Оцените материал

Просмотров: 10826

«Елочные игрушки» и другие елочные игрушки

Леонид Десятников · 27/12/2008
«Елочные игрушки» и другие елочные игрушки
Эта фраза могла бы стать заголовком для предновогодней колонки. Но «Елочные...» во всех своих изводах, симбиозах и модификациях проходят по ведомству «современной» музыки, а у нас тут «академическая» — крошечный оазис, западный берлинчик, со всех сторон окруженный страшным гэдээром. Так что мы не будем о них говорить. А жаль.

«...даже такому унылому слушателю, как я», — написала в одной из рецензий мой непосредственный «в офисе, в опенспейсе» начальник Екатерина Бирюкова. Катя! как я Вас понимаю. Еще более высокое начальство заказало «что-то... зимнее-снежное в каждом ролике... то, что мы... будем подавать как новогодний подарок Л.А. нашим, так сказать, пользователям» (из производственной переписки). Ну да, ну да, рождественский fortnight в разумении телеканала «Культура» — многокилометровые вальсЫ и маршИ (так говорят в армии) семейства Штраусов прямиком из Музикферайн да великий пианист, мусолящий какую-нибудь бирюльку в капелле Медичи. Плюс легкий, легчайший джаз. Держу пари, что в самое ближайшее время в этот сет будет включено и творчество епископа Илариона. Куда ж нам-то плыть? Начну с себя. Пора наконец предаться беззастенчивому самопиару. Эту ссылочку прислала мне сестра моя родная.


Некого Любить Леонид Аркадьевич Десятников
(пунктуация оригинала)

Смотреть видео. Или не смотреть?


На несколько минут я отождествил себя с: это я, это мой confession. Ну что ж, все совпадает, даже в деталях. А где зимнее-снежное? — спросите вы. Да ведь это же была пылкая романтическая вариация на тему двойничества! Отсюда рукой подать до канонического шубертовского «Двойника». В выдающейся кинотрилогии «Песнь моя, лети с мольбою» (1986, Австрия, режиссер Фриц Ленер), как раз в третьей ее части, называемой «Зимний путь» (да-да, я в курсе того, что «Двойник» является частью другого вокального цикла), можно услышать эту песню в исполнении самого автора — пугающе правдоподобный Удо Замель аккомпанирует себе на хаммерклавире.



Еще один, довольно жуткий фрагмент того же фильма — про то, как Ш. сочиняет Andantino из Ля-мажорной фортепианной сонаты D-959. Микс норштейновской «Шинели» и кроненберговской «Мухи». Теперь мы знаем, как это происходило на самом деле. В Москве картина была показана только один раз года четыре назад. Есть ли шанс у москвичей и гостей столицы найти фильм на «Горбушке»?

Зимнего-снежного становится все меньше. «Новый год в дверях. За что, с кем чокнусь через стол?»

Перейдем к более уместным подаркам. Несмотря на то что баховская кантата Freue dich, erlöste Schar предназначалась для летнего богослужения (24 июня — Рождество Иоанна Крестителя), остроумный уютный клип, долженствующий привлечь внимание широких слоев к именитому, но прелестному словацкому меццо-сопрано Магдалене Кожене, вполне уместен между грушей и сыром новогоднего компьютерного стола. Прага, свечи и автор «Рождественской оратории» совсем как настоящий. Детям тоже можно посмотреть.



Дансантная музычка инструментального вступления (куртуазный краковяк с элементами буги-вуги — особенно в 1.19—1.21 и аналогичном такте в коде) не оставляет сомнений в том, что перед нами автопародия. Этим словом в академическом баховедении именуется метод пересочинения собственных произведений — как правило, светских в духовные. Ссылка для интересующихся первоначальной версией (добытая, кстати, с большим трудом: кантаты-близнецы BWV 30 и BWV 30a в классической монографии Друскина едва упомянуты) находится здесь.

Если у ваших детей бессонница, вызванная праздничным джетлагом, в кроватку следует положить ноутбук и ненавязчиво ознакомить ребенка с «Колыбельными мира», дико талантливым и полезным анимационным сборником (автор идеи и продюсер Арсен Готлиб, режиссер Лиза Скворцова). Самая подходящая по сезону — украинская, в ритме сицилианы (украинская всемирная отзывчивость). Взрослым тоже можно посмотреть.



