Оцените материал

Просмотров: 13051

Пир духа must go on

Борис Филановский · 13/02/2009
Невозможно быть немножко композитором. Это все равно что быть немножко священником
Пир духа must go on
Вышел диск с записью «Страстей по Матфею» епископа Илариона (Алфеева). Говорить о епископских «Страстях» как о музыкальном произведении можно, но неинтересно. Это поделка недоучки. Отчасти корявые стилизации под Баха или Моцарта — не потому, что они такие духовные, а просто что на слуху, под то и стилизуем. Отчасти честное богослужебное пение — в концертном зале, однако звучащее как напыщенная паралитургическая вампука, лопающаяся от сознания собственной духовности. Отчасти средний саундтрек.

Интереснее поговорить о некоторых околомузыкальных трендах. Петр Поспелов в связи с алфеевской премьерой тонко подмечал, что «люди ощущают потребность в искусстве неавторском». Похоже, что так. На этот же счет можно записать шумный успех оперы Александра Смелкова «Братья Карамазовы». (В порядке злословия: г-н Поспелов акцентировал выгодное и желаемое для себя, ведь он много лет держит ТПО «Композитор», посредством которого коллективно изготавливает вполне неавторские прикладные вещи и подает их как модный некомпозиторский тренд.)

Почему надо доверять произведению г-на Алфеева? Потому что он — еп. Иларион. Уже здесь вырисовывается противоречие с поспеловским тезисом о потребности в неавторском. Напиши все то же самое член Союза композиторов Пупкин, никто бы и ухом не повел. Даже если бы исполнили. Да ведь собирательный Пупкин уже много такого понаписал, и где оно все?

Нет, тут другое. Тут не Союз композиторов. Всё взаправду. Раз священник, значит, общается с Кем надо. Уж он-то нам расскажет. Не соврет, отсебятины не нагородит, как на духу передаст. Ибо рубит в незримом.

Пир духа must go on
Предрассудок? Ну да, это как с писателями. Кто описывал пережитое им самим, тому мы и верим. Врачам Чехову, Булгакову, Вересаеву, Селину. Таксисту Газданову. Шпионам Ле Карре, Грину, Берджессу. Гомопроходцам Берроузу, Жене, Гийота. Да и про войну писали в основном те, кто на ней был. Или вот была в советское время такая практика: писатель получал соцзаказ на роман про, допустим, сталеваров и вместе с ним — командировку в сталелитейный цех для работы с натуры. (Композиторов, бывало, тоже посылали в национально колоритные места СССР, чтобы они их музыкально познали и прославили. А вот Кафка считал, что писатель должен сидеть дома за столом, и все к нему придет само.)

Как не поверить Прусту насчет французского высшего общества 1880-х. Как не поверить Джойсу насчет Дублина, хотя он-то как раз не ограничился тем, что родился там и вырос, а свернул горы справочной литературы. Но разве Пруст — это «про аристократию», Джойс — «про Дублин», Жене — «про педиков»? Конечно, нет. Это только среднесоветские писатели — «про сталеваров».

А тут, значит, «про духовность»?

Хороший текст существует в нашем сознании как реальность. Нас не волнует, было ли это на самом деле. Нет вообще такого вопроса. Есть тело текста, и мы его жрем — простите, причащаемся. Сходство с натурой уже второй вопрос. Неловко объяснять такие банальности. Но когда речь заходит о музыке, ясные истины, данные литературой, почему-то расплываются.

Есть духовная реальность. В нее можно только верить — во что веришь, то и увидишь. И поверишь еще крепче. Где здесь место музыки? Она свидетельство? Доказательство? Иллюстрация? Короче: зачем еп. Илариону понадобился г-н Алфеев, зачем профессиональный священник прибегает к услугам самодеятельного композитора?

