Великого композитора делает великая аудитория. Великий композитор – это мертвый композитор. Время мертвых композиторов кончилось. Время живых композиторов продолжается.

Оцените материал

Просмотров: 11623

Вялотекущий конец. Вторая серия

Борис Филановский · 12/03/2010
Прежде чем продолжить свои заметки на полях Владимира Ивановича Мартынова (ВИМ), напоминаю, что это именно маргиналии и что я не претендую на системную критику.

Имена:  Алемдар Караманов · Владимир Мартынов · Дмитрий Шостакович · Сергей Прокофьев

©  Wim Delvoye

Вим Дельвуа. Dump-Track. 2006

Вим Дельвуа. Dump-Track. 2006

На конце мочало

Очень важный пунктик ВИМа таков. Все, что имеет начало, имеет конец — время великих готических соборов, великой русской литературы, время великих композиторов. Эти времена постепенно переходят в другие — просто готических соборов, номинально русской литературы, союза композиторов (в переносном смысле). Которые могут длиться до бесконечности, добавляет ВИМ.

Конечно, без этого допущения никак не обойтись; кажется, ВИМ делает это словно бы нехотя, к данной фазе развития относится скептически и отпускает довольно едкие замечания в адрес просто композиторов, которые продолжают творить как ни в чем не бывало, словно на дворе время великих композиторов.

Но к чему скепсис? Это же гомеостаз — равновесие с окружающей средой. Именно в такой фазе находятся традиционные общества, чьи продукты звуковой жизнедеятельности ВИМ не устает противопоставлять композиторской музыке.

Так почему бы не предположить, что европейская культура (и, в частности, музыка) находится в подобном же состоянии, с одной поправкой: окружающая среда и социум идут в ногу с техногенными преобразованиями, и равновесие с ними требует от гомеостазирующей культуры большой гибкости и изменчивости — отсюда и разнообразие форм.

Именно поэтому, мне кажется, ни о каком сакральном пространстве речи быть не может — хотя бы потому, что оно сопутствует этногенетической фазе пассионарного взрыва («время великих готических соборов»).

А еще потому, что адаптивность европейской культуры сегодня исключительно высока. Она не предполагает перехода в какое-либо иное состояние именно в связи со своей ризоматичностью. Это огромное количество взаимопроникающих страт разных размеров, каждая со своими канонами; мощность их общего множества очень велика.

В загоне

Здесь мы переходим к вопросу о «резервации». Когда говорят, что композиторы (или, допустим, художники) замкнулись в своей резервации, то по умолчанию предполагается, что есть некое открытое пространство, почему-либо оказавшееся им недоступным.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • pv· 2010-03-14 08:00:34
    т. е. продолжение ИСследует?
  • bf· 2010-03-14 08:15:05
    ну как бы да
    видимо, третья серия будет последней
  • trumpetist· 2010-03-14 12:00:24
    ура. и больше к этой теме возвращаться уже не будем. борис, вы гомеопатию практикуете?)
  • bf· 2010-03-14 12:23:11
    а ударение на "гомеопатию" или на "практикуете"?
  • pv· 2010-03-15 08:42:19
    ...все микроволновщики практикуют гомеопатИю, под лёгкую перкуссию постепенно наполняемых тарелок, стремясь повышать ч/а/и/пу/стоту издаваемого... приблизительная цитата, не то из Яниса, нет, из Джачинто*, приводимая Карлхайнцем в... 133 опусе, кажется
    ------------------
    *Граф Джачинто Шелси ди Айала Вальва (1905-1988), аристократ
  • trumpetist· 2010-03-15 09:39:49
    на "гомеопатию")
  • bf· 2010-03-15 10:20:47
    Не практикую. "Оно и видно"? :)
  • bf· 2010-03-16 08:55:52
    не, я считаю, что ВИМ полезен и в лошадиных дозах
  • tridi· 2010-03-20 18:16:41
    //Исходя из вышесказанного, додумаем мысль ВИМа. Великий композитор — это композитор с очень широкой аудиторией. Великого композитора делает великая аудитория. Великий композитор — это мертвый композитор. Время мертвых композиторов кончилось. Время живых композиторов продолжается//

    НИЧЕГО СЕБЕ ДОДУМАЛ!!!))

