Оцените материал

Просмотров: 9583

Crystal Castles в «16 тонн»

Илья Миллер · 30/05/2008
Невероятно модный канадский дуэт называют «будущим музыки». А они ничего не хотят
Невероятно модный канадский дуэт называют «будущим музыки». А они ничего не хотят
Они выглядят как типичный электронный дуэт XXI века. Хмурый небритый дядя Итан Кат в потертой кожанке и ультраклевая девочка-гот Элис Гласс, которой можно посвятить строчку из песни Radiohead «От ее гитлеровской челки мне становится не по себе». На обложке своего дебютного альбома Итан и Элис стоят, полусогнувшись, изображая, очевидно, непосильный груз надежд, чаяний и хайпа, взваленный блогерским сообществом на их дистрофические плечи. Еженедельная британская музыкальная газета NME не так давно поставила их на обложку номера, посвященного списку 50 новаторов, двигающих музыку в будущее. До выхода своего альбома Crystal Castles успели смастерить ремиксов всем героям ню-рейва — от Klaxons до Presets. Что неизбежно приводит нас к вопросу: уместно ли будет определить Crystal Castles в ню-рейв, списать их популярность на модный тренд и на этом закончить?

Навряд ли. Ню-рейв оказался самым хилым из всех молодежных движений, возникавших со времен панка — примерно через пару месяцев после всеобщего бума на флуоресцентные лосины и группу Justice появились безрадостные сообщения о том, что ню-рейв мертв. Молниеносно пресытившиеся передозом примитивного электронного звука, хипстеры сами поспешили убить свой любимый стиль, чтобы любить его еще больше. В 2008-м нельзя быть меломаном и не быть некрофилом — нынешняя молодежь воспитана на том, что вся стоящая музыка уже была сочинена задолго до ее рождения. Вдобавок дали о себе знать побочные эффекты: что за ню-рейв можно учинить без синтетических наркотиков? А здоровье у нынешних двадцатилетних уже не то — скажем, во времена панка молодежь могла активно злоупотреблять как минимум пару лет, прежде чем наступали полный упадок сил и неминуемые похороны стиля под лозунгом «Все уехали в реабилитационную клинику».

В названии Crystal Castles тоже чудится наркотический подтекст. Участники дуэта клянутся (и своим рвением только убеждают в обратном), что назвались так в честь аниме-сериала 1980-х «Непобедимая принцесса Шира». Хотя Crystal Castles была также и популярной в 1983-м году аркадной игрой, в которую молодежь резалась на приставках фирмы Atari. Восьмибитный писк видеоприставки — основополагающий элемент саунда Crystal Castles. Итан Кат пропускает свои клавиши через звуковую карту приставки Atari, и на выходе получается знакомое любому геймеру звуковое сопровождение к прохождению уровней и зарабатыванию бонусов.





Глубоко в бешеное бульканье и попискивание приставок вдавлен голос Элис Гласс, иногда пронзительно визжащей, а иногда и томно воркующей, казалось бы, бессвязные строчки. Тексты Crystal Castles не поддаются какой-либо дешифровке, оставляя массу лазеек и простора для трактовок фанатов. Но по обрывочным фразам и истошности крика Гласс можно предположить, что поет она одно и то же: «в подворотне нас ждет маниак». Этим отчасти и объясняется их популярность у молодежи, испокон веков ценившей творчество обреченных.

Миф о «будущем музыки» так и хочется развенчать прямо сейчас, поэтому в адрес Crystal Castles пришлось немало обвинений в плагиате у малоизвестных деятелей восьмибитного микрорейва вроде Covox или Lo-Bat. Первый трек с альбома «Untrust Us» полностью построен на сэмпле, позаимствованном у нойз-кор-группы Death From Above 1979, и гласит на португальском, что «кокаин не идет тебе на пользу» (в конце трека криво прилеплен обрывок гитарного риффа, чтобы было ясно, где источник сэмпла). Трек «Vanished» сделан из песни лощеных австралийских синти-рокеров Van She «Sex City». Из такого свежего, казалось бы, альбома торчат ностальгические сэмплы то нью-йоркского мутант-диско 1980-х, то дедушки хип-хопа Grandmaster Flash & The Furious Five, то настоящего инноватора-классика Лучано Берио. Оригинальная обложка альбома — портрет поп-певицы Мадонны с фингалом под глазом — тоже была нагло позаимствована группой у художника Тревора Брауна. Браун просил за использование своего творения перечислить ему всего-то 300 баксов, но группа на это пойти не смогла — скандал о нарушении авторских прав был ей куда более ценен.

Crystal Castles никак не комментируют свою клептоманию, кстати, вполне типичную для современных музыкантов. На их MySpace-страничке в графе «Влияния» вместо названий других групп стоят «убийство», «пустые взгляды на девушек» и «ножи». Crystal Castles не хотят играть в меломанские игры «моя коллекция пластинок круче, чем твоя коллекция». Также они не хотят общаться с прессой, позировать для фотографов в роли провозвестников новой музыкальной эры и нести в массы восьмибитный хардкор. Вообще, фраза «не хотим» является девизом для Crystal Castles — свое нежелание они демонстрируют и на живых выступлениях, по отчетам очевидцев, состоящих из сумбурного шума приставок и эксцентричных выходок вокалистки. На московском концерте поклонники в худи и лосинах, затершие до дыр вызывающий моментальное привыкание альбом Crystal Castles, увидят их настоящее лицо. В этом и интрига.

30 мая, «16 тонн»

 

 

 

 

 

Все новости ›