Использование классики как мерила свидетельствует не о понимании ее, а о привычке к ней.

Оцените материал

Просмотров: 23134

Песни наивности и немножко опыта

Борис Филановский · 17/12/2010
Мечтаю об идеальном слушателе, но поразмыслить хочу о его антиподе – слушателе наивном

©  Юлия Якушова

Песни наивности и немножко опыта
Я тут писал – кажется, даже не один раз – про то, каким я вижу или представляю своего идеального слушателя. Лучшую формулу здесь дал Стравинский. Он считал, что пишет для себя и для своего альтер эго.

Мне эта формула очень нравится. Я бы так ее пересказал: я пишу для себя и для того парня, а являетесь ли вы тем парнем, решать вам. Но сейчас я хочу поразмыслить не об идеальном слушателе, а о ком-то противоположном. Назову этого персонажа наивным слушателем (НС).

Он сильно меня занимает. В нем я нахожу и свои реакции, обычно в утрированном или вывернутом виде. Кроме того, идеальных слушателей очень мало, потому что это скорее состояние (до которого я и сам нечасто поднимаюсь), а наивных очень много, потому что это социо- и психотип. Конечно, в чистом виде НС практически не встречается, по крайней мере среди тех, кто слушает классику. Но типовые реакции, которые я наблюдаю, складываются в социопсихологический портрет НС. Или, лучше сказать, фоторобот.

Когда какой-либо НС слышит от меня определение насчет себя и того парня, он обычно обижается или сердится. Я думаю, в моих словах (то есть в словах Стравинского) он усматривает безразличие к своей фигуре. Кстати, так обычно и можно опознать НС: по некоторой озабоченности насчет своего места в музыкальном процессе и по старанию представить себя актором этого процесса.

Лотман пишет в «Структуре художественного текста», что более ранние формы искусства отграничивают себя от неискусства (поэтическая речь vs разговорная), а в процессе развития искусство может мимикрировать под неискусство (русский реалистический роман) – однако это сходство мнимое: структура усложняется, но никуда не девается, поскольку иначе текст не был бы текстом.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:167

  • ludogovski· 2010-12-21 16:37:34
    Пафос статьи понятен. Действительно, очень многие воспринимают музыку сквозь призму классико-романтической традиции. Даже музыканты (образование у нас такое)

    Вопрос автору: вот, к примеру, написан опус под названием SounDClouD для симфонического оркестра с усиленной медной группой , который представляет собой ПРОСТО беспорядочный набор повторяющихся звуков. И, скажем, динамика постоянно не выше mp. Никакого намёка на мотивное развитие, гармонию и т. д.

    Как объяснить свой замысел ИСПОЛНИТЕЛЯМ?



  • ludogovski· 2010-12-21 18:21:17
    Да, и вот ещё что. Идеальный слушатель - это кто? Мой идеальный слушатель и Ваш идеальный слушатель - это одно и то же лицо?
  • zuek· 2010-12-21 18:28:57
    Наивный слушатель - вообще-то, термин Адорно. И тот пишет о НС с гораздо большей симпатией...
Читать все комментарии ›
Все новости ›