    //Великого композитора делает великая аудитория//
    Тогда почему среди китайцев так мало великих композиторов?))))))))))))))

    //Великий композитор — это мертвый композитор//
    - Назовите, пожалуйста, среди великих композиторов - хоть одного - мёртвого))))))))
    Ведь Бах, Моцарт - уж точно, живее всех живых!)) - или они - не великие?))))


    //Время мертвых композиторов кончилось. Время живых композиторов продолжается//
    - Последнее - лишь вопрос времени))))



  • Sioumak· 2010-03-24 23:48:26
    Другими словами - те, кто не стремиться покинуть неблагодарную среду и эмигрироваться в мир иной, - подписываются в несостоятельности эволюционировать из обезьяны в, как минимум, Шостаковича.
    Среда засасывает.
  • tridi· 2010-03-27 19:11:10
    А если - другими словами?)))
  • tridi· 2010-04-05 02:03:22
    //Что такое эта глубина? Это социальная разнородность интересантов. Один сантехник послушал одно мое сочинение и впечатлился. А некий доцент технического вуза уже полгода внимательно слушает мои вещи и задает очень дельные вопросы, стараясь понять. А некий филолог очень хотел поучаствовать в исполнении моего сочинения. А некий математик тоже очень интересовался, что я такое пишу. А некий иподьякон назвал один мой опус гениальным христианским сочинением//

    - Вот это глубина!)))
    Век живи, век учись - дураком помрёшь (с)
  • pv· 2010-05-20 07:06:12
    э т о ч н а
  • ANS· 2010-06-28 09:42:29
    ...А что, разве в наше время нет всемирно известных композиторов?
    Разве не соичняются мелодии, которые потом напеваются под нос?

    Сколько можно плакаться на "не то время", "плохую аудиторию" и снова, что "время прошло"..?
    Может быть люди больше не ходят в концертные залы?
    Может быть больше нету радио, магнитофонов?
    Может быть нет музыкантов, которые с радостью исполнят новые произведения?
    Да время шикарное, пусть только напишут музыку, которая привлечёт внимание, как это делали великие - причём привлечёт аудиторию своего времени.
  • bf· 2010-06-28 16:46:44
    По-моему, проблема как раз в том, что такой музыки, привлекающей аудиторию своего времени, сегодня очень много :)
  • ANS· 2010-07-01 02:00:25
    Всё, о чём я говорил - в рамках филармонического жанра ) Согласитесь, появись сейчас второй Рахманинов - и снова он добьётся успеха.
    Считать, что 100 лет назад все были умные, а сейчас отупели - смешно. Всегда была "наша" законная аудитория, 5% от населения в городах, аудитория театров, концертных залов и.т.п. Они и сейчас есть.
  • bf· 2010-07-01 12:54:34
    Так и я тоже имею в виду эти рамки. Например, явление под названием "Рахманинов" – это не только его музыка, это также и его аудитория. Аналогии здесь не работают, я об этом как раз писал. "Новый Рахманинов" не появится не только по муз.историческим причинам, но хотя бы потому, что нет референтных (музыкально-социологических) точек, по которому его можно было бы опознать как нечто аналогичное "старому Рахманинову"; более того, в силу тех же причин чисто звуковое сходство будет обманчивым, даже если оно и привлечет некоторую аудиторию.

    Обратите внимание, что "романтики", "барочники" и тд – короче, стилизаторы – имеют гораздо более узкую аудиторию, нежели "страшные" авангардисты. Ведь пассеизм как сознательная позиция питается оригиналами, а не суррогатами. Иными словами, ч-к, желающий "Рахманинова сегодня", предпочтет его настоящего Рахманинова. Почему так? Потому, что пассеизм невозможен без иерархизирования: раньше были великие, а сейчас вон какая мелкота.
Все новости ›