Вокруг много умных и неравнодушных людей, и они как-нибудь вытащат нашу музыкальную телегу из грязи.

Оцените материал

Просмотров: 8938

О Булезе и поющих полицейских

Анастасия Буцко · 15/10/2010
Выживание музыки как искусства: культивируемая элитарность, с одной стороны, «хождение в народ» – с другой

Имена:  Пьер Булез

©  Getty Images / Fotobank

О Булезе и поющих полицейских
Весной, когда я еще только раскачивалась писать колонку для OPENSPACE.RU, в моей жизни интересующегося музыкой человека имел место забавный эпизод. В течение двух вечеров я посетила в Кельне, где живу, два музыкальных события.

Сначала в нашей Филармонии играл Булез со своим Ensemble InterContemporain. Концерт был посвящен 85-летию маэстро. Играл он свои сочинения, а также Шёнберга и Бёртвистла. Бёртвистл приехал из Лондона и находился в зале. Шёнберг, наверное, тоже приехал бы, если б мог. Вместе с ним в зале было бы 199 человек. А так, по моим подсчетам, – 198. В зале Кельнской филармонии – подземном амфитеатре, рассчитанном более чем на две тысячи слушателей, смотрелись мы весьма немогучей кучкой. Многие знали друг друга в лицо (например, я опознала соседа-архитектора и парня из медицинского центра, куда хожу с ребенком на лечебную гимнастику).

Но шила в мешке не утаишь: для миллионного и сверхкультурного вообще-то города Кельна, почитающего себя родиной послевоенного авангарда и все такое, публики было крайне мало.

На следующий день у меня в квартале, в церкви Санкт Михаэль, пел сводный хор полицейских земли Северный Рейн – Вестфалия. Исполняли они «Оду святой Цецилии» Сен-Санса. В одном из солистов моя подруга, работающая переводчиком в полиции, опознала следователя по особо тяжким преступлениям. Церковь была переполнена. Собралось точно более тысячи слушателей.

Между этими событиями, утром в воскресенье, я имела удовольствие пообщаться с Булезом. Мы получили общее интервью с парой журналистов из городских изданий. Один из коллег взял первый удар на себя и спросил Булеза что-то о труднодоступности «новой музыки». Обаятельный, похожий на парижского таксиста, тот аж руками всплеснул: «Какая же эта музыка новая? Я уже скоро умру!» Вопрос о малом количестве публики Булез как-то принципиально отказался даже понимать.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • petrpospelov· 2010-10-15 21:17:22
    Прекрасно и убедительно, верю и понимаю. Однако мой идеал другой - чтобы концерты были элитарные, на пике интеллектуальной моды, но при этом с давкой на входе, волнением, ломом, ажиотажем, чтобы все еле-еле попали, а потом овации, вопли клакеров, цветы, все выходят на улицу красные, взбудораженные и - в ресторан, чокаться за свершения в искусстве!
  • kontrakadenz· 2010-10-16 08:48:33
    петь, тогда тебе в донауэшинген.
  • poiza· 2010-10-16 15:01:17
    а почему всё это происходит? должна быть прозрачная социальная подоплёка. неужели элитам не нужны интеллектуальные барьеры? неужели высокая культура становится востребованным для среднего класса продуктом потребления?
  • karambolina· 2010-10-16 20:22:31
    CCCР, 60-е. МХАТ.Тарасова-Пилявской: "А помнишь, Зося, премьеру "Танкер Дербент"? В ложе Сталин, Молотов, Каганович. На следующий день - передовица в "Правде" и ордена, ордена, ордена..." Вот тоже идеал.
  • karambolina· 2010-10-16 20:24:30
    Очень правильно поставлен вопрос, обозначена тенденция. Сегодня традиционная форма концерта утрачивает свою актуальность
  • prostipoma· 2010-10-17 04:09:56
    Это Кельн-то грязь? Лангевурт со Сталем? Публика -дура, это понятно, а 200 демиургов в Шотте , элитарное на шее издательств и филармоний, которые спонсируют эту многотиражную импотенцию за счет мейнстрима и бюргеров? Цена, которую платит за это тот же Лангевурт, это разница между гонораром Булеза и кассой с этих 200 человек. Заметьте, платит.
    Свежесть слогана автора потрясает - культивируемая элитарность и хождение в народ - подкиньте идейку Лангевурту, он наверное, не в курсе. Вам Булез - это не культивируемая элитарность? А ланчи-концерты - не хождение в народ?
  • pv· 2010-11-11 04:32:24
    вопрос о малом количестве продуктов мыслительной деятельности дамочки с лечебной гимнастики для работающих в полиции переводчиков и следователей по особо тяжким преступлениям как-то принципиально отказался даже понимать (( ни о чем бла-бла-бла
  • vcher· 2010-11-27 22:25:39
    разве в численности публики (и денежных сборах, соответственно?) дело? По мне, автор несколько von oben на народ взирает!
  • vlad-k· 2010-12-26 15:09:57
    Madam, kak Vy ob''yasnite to, chto na koncerte v Berline, kotoryj ya posetil neskolko let nazad i gde Boulez dirigiroval Wareza i svoi Notations, zal byl polon i priem byl triumfalny.
    Mozhet Vasha istoriya bolshe govorit o vashej publike, chem o novoj musike?
  • pv· 2010-12-26 20:29:43
    спасибо, Влад, именно это я и (пред)чувствовал, читая полу-правду, в лучшем случае, Анастасии: вот так вот, походя, (с)плюнуть на одного из лучших за последние пол-столетия дирижеров и замечательного в своей стоической непреклонности композиторов -- эт надо уметь! т.е. ума не надо, достаточно стать "умной"...
Все новости ›