Шапка Мономаха, скипетр, хоругви и уверенность в том, что примерно так же выглядел в этой роли Шаляпин.

Оцените материал

Просмотров: 9485

Письмо из Казани

Екатерина Бирюкова · 17/02/2012
Пусть у царя Бориса будет один костюм, а не пять, а на сэкономленные деньги полечат акустику в театре!

Имена:  Алексей Степанюк · Валерий Гергиев · Михаил Панджавидзе · Ренат Салаватов · Федор Шаляпин

©  Предоставлено Татарским академическим государственным театром оперы и балета им. М. Джалиля

Сцена из оперы «Борис Годунов»

Сцена из оперы «Борис Годунов»

Каждый раз, приезжая в Казань, понимаешь, что переехала невидимую границу. Это особый город, столица отдельного царства, удивительным образом существующая в недрах бескрайней и бесформенной российской провинции. Тут все как-то иначе работает — даже в пределах одной только музыкальной жизни, которую я наблюдаю.

Тут есть свои вполне реальные национальные герои — от композитора Софии Губайдулиной до сопрано Альбины Шагимуратовой (хотя вообще-то это понятие у нас в стране уже давно либо обесценилось, либо стало неприличным). Тут по совершенно нехарактерным для России законам существует Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, в котором нет собственной оперной труппы, а на каждый спектакль набирают приличный состав перелетных солистов — из Москвы, Питера, Киева, Западной Европы.

Эта система — своеобразное казанское ноу-хау, не имеющее прямого отношения к европейской stagione, — обеспечивает достойное музыкальное качество, но почти никакого внимания не уделяет театральной составляющей. Спектакли, в которых заезжие певцы должны чувствовать себя как в старом удобном халате, как правило, не являются предметом режиссерской гордости, и московская масочная публика про них не в курсе (исключение — на нынешний фестиваль приезжает «Лючия ди Ламмермур» в хай-тековской постановке Михаила Панджавидзе). Зато каждый год на длительные гастроли Казань принимают провинциальные европейские городки, которых устраивает соотношение цены/качества.

Один из завидных брендов Казани — Шаляпин. Певца тут чествуют именным фестивалем — единственным, кстати сказать, оперным фестивалем в России. В этом году, по случаю своего тридцатилетия, он разросся до огромных размеров (1—17 февраля), с понятной гордостью открылся плетневским «Онегиным» и впервые дождался музыкального генералиссимуса нашей страны — Валерия Гергиева. А визит питерского маэстро — это никогда не просто так. Это значит, что район перспективный и что ждать Казани в ближайшее время не только Универсиады-2013, но и серьезных музыкальных потрясений.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›