Великого композитора делает великая аудитория. Великий композитор – это мертвый композитор. Время мертвых композиторов кончилось. Время живых композиторов продолжается.

Оцените материал

Просмотров: 11112

Вялотекущий конец. Вторая серия

Борис Филановский · 12/03/2010
Прежде чем продолжить свои заметки на полях Владимира Ивановича Мартынова (ВИМ), напоминаю, что это именно маргиналии и что я не претендую на системную критику.

Имена:  Алемдар Караманов · Владимир Мартынов · Дмитрий Шостакович · Сергей Прокофьев

©  Wim Delvoye

Вим Дельвуа. Dump-Track. 2006

Вим Дельвуа. Dump-Track. 2006

На конце мочало

Очень важный пунктик ВИМа таков. Все, что имеет начало, имеет конец — время великих готических соборов, великой русской литературы, время великих композиторов. Эти времена постепенно переходят в другие — просто готических соборов, номинально русской литературы, союза композиторов (в переносном смысле). Которые могут длиться до бесконечности, добавляет ВИМ.

Конечно, без этого допущения никак не обойтись; кажется, ВИМ делает это словно бы нехотя, к данной фазе развития относится скептически и отпускает довольно едкие замечания в адрес просто композиторов, которые продолжают творить как ни в чем не бывало, словно на дворе время великих композиторов.

Но к чему скепсис? Это же гомеостаз — равновесие с окружающей средой. Именно в такой фазе находятся традиционные общества, чьи продукты звуковой жизнедеятельности ВИМ не устает противопоставлять композиторской музыке.

Так почему бы не предположить, что европейская культура (и, в частности, музыка) находится в подобном же состоянии, с одной поправкой: окружающая среда и социум идут в ногу с техногенными преобразованиями, и равновесие с ними требует от гомеостазирующей культуры большой гибкости и изменчивости — отсюда и разнообразие форм.

Именно поэтому, мне кажется, ни о каком сакральном пространстве речи быть не может — хотя бы потому, что оно сопутствует этногенетической фазе пассионарного взрыва («время великих готических соборов»).

А еще потому, что адаптивность европейской культуры сегодня исключительно высока. Она не предполагает перехода в какое-либо иное состояние именно в связи со своей ризоматичностью. Это огромное количество взаимопроникающих страт разных размеров, каждая со своими канонами; мощность их общего множества очень велика.

В загоне

Здесь мы переходим к вопросу о «резервации». Когда говорят, что композиторы (или, допустим, художники) замкнулись в своей резервации, то по умолчанию предполагается, что есть некое открытое пространство, почему-либо оказавшееся им недоступным.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • pv· 2010-03-14 08:00:34
    т. е. продолжение ИСследует?
  • bf· 2010-03-14 08:15:05
    ну как бы да
    видимо, третья серия будет последней
  • trumpetist· 2010-03-14 12:00:24
    ура. и больше к этой теме возвращаться уже не будем. борис, вы гомеопатию практикуете?)
Читать все комментарии ›
Все новости ›