На Западе современная музыка оторвалась от несовременной и потому стала плохой – а мы будем писать хорошую.

Оцените материал

Просмотров: 9905

Хождение по-особому

Борис Филановский · 11/12/2009
БОРИС ФИЛАНОВСКИЙ о том, что мешает русской музыке усвоить авангардный опыт

©  Игорь Скалецкий

Хождение по-особому
В полемике с Петром Поспеловым я писал, что в России опыт «авангарда» (закавычиваю, поскольку само понятие расплывчато) так пока и не был по-настоящему пережит. И что, следовательно, нельзя привязывать это закавыченное понятие к геополитическим обстоятельствам. Например, походя рассуждать о невосприимчивости к «авангарду» русского искусства — по той же причине, по какой нельзя утверждать, что русский народ невосприимчив к демократии.

Зато можно и нужно разобраться, что, собственно, подразумевается под словом «авангард» в контексте новой музыки в России девяностых и нулевых.

Давайте галопом по Старому Свету. Например, итальянской музыке, от Корелли до Донатони, присуще обостренное чувство концертности и концертирования. Французская музыка, от Люлли до Булеза, тщательно иерархизирует все и вся, будь то фактура, структура или аффект. Английская музыка, от Пёрселла до Бёртвистла и Тавенера, культивирует внешнюю сдержанность, но уходит во внутренний отрыв. Про немцев спекулировать труднее (в нововременной Европе они были вроде музыкально-титульной нации, со всеми вытекающими), но тоже можно.

А что выделяет русскую музыку? По-моему, обреченность на высказывание.

Предлагаю в качестве иллюстрации самого себя. Хочется не просто выстроить звуковой сюжет, а навязать его, взять слушателя и держать, чтоб проникся, чтоб никуда от меня не делся. За глотку берут или за пуговицу, от рассказа взахлеб до «а вот еще интересный был случай», это один и тот же модус отношения — желание обладать слушателем или его частью.

(Понимаю противоречие в своих рассуждениях: пытаться уловить глобальные тренды русской музыки — извне, иллюстрируя трендеж собственным частным случаем — изнутри. Однако другой точки отсчета у меня нет. Нет ее и у того, кто укажет мне на эту несообразность: кто бы ни был наблюдатель, он часть наблюдаемой системы, притом активная часть.)

Похожее отношение я вижу и в музыке главных левых фигур в СССР. И неглавных тоже. И после СССР. «Авангард» у них так и остался орнаментом. Они понимали «авангард» на уровне выразительных средств, архитектурных деталей, максимум — стройматериалов. Но дело в том, что они по-прежнему хотели строить дом, как и их более консервативные коллеги. Хотели высказываться и обладать адресатом, только делать это «современно». Направленность формы на слушателя, музыка как роман, storytelling, романтизм в широком смысле слова — ни Шнитке, ни Денисов, ни Губайдулина, глубоко мыслившие и копавшие, своей творческой практикой не опровергли этих ценностей. Даже для них была неприемлема мысль о том, что можно построить не дом, а что-то еще.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:56