«Гойда, гойда, гой! Нiченька iде, дiточок малих спатенькi кладе». С помощью занимательной мнемоники (Гойда = Орестович Пушистый; гой = нееврей и т. д.) дитя с легкостью может освоить новый язык, одновременно при(р)учаясь к смешанным размерам (припев) и переменным метрам (там же).

Повинуясь гуманистической святочной традиции (Диккенс, Андерсен, «Елка» Ребикова, «Девочка со спичками» Лахенмана... нет, это немного не туда, вернее, совсем не туда), воспомним бессчастных бескомпьютерных (это такое существительное — как «бездомный», «безработный» etc), кто в дождь и в вёдро вынужден тащиться в концертный зал, чтобы, о ужас, послушать музыку в реале.

Дядя Миша. Консерватория



Неужели такая чувствительность, такая непосредственная радость от музыки возможны в наши дни? Отрадно думать, что это не постановочная съемка в стиле «Догмы-95», что перед нами не загримированный народный артист, а так называемый простой человек.

С некоторым трепетом перехожу к одинокой драгоценности, хранящейся в папке «Избранное» моего ютьюб-аккаунта. Правда, к Новому году она не имеет отношения. Но и включить ее в какую-либо тематическую колонку не представляется возможным. Бойкую и, как говорится, никакую песенку мексиканского хитмейкера Томаса Мендеса (Tomás Méndez, 1927—1995) Cucurrucucu paloma исполняли в Мексике и за ее пределами (Гарри Белафонте, Нана Мускури, Хулио Иглесиас), часто использовали в кино (por ejemplo). Качественный перелом произошел, когда за дело взялся «бразильский Боб Дилан» Каэтано Велосо — очень почитаемый в Латинской Америке музыкант, писатель и политактивист. Именно его запись преображенной до неузнаваемости «Паломы» (в несколько простецкой оркестровке) звучит в фильме Вонг Кар Вая «Счастливы вместе» (1997, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля) и... не выстреливает: режиссер, возможно опасаясь, что музыка может перетянуть одеяло на себя, пресекает ее в самом неподходящем месте (фрагмент фильма; песня ни к селу ни к городу начинается в 1.53, обрыв — 3.19; Кар Вай вообще гений вычурного монтажа). К счастью, спустя пять лет нежнейшая версия Велосо снова прозвучала в кино: всеобщий любимец Педро Альмодовар бережно пересадил это чудесное растение в пронзительную мелодраму «Поговори с ней» (2002). Ну все видели, конечно. Чисто напомнить.



Действие этого эпизода происходит, наверное, в раю — иначе непонятно, что делают здесь актеры, известные по предыдущим картинам режиссера, но в «Поговори с ней» не снимавшиеся. (Я узнал Сесилию Рот и Марису Паредес — 1.20—1.28.) Кажется, это называется камео. Прекрасный голос пожилого ангела и благородный контрапункт виолончели (изумительны эти натуральные флажолеты!)... стоп. Не расслабляться! Что происходит там, за пределами нашей эскапистской колонки? Предлагаю устроить аттракцион, что-то вроде «тарзанки», — это освежает. С момента появления ютьюба в России наибольшей популярностью в разделе «Музыка» пользовался вот такой клип (3 144 372 просмотра к моменту написания этого текста):



А чё? Праздник же! Стекловата! Хотя виртуальную золотую пальмовую ветвь следовало бы вручить другому ролику (8 349 919 просмотров), но по чьей-то оплошности или злому умыслу сей последний размещен в разделе «Животные» и формально не может принять участие в нашем блиц-хит-параде. Возблагодарим судьбу, все еще оставляющую нам возможность выбора. Театр закрывается, нас всех тошнит, с Новым годом (без восклицательного знака, если позволите).


Другие материалы рубрики:
Несколько хороших парней, 5.12.2008
Принуждение к беглости пальцев, 7.11.2008
Красота по-американски, 8.10.2008

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • svkorban· 2009-01-04 21:10:08
    спасибо ! подарки с openspace.ru самые-самые! повеселили стекловатой :))
  • elsamirt· 2009-01-09 08:01:53
    Спасибо за замечательный предновогодний выпуск.Очень хочется, чтобы следующий праздник, Татьянин день 25 января, принес, как "давно прошедшие дни", по-студенчески светлое настроение.

    Дикий гусь в вышине,
    На крыльях своих несущий
    Белые облака,
    Слетает на поле у самых ворот,
    Где друг зовет одинокий
  • karambolina· 2009-01-30 00:25:05
    просто супер. спасибо леониду десятникову. просто супер
Читать все комментарии ›
Все новости ›