Социальный портрет типичного посетителя концертов новой музыки: мужчина, около 43 лет, как минимум с одним высшим образованием, холост.

Оцените материал

Просмотров: 10418

В защиту наивности, или Математика против идеализма

Анастасия Буцко · 24/12/2010
Немецкие ученые составили портрет типичного слушателя новой музыки
Похоже, образ слушателя новой музыки тревожит умы повсеместно и вне зависимости от размера государственных дотаций в этой сфере. На прошлой неделе — еще до знакомства с последней колонкой моего коллеги — мне довелось посетить в Мюнхене примечательный семинар, устроенный Мюнхенским обществом поддержки новой музыки (Münchner Gesellschaft für neue Musik). Тема его была сформулирована так: «Новая музыка: кто ее слушает? Кто ее любит? Кто не может без нее жить?»

Не посетить такое мероприятие было просто невозможно.

Уверена, хоть и не могла проверить, что все собравшиеся были профессиональными и очень профессиональными музыкантами; среди докладчиков преобладали композиторы. Но сперва выступил профессор Ханс Нойхоф, специалист по музыкальной социологии и музыкальной психологии (эти предметы он преподает в Кельнской консерватории). В выступлении немецких экспертов всегда есть что-то утешительное: даже когда все плохо, есть некое ощущение стабильности. Да, идем ко дну, но делаем это очень организованно, все тонут в установленной очередности, не забыв попрощаться с родными и близкими. Свою речь профессор Нойхоф начал со строгого напоминания собравшимся, что они, то есть создатели новой музыки, мучают слушателя уже со времен Арнольда Шёнберга (он употребил глагол zumuten, что означает примерно «испытывать на прочность»). Докладчик напомнил о влиянии диссонансов на психику, о вертолетном квартете, musique concrète и мусороуборочных машинах, сопровождающих своим шумом симфонический оркестр, а также о сверхинтеллектуальной камерной музыке, которую даже профессионалы «не понимают с первого раза».

При этом как оратор, так и слушатели исходили из трех непроговоренных, но абсолютно явных презумпций. Во-первых, что шум мусороуборочной машины и современная камерная музыка мучительны для слушателя. Во-вторых, что слушателя тем не менее мучить необходимо. Это называется «расширением зоны звучащего» (Klangerweiterung). Наконец, в-третьих: новая музыка пишется и, главное, может восприниматься слушателем со столь высоким и специфическим уровнем профессиональной подготовки, что «случайных людей среди нас не может быть». «Участие в новомузыкальной жизни требует информационно-когнитивных навыков, которыми большая часть слушателей не обладает и не может обладать в силу социальных и биографических особенностей. Публика новой музыки — публика экспертов» — так это сформулировал профессор Нойхоф. Я опечалилась, подумав о том, что и меня родители в свое время не пустили в консерваторию. Но стала слушать дальше.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • pv· 2010-12-24 17:06:38
    ...(Klangerweiterung)... это, конечно, да... а про Математику с идеализмом ничегошеньки не понял, видимо, постматериалистическое сознание гедониста от одного такого чтения сужаться стало... не хватало еще зрение потерять

  • il-canone· 2010-12-26 10:16:11
    Я тоже хлопаю. Все правильно
  • bourger· 2011-01-05 09:57:24
    Хм, под этим соусом можно похоронить любую педагогическую интенцию...
Читать все комментарии ›
Все новости ›