Наивный слушатель идентифицирует себя с такой-то музыкой и в этой связи старается отделить себя от какой-то другой музыки.

Оцените материал

Просмотров: 17935

Мера некоторых вещей

Борис Филановский · 18/02/2011
Der Lauf der Dinge как музыкальная праформа

Имена:  Петер Фишли

©  Peter Fischli, David Weiss

Кадры из фильма «Ход вещей»

Кадры из фильма «Ход вещей»

​В колонке про наивного слушателя я писал, что идеальный слушатель — это скорее состояние, такое состояние, когда осознаешь (не обязательно вербально) себя как слушателя, свои привычки и реакции, их обусловленность. Идеальный слушатель выделяет себя как standalone-реципиента, если хотите — как host application, и это вообще-то единственный путь: не понимая себя, нельзя понимать музыку — именно потому, что она не существует отдельно от тебя самого.

А наивный слушатель идентифицирует себя с такой-то музыкой и в этой связи старается отделить себя от какой-то другой музыки. Но от этого обесценивается и одна, и другая его реакция, включается классический механизм рессантиментности, утилитарного отношения к искусству как обслуге типовых эмоциональных реакций, понятых аксиоматически, а не проблемно. Опыт (в разных видах, например в виде образования) и предназначен для того, чтобы, имея дело с таким механизмом, разобрать его и пересобрать в критическую, творческую машину. Тут очень кстати будет внимательный просмотр «Хода вещей» Фишли и Вайса.

Это видео очень любят мои дети. Они вперялись в него много раз. Они никогда не в силах оторваться от причинно-следственной цепочки, где все рушится, толкается, шипит, льется, вихляется, ползет, дрыгается, вращается и зудит.

Каждый раз я смотрю его вместе с ними. Нет, не каждый — иногда я только слушаю, как все рушится, толкается, шипит, льется, вихляется, ползет, дрыгается, вращается и зудит. Саундтрек по отдельности тоже производит на меня сильное впечатление. По-моему, это остроумно придуманная и прекрасно сделанная музыкальная форма, то же самое можно сказать и про видеоряд.

Я знаю, что у Фишли и Вайса это все долго сочинялось, готовилось, пробовалось, репетировалось — рушилось, толкалось, шипело и так далее. Я, однако, подозреваю, что то качество, которое в моих глазах/ушах придает «Ходу вещей» свойства музыкальной формы, скорее всего, появилось как побочный эффект чего-то другого. Более важного. Более фундаментального. Если угодно, чего-то такого, забота о чем превращает цепочку событий в форму.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • gaveston· 2011-02-18 16:43:41
    Это адаптация "Лаокоона"? Неполная, однако: если поэзия тоже time-based, то очевидно, что "временность" сама по себе не является десемантизирующей. Или, вернее, "временность" не является достаточным условием десемантизации...
  • kontrakadenz· 2011-02-18 17:50:14
    борь, я сказал)
  • bf· 2011-02-18 23:47:47
    Мить, прости! Видимо, у меня произошло вытеснение. А тебе кто сказал? Сам придумал?
Читать все комментарии ›
Все новости ›