Автор наверняка считает, что верующий и музыкант в нем суть одно. Их, однако, разделяют по меньшей мере сами «Страсти»: повествование это — обычная псалмодия дьяка, и совсем другое дело — арии и хоры с участием оркестра. Но не стану лишний раз пинать г-на Алфеева; скажу только, что невозможно быть немножко композитором. Это все равно что быть немножко священником.

Например, иеромонах Роман берет гитару и записывает альбомы песнопений, но не претендует даже на бардовский статус; сумма его профнавыков минимальна, так что музыкант не отслаивается от божьего человека. Или литовский композитор Виктор Миниотас (жж-юзер ne_mov): оставив у себя в прошлом светскую музыку, он сочиняет скромные, но насыщенные богослужебные песнопения и сам разучивает их со своим приходом. А еп. Иларион позволяет себе крупные — я бы сказал, представительского класса — состав и форму. С такими накладными выразительными средствами за веру не спрячешься, надо отвечать и по профстатье.

Думаю, что «Страсти» понадобились еп. Илариону, чтобы, призаняв авторитета у музыки, надежнее освятить свою веру, дать ее символ. Ведь всякая вера стремится сгуститься в образ. (Как капитал по Ги Дебору.)

Слово становится плотью. Или, что типологически то же самое, музыкой. Которая не способна выражать духовность, а способна только быть ею, то есть так же сгуститься в образ. Но бытие музыки совершается трудно, через сверхусилие композитора, поддержанное всем его профессиональным аппаратом. Или не совершается — продукция еп. Илариона не способна вместить Слово. И это вовсе не тот случай, когда мыслям тесно, а нотам просторно, как, скажем, в «Страстях по Иоанну» Пярта, где есть жесточайшая дисциплина, редукция, возгонка материала и интонации в новое качество.

Музыка по-прежнему уступает одной любви; приятно видеть, как это косвенно признает даже автор свежих «Страстей» самим фактом их написания. Неприятно, что он настаивает: нечего у меня понимать, надо мне верить. Причем на Слово, не на музыку. Тогда зачем писал-то? Сан как индульгенция — это, что ли, традиционные ценности? Я епископ — ты дурак?

Алфеевские «Страсти» не просто пустышка. Это ядовитая клерикальная подмена. И ее пышный вброс в мир ясно показывает, как вздувается инфляционный пузырь госправославия.

Какая же это неавторская музыка? Очень даже авторская. Просто автор коллективный. И он веками лезет не в свое дело. Когда я слышу подлинное, я верю и верую. Когда духозаменитель — не верю и не верую.


Автор – композитор, редактор отдела культуры «Коммерсантъ Weekend»–СПб


Другие колонки Бориса Филановского:
Старые записи о главном, 12.01.2009
Ген Штатов, 18.11.2008
«Комсомолка» вдарила по классикам, 31.10.2008

