will Come»


Лидер группы The Juan Maclean Джон Маклин — человек с внешностью актера Вуди Харрельсона — честно признается, что никакой оригинальности в «The Future Will Come» нет. Он-де хотел записать такую же пластинку, как у английских классиков синти-попа Human League. И что самое странное — у него получилось, причем ему удалось скопировать не только форму (звучит альбом абсолютно современно), а именно что содержание — беззаботный дух веселья, который в 1980-х, казалось, безвылазно жил в танцевальной музыке, а сейчас только изредка гостит. За это Маклин и получил номинацию, а еще — за честность.


Yacht
«See Mystery Lights»


Еще одна пластинка с американского лейбла DFA, которым рулит Джеймс Мерфи из LCD Soundsystem, и еще с песнями на два голоса — мужской и женский (как и в случае с The Juan Maclean). Но мы не нарочно (мы знаем и другие лейблы), просто совпало. Джонатан Бехтольт и Клэр Эванс записали чертовски удачный альбом арт-попа — хорошо придуманные и затейливо сделанные песни, которые хочется и хочется переслушивать.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • www_stikh_com· 2010-01-04 12:27:23
    где рубль-то шнура?
  • fuddlefish· 2010-01-04 12:56:26
    все обложки начиная с Portugal. The Man перепутаны )
  • another-page· 2010-01-04 13:09:52
    с обложками правда труба, из-за того, что некоторых просто не хватает, остальные съехали
Читать все комментарии ›
Все новости ›