При всех неувязках «любовь к классике и желание ею поделиться» – признак нормально функционирующей культуры.

Оцените материал

Просмотров: 10501

Не рой другому гумус

Борис Филановский · 18/03/2011
Следует ценить дайджест-музыку, даже если она неважно пахнет

©  Юлия Якушова

 

 

«Дайджест-музыку» Дмитрия Курляндского я читал с удовольствием и заинтересованностью. И не только я: материал получил довольно много комментариев, в основном непривычно конструктивных, что можно поставить в заслугу прежде всего автору статьи. Во многом я с ним согласен. Пожалуй, почти во всем, кроме главного, кроме базовых понятий. В рассуждениях Курляндского они наиболее уязвимы.

Отправная точка «Дайджест-музыки» — противопоставление «культуры оригинала» и «культуры пересказа». Как и Дмитрий, я отношу себя скорее к первой; как и он, я довольно плохо перевариваю (считайте это игрой слов) продукцию дайджест-композиторов, поголовье которых, как отмечает и Курляндский, особенно велико в России. Ни ему, ни мне, ни многим нашим коллегам не нужен пересказ — по крайней мере, такой, который не осознает себя пересказом.

Тем не менее, даже если пустить по боку тривиальное соображение «вам не нужно — народу нужно» (впрочем, не такое уж оно и тривиальное), меня смущает однозначность противопоставления и та резвость, с какой Курляндский переводит разговор в социально-инфраструктурную плоскость. В результате оказываются замылены те самые базовые вещи, которые неплохо было бы обсудить, прежде чем обобщать, скажем, насчет «большого филармонического стиля».

Сразу скажу: «культура оригинала» и «культура пересказа» (или «культура адаптации») кажутся мне разными агрегатными состояниями одной и той же культуры, постоянно колеблющейся между ними. Это связано с тем, как и кем воспринимается классика.

Умерший композитор, в понимании слушателя, адресуется широкой аудитории — и чем раньше он умер, тем к более широкой. Ведь чем дальше от слушателя эпоха этого композитора, точнее, чем хуже она знакома слушателю, тем меньше у него сведений о настоящей, тогдашней целевой аудитории, к которой этот композитор адресовался или мог адресоваться, и тем в большей степени слушателю приходится решать самому, является ли он адресатом покойного.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:37

  • rupoet
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • tridi· 2011-03-18 23:24:12
    Ну выдумали ещё одну глупость - "дайджест-музыку", чтобы снова и снова "размазать по стенке" сторонников МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ). И это несмотря на то, что в эту ТРАДИЦИЮ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ уже априори входит всё, включая сегодняшний бред "композиторов-сетевиков" (войдёт, но разумеется, в качестве НЕГАТИВНОГО ОПЫТА), в качестве - нравственной болезни, в качестве открытия новых функций "использования" музыки - для беспардонного управления массами).

    Снова манипуляции: оригинал - копия)) Смешно! У "Моны Лизы" Леонардо - море гениальных копий с гениальными смыслами, созданными гениальными художниками. Это что всё - дайджесты? Да весь Стравинский - это сплошные дайджесты!
    Да и есть ли что-нибудь, что не является в какой то степени дайджестами. Ведь и Мона Лиза - не оригинал, а ссылка-синтез на предыдущие оригиналы и ссылки).
    Что-то может возникать только из чего-то. И ничто не может появиться ниоткуда.

    "Оригиналы - копии", это всего лишь условности. Главное - талант, дар Божий и служение, вклад в ТРАДИЦИЮ ЛЮБВИ И ПРАВДЫ. (Извиняюсь, за пафос, но он здесь, кажется - к месту) :)
  • tridi· 2011-03-18 23:31:37
    Забыл сказать, что статья написана хорошо, с точки зрения "авангардно-сетевого" стиля)
Читать все комментарии ›
Все новости ›