Предполагаю, что мелодию он счел математически простейшим музыкальным случаем.

Оцените материал

Просмотров: 9993

Чисто математическая незадача

Борис Филановский · 23/11/2011
The World’s Ugliest Music как точка входа

Имена:  Скотт Рикард

©  OpenSpace.ru

Чисто математическая незадача
Эта колонка написана в несколько игривом жанре «все о слонах». Что, с одной стороны, гармонирует с информационным поводом, а с другой — вызвано соблазном рассказать об очень сложных вещах очень простыми словами. Итак, американский математик Скотт Рикард задумался о красоте в музыке и сгенерировал пьесу, которую назвал The World’s Ugliest Music — самая некрасивая музыка в мире.



Сама пьеса начинается на 7:47, а перед ней Рикард рассказывает о математических и эстетических аспектах. О первом пусть судят математики; мне же очень забавно было услышать, что красота зависит от повторности. Эта идея озвучена с наивностью, граничащей с невежеством: «Если повтор, или паттерн, есть ключ к красоте, на что похожим будет отсутствие повторов?» (0:28). В таком виде высказывание математика вообще сложно обсуждать, в том числе и в силу присутствия в нем неопределенного понятия красоты.

Однако я бы не стал упрекать Рикарда в музыкальной девственности. Не потому, что ее нет — она-то как раз не вызывает сомнений (см., например, анекдотическое суждение о Пятой симфонии Бетховена на 5:28 или столь же нелепое упоминание Шенберга на 6:12), — а потому, что подобные упреки оказываются тривиальной реакцией музыканта. Мне же кажется более продуктивным задуматься о методологии Рикарда и о том, в каких отношениях она находится с реальным восприятием музыки.

Повтор как одна из основ музыки особых возражений не вызывает. Надо только понятие повтора заменить понятием симметрии. Почему этого не сделал математик, мне не очень понятно. Вероятно, потому, что хотел показать свой подход на мелодическом материале. Предполагаю, что мелодию он счел математически простейшим музыкальным случаем. Кроме того, этот случай представлялся ему наиболее наглядным для демонстрации неспециалистам. Все это можно суммировать нетрудным (но сомнительным) выводом насчет того, что мелодия распластана во времени, а раз так, то в данном случае разнообразие видов симметрии можно ограничить одним — повтором.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:18

  • Valentin Diaconov· 2011-11-23 12:48:56
    Блестяще, спасибо.
  • Alexander Manotskov· 2011-11-23 16:04:18
    человек не вчитывает паттерн, а обнаруживает, потому что паттерн и структура вообще - неизбежны
  • smehuyiochki· 2011-11-23 18:43:42
    Борис, простите занудство - незакрытая скобка в 8ом абзаце.

    за статью спасибо - таки интересно.
    по смыслу: а кто/когда вообще сможет слушать музыку (воспринимать текст) без каких-либо ожиданий? это ж восприятие грудного ребёнка, или первочеловека, или Шакьямуни... ;-)
    в 4ом выпуске Тартусского сборника у Б.М.Гаспарова было что-то достаточно объёмное про восприятие/ожидание симметрии и музыкальные структуры как объект языка, но я тогда по молодости недочитатал и использованной им модели не помню...
Читать все комментарии ›
Все новости ›