Почему они ко мне приходят в джинсах? Это же праздник, я так старалась, целый год готовила прием...

Оцените материал

Просмотров: 18606

Донауэшинген

Анастасия Буцко · 25/10/2011
Аристократия новой музыки не менее маргинальна, но и не менее обаятельна, чем отпрыски старых феодальных семей

©  SWR / Donаuеschingen Festival

Репетиция сочинения Ребекки Саундерс «Stasis» на фестивале в Донауэшингене

Репетиция сочинения Ребекки Саундерс «Stasis» на фестивале в Донауэшингене

​«Эту комнату мы называем “булезовской”», — сказала княгиня Максимилиана цу Фюрстенберг и распахнула двери в роскошные старинные ванные покои площадью с двухкомнатную хрущевку. Одна дверь вела в затемненную спальню с альковом, вторую княгиня плотно закрыла, чтобы не слышать шума из дворцовой кухни. Мы присели на краешек мраморной ванны, и княгиня принялась рассказывать о прошедших тридцати пяти годах «Донауэшингенских дней новой музыки» — фестиваля, который полагает «своим». Княгиня припоминает и Кейджа: он «был молодожен, когда к нам первый раз приехал, и мы тоже. После фестиваля мы танцевали под песни Мэрилин Монро». И Булеза: «Такой душка! Надеюсь, он еще не раз к нам приедет, он так любит у нас останавливаться». И «бедного Штокхаузена, которого больше нет с нами... Он, правда, каждый раз приезжал с новыми дамами, но за этим тоже было интересно наблюдать...».

Донауэшингенские концерты по поддержке современного музыкального искусства были основаны 90 лет назад под патронатом князя Макса Эгона Второго Фюрстенбергского. Его внук — нынешний князь Хайнрих, супруг княгини Максимилианы. Пауля Хиндемита, правда, в княжеский дом тогда, кажется, не приглашали — во всяком случае, не в ванную комнату. В то время княжеское семейство в фестивале почти не участвовало, проводил его придворный капельмейстер. Братание с композиторами и слияние маргинальных элит началось позже.

Постер фестиваля в Донауэшингене

Постер фестиваля в Донауэшингене

Донауэшинген — фестиваль легендарный: те самые три дня в золотом октябре, которые некогда действительно меняли или, по крайней мере, провоцировали музыкальный мир. Сейчас спровоцировать кого-то очень сложно. Донауэшинген скорее раритет, уникальный социальный конструкт, который в такой форме мог сохраниться только здесь, в шварцвальдской глуши, под крылом платежеспособной радиостанции SWR.

Это община своих, из года в год одни и те же лица, публика — фанаты и профессионалы, исполнители — профессионалы и фанаты. Словом, структура и принцип Байрейта, только поменьше и на другую тему (хотя и Вагнер когда-то основывал свой фестиваль ради Zukunftsmusik). В стране, где нет королевского дома, необходимы подобные оазисы традиции, их критикуют, но ими никогда не поступятся. И, конечно, слава Богу.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • prostipoma· 2011-10-25 20:37:36
    Мадам Буцко, справьтесь в словаре, что такое клака.Клака, это как раз ваша уважаемая музыкальная редакция.
    Потом, кто здесь чего плохого сказал о Невском? Если Вы меня считаете идиотом, то Вы несколько преувеличиваете - я отдаю себе отчет, что по фестивалям нойе музик (как и альте музик) ездит достаточно узкий круг русских демиургов ( но не композитор Д. - наше, в смысле, ваше все). А куда ж без русских то? Это, как арабы с Баренбоймом или Пярт с Ходорковским- у образованных немцев комплекс белого человека очень обостренный, не мне Вам рассказывать. Равно как всякие стипендиальные фонды любят свет с востока, это вам не жадные галлы.
    А вообще - довольно познавательно.Мерси. Рим, занявший после смерти Штокхаузена патриаршье место - это печально, конечно.
    К слову,дирижер К. уже получил свою еженедельную дозу - этот бездарный релиз его пресс-службы в виде бездарного интервью с очередной недорогой "звездой". Вашим бы коллегам - вашу щепетильность.
  • kontrakadenz· 2011-10-25 22:14:40
    prostipoma, статистика, кстати, тема вполне интересная, с учетом, что все ровно наоборот (как бы вам ни хотелось выдать желаемое за действительное): на донауэшингене русские появлялись в 2003, 2006 и 2011 - не так уж часто (причем, имена повтряются - невкий там уже был в 2003). а до того - и вовсе с промежутками в десятилетия. ну и со стипендиями (не ученическими) ситуация схожая. если говорить про главные - то шаг лет в 10 получится. "без русских" в современной музыке вполне живут - тут все же по музыке судят, а не по экстерьеру (в отличие от филармонического зоопарка - там как раз все по клеткам).
  • prostipoma· 2011-10-26 01:39:55
    Во -первых, см. выше, я написал, что круг узкий. Зачем мне приписывать противоположное?
    Во - вторых,Донауэшинген - эта не статистика, впрочем, спорить не буду. То, что этнический элемент, искусства "меньших братьев" фестивальный менеджмент пользует с удовольствием-это факт. Вы помните концепт кельнской триеннале в позапрошлом году?В Берлине проходу нет от азиатских программ, причем скверного пошиба. Париж вот со своим Сталиным. Вот я об этом.Без злободневности и левой политкорректности нойе музик как бы не нойе музик, но все же только немцы, при помощи фондов и тп, так об этом заботятся.
    И зря, кстати,вы исключили студенческие стипендии. Студенты конечно, не в Клангфоруме, но тоже при деле. И как такого рода фонды обожают молодежь из Вост.Европы - не мне вам рассказывать.
    По поводу того, что без русских прекрасно живут я уже писал по поводу русских авторов в Шотте или Сикорском. Вот это и вправду статистика.
Читать все комментарии ›
Все новости ›