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • prostipoma· 2009-02-14 03:26:56
    Раздули из обычного тщеславия преосв.Иллариона антиклерикальный ужастик, ему там в Вене все это госправославие глубоко по барабану, а плюнуть в вечность - искушение большое.
    Кстати, псевдолитургического трэша пишется тонны - и не менее кошмарного (Кикта какой-нибудь или Ларин), пеару, правда, поменьше. Качество новой хоровой музыки - угловное в целом,будь то Десятников со своим Букетом или Висков со своими псальмами. Оно, конечно, просто урывать православных фундаменталистов, только вот написать чего-нибудь поживее черносотенного Свиридова не получается, Пярт теперь за всех отдувается.
  • tihho· 2009-02-14 20:12:53
    Уважаемая prostipoma!
    Чё-то не понятно, вы за кого?
    Хорошо ведь, с чувством, написано и по существу.
    Или вас устраивает тщеславный графоманствующий священник, не сумевший противостоять искушению?
    А ведь, бывалыча, в борьбе с искушениями приличные люди и членовредительством не брезговали.
  • prostipoma· 2009-02-14 22:16:37
    Если бы автор, хотя бы из праздного любопытсва поинтересовался, чем известен еп.Илларион, помимо графоманства, он бы постеснялся писать сводящие скулы банальности про "клерикалов" и "госправославие". Раздуть из того, что у Леши Пузакова есть спонсорские гроши, для наема Федосы и рекламы духовидческую драму - несерьезно.
    Драма в том, что современные авторы, вкл. БФ ничего хору предложить не могут, и реакционность русских хомейстеров тут непричем - если до сих пор главные пьесы последних 50 лет - Концерт Шнитке и Перезвоны. Поглядите в программы вполне прогрессивных европейских хоров, которые с радостью споют что-то новое из русского, и найдите что-нибудь кроме Шнитке, Пярта и Губайдулиной. Илларион на сцене - это симптом бесплодия профшколы.
    Потом автор слабо представляет, какую роль в русском хоре игрет культовая музыка, в которой после войны - выжженая пустыня (Messiaen или Martin-это было не у нас) и что спрос на новые тексты здесь есть очень большой,а удовлетворять его нечем вообще.
  • karambolina· 2009-02-14 23:23:17
    а попроще написать нельзя? так, чтобы люди поняли?
    ну хорошо, невозможно быть немного беременной, но здесь-то как раз другой случай.
  • max_beckmann· 2009-02-15 06:08:42
    Жаль, что про духовные песнопения Каретникова, которые он начал создавать еще в 60-е годы, все или забыли или просто не знают. Это музыка далекая от всех вышеупомянутых дискурсов и авторов и вдохновляюще качественная.
  • horrorshow11· 2009-02-20 13:33:35
    А у еп. Илариона есть EP?
  • tridi· 2009-11-08 00:24:11
    "Это поделка недоучки"
    А у Пушкина:"Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь"
    А "доученность" или "учёность" чем будем измерять - дипломами или членствами?
    Тогда Бах и Моцарт - были недоучками).

    "Отчасти корявые стилизации под Баха или Моцарта — не потому, что они такие духовные, а просто что на слуху, под то и стилизуем"
    Стилизации - кто сказал, что это плохо? Великим стилизатором был Стравинский (а Бах и Моцарт для него тоже были образцами для подражания и тоже были на слуху)

    "продукция еп. Илариона не способна вместить Слово"
    Но этого не удалось сделать пока ещё никому. Ни один иерарх, даже Папа римский - не способны вместить в себя Слово, т.е. быть больше Слова. Служение Слову - другое дело. Бах, Иларион, Онеггер - у всех одинаковое право, в меру своих способностей - служить Слову - Богу. Петь во славу Его!
    Псалом Давида 104, 33. Буду воспевать Господа, пока жив, буду петь перед Ним, пока существую.
    Псалом Давида 98,
    4. Славьте Господа по всей земле, пойте во весь голос, веселитесь!
    5. Пойте перед Господом под звуки арфы, под арфу и пение оркестра!
    6. Славьте Господа-Царя под звуки труб и шофаров!
    7. Шуми, море и все наполняющее его, земля, и все живущие на ней!
    8. Реки, хлопайте в ладоши, радуйтесь вместе с горами
    9. Перед Господом, Который идет судить землю, судить вселенную по справедливости и народы по истине!..

    Следовательно, архиепископ Иларион, если он искренно любит Господа - имеет право петь и под "пение оркестра"
  • tridi· 2010-01-22 00:05:04
    "Невозможно быть немножко композитором. Это все равно что быть немножко священником"

    Невозможно быть немножко музыкальным критиком.
    Это всё равно, что быть немножко танкистом)
  • baraban· 2011-05-22 20:26:59
    это немножко как раз-таки очень множко распространено. + наши православные, особенно из власть обличенных, искренне считают. что они на вертушке с Богом.
  • Elias Starkoff· 2012-04-14 10:12:22
    Что сказать?! От опуса г-на Филановского так и сквозит ядовитой желчью. Очевидно, что он побеждается не благими помыслами, а злыми...Такому человеку сложно по жизни. В добрых, казалось, вещах, мерещится разруха и "мерзость запустения.."
Все новости ›