  • sdreznin· 2009-12-11 21:26:38
    по–моему, блестяще сказано (хотел бы написать "написано", но именно слышу Ваш голос... именно, "взявшись за пуговицу"). мало нарыто о специфике советско/российского искусства... для таких обобщений надо иметь воображение. у критиков редко.
  • bf· 2009-12-12 11:50:21
    спасибо
    я, правда, не критик :)
  • gaveston· 2009-12-12 15:43:40
    Особенно интересно - про "желание обладать слушателем или его частью"...
  • gaveston· 2009-12-13 02:13:32
    Кстати, ключевое слово в словосочетании "обречённость на высказывание" именно "обречённость", ключевое в смысле "русскости". Везде можно просто высказаться, но в России ты на это обречён. А раз обречён, надо обречь и другого, причём так, что "держание за пуговицу" очень быстро оборачивается "хватанием за грудки"... Нарративность же, сама по себе, вряд ли является НАЦИОНАЛьНОЙ характеристикой.
    Из текста же совершенно непонятно, что является главным: повествовательность или необходимость (как обречённость). Или же необходимость повествовательности, в обоих смыслах subjective и objective genitive. Если "направленность формы на слушателя"=повествовательности, то форма в данном случае сводится к содержанию. А ещё до этого высказывание, в качестве, вероятно, предикативной пропозициональности было объявлено основой нарративности. Но, во-первых, обречённость изъявительным наклонением не выражают, а во-вторых, этого недостаточно, т.к. фабульность, как необходимый элемент повествовательности, не редуцируется к предикативности. Применять же литературную жанровую классификацию к музыке без соответствующих прояснений (или прояснений соответствия) представляется скорее затемняющим, чем разъясняющим смысл ...
  • tridi· 2009-12-14 01:32:07
    Если бы статью ещё несколько раз переписать, то, возможно, появились бы какие-то интересные, даже свежие идеи, в т.ч., по-поводу - заголовка и подзаголовка.
    По-моему, в статье какая-то обреченность на высказывание))
  • tridi· 2009-12-14 02:38:48
    Ходит по улицам рф человек, похожий на bf и всё думает и думает об авангарде, о том, что же мешает русской музыке усвоить авангардный опыт - и ничего толкового в голову не приходит. Но вдруг его осиняет: а правильно ли он ходит по улицам рф - не слишком ли обыденно, как все? А не пора ли сменить походку, организовать -"хождение по-особому"? Как-нибудь "по-авангардному" что-ли. Как в цивилизованной европе. И личным примером...Хотя, кажется, и в европе и даже в америке - народ ходит обыденно, перебирая ногами - то левой, то правой... Чур меня, какие-то крамольные мысли закрадываются в голову - А может быть, что-то мешает и европейской и американской музыке усвоить авангардный опыт?
    Да нет, не может этого быть!
    А всё же - можно и нужно разобраться, что, собственно, подразумевается под
    словом «авангард» в контексте новой музыки в девяностых и нулевых, особенно в России...



    Тогда-то всем, "ходящим по-особому" по Невскому или по Красной площади - в голову будут приходить нормальные мысли: - Можно и нужно разобраться, что, собственно, подразумевается под
    словом «авангард» в контексте новой музыки в России девяностых и нулевых.

    А научимся хождению-по-особому, так и мысли в голову будут приходить особые.
    Вот тогда и проблему авангарда в русской музыке благополучно разрешим.Так и там весь народ ходит по-обычному, как 100 и 1000 лет назад, перебирая ногами - то левой, то правой...


  • tridi· 2009-12-14 02:41:51
    Извиняюсь за последние 2 "черновиковых абзаца" - за бесталковостью - не успел удалить "сор")))
  • bf· 2009-12-14 10:31:21
    to gaveston

    "Кстати, ключевое слово в словосочетании "обречённость на высказывание" именно "обречённость", ключевое в смысле "русскости". Везде можно просто высказаться, но в России ты на это обречён. А раз обречён, надо обречь и другого, причём так, что "держание за пуговицу" очень быстро оборачивается "хватанием за грудки"... Нарративность же, сама по себе, вряд ли является НАЦИОНАЛьНОЙ характеристикой."

    Мне кажется, она ею стала в результате того, что музыка долго находилась под идеологическим прессом и ей не было позволено развиваться естественным образом, как это происходило в Европе: уж куда нарративнее, чем Малер – а австро-немецкая традиция все же пошла дальше. Что советский человек это особая субкультура, вроде никто не спорит; советский композитор не исключение – селекция в нескольких поколениях еще дает о себе знать.
  • tridi· 2009-12-14 22:09:20
    "Нарративность же, сама по себе, вряд ли является НАЦИОНАЛьНОЙ характеристикой."

    - А есть ли этому доказательства?
  • tridi· 2009-12-14 22:12:42
    "... уж куда нарративнее, чем Малер – а австро-немецкая традиция все же пошла дальше."

    - Просто, супер!
  • gaveston· 2009-12-15 00:48:58
    to bf

    Мне кажется, что использование выражения "идеологический пресс" вводит в заблуждение в том смысле, что подразумевает насильственное насаждение определённой идеологии. Отсюда возникает впечатление, что идеология, идеологичность всегда внеположены и активно противопоставлены субъекту внушения. Но Ваш же пример с Малером показывает обратное. Я думаю, что опыт советской идеологии отрицателен ещё и тем, что даёт превратное представление о способах её действия.
    Дело же, по-моему, в том, что то, что в музыке было формой, в слове становится содержанием и уже сразу в силу этого идеологией. Таким образом, назвав авангард авангардом, мы автоматически превращаем и его в идеологию (или, по крайней мере, в нечто идеологоподобное). И если попытаться проследить связь между нарративностью и идеологией (что мне кажется совсем небесполезным), следы первой можно будет найти повсюду, где РЕЧь идёт о музыке. Как, впрочем, и последней...
  • bf· 2009-12-15 01:02:23
    to gaveston

    ...скорее насаждение определенной поэтики. Понятно, что кантата "Ленин пох" могла быть ничем не лучше кантаты "Ленин с нами".

    "то, что в музыке было формой, в слове становится содержанием и уже сразу в силу этого идеологией"

    не уверен, что понял :)

    Нарративность есть везде, как и идеология (или их можно приписать чему угодно).
  • gaveston· 2009-12-15 02:52:47
    to bf

    Так как у музыки есть только синтаксис, но нет семиотики, язык - это единственный интерпретант музыкальной формы, то место, где (синтаксическая) форма осмысляется в качестве содержания и таким образом приобретает способность к идеологизации.

    Нарративность - вполне конкретный феномен и eo ipso есть не везде, иначе конкретное было бы всеобщим...:)
  • sdreznin· 2009-12-15 13:21:03
    Ой, Борис, под "критиками' я имел в виду народ типа Поспелова
  • bf· 2009-12-15 13:54:31
    to gaveston

    "Так как у музыки есть только синтаксис, но нет семиотики"

    Это как же – нет?


    to sdreznin

    У Пети фантазия гораздо лучше работает, чем у меня :)
  • gaveston· 2009-12-15 21:11:14
    to bf

    Не обессудьте, но вот так получается.... Музыкальные единицы - это ступени так или иначе организованного диапазона, по тем или иным правилам (диатоники, додекафонии и пр.), но они не знаки, у них нет функции означивания...:)
  • bf· 2009-12-15 21:45:24
    to gaveston

    Функция означивания в музыке – предмет конвенции. Она исторически подвижна, но это не значит, что ее нет принципе.

    Напр., элементарное (и самое живучее) означивание звуковысоты связано с гравитацией (выше-ниже, легче-тяжелее).
  • gaveston· 2009-12-15 22:21:30
    Так в том-то и дело, что для того, чтобы стать предметом конвенции означивания, музыкальная форма нуждается в языке как интерпретанте. Иными словами, она сама в себе не имеет функции означивания.
  • bf· 2009-12-15 22:43:39
    Не могу согласиться. Невербальный смысл (в пределах конвенции) может передаваться напрямую. Более того, в этом заключается суть слухового опыта.
  • gaveston· 2009-12-15 22:53:08
    Существующее в пределах конвенции не может быть невербальным. Конвенция основывается на коммуникативности, которая всегда вербальна.
  • gaveston· 2009-12-15 23:02:44
    Более того, даже слуховой опыт всегда вербален. Прямым опытом является только акустический опыт, но он - вне музыки.
  • bf· 2009-12-16 00:22:04
    "даже слуховой опыт всегда вербален"

    Вы это утверждаете типа по науке или эмпирически?
  • gaveston· 2009-12-16 00:37:05
    А разве одно исключает другое? Насколько мне известно, у нас большинство наук эмпирические...
  • bf· 2009-12-16 00:53:57
    Эмпирически – а значит по науке :) – я могу утверждать, что лично мой слуховой опыт невербален.
  • gaveston· 2009-12-16 01:01:32
    Тогда как же Вы выстраиваете "звуковой СЮЖЕТ" с небезызвестной целью "обладать слушателем или его частью"?
  • bf· 2009-12-16 10:51:17
    Невербально, разумеется. Слово "сюжет" в даннном случае означает что-то вроде "последовательность событий, организованных так, чтобы удерживать внимание и вызывать соучастие на протяжении некоторого времени".
  • gaveston· 2009-12-16 13:00:15
    Мне кажется, что Ваше "бихевиористское" определение сюжета малоудовлетворительно. Ведь внимание иных привлекает, например, лишь оркестровое fortissimo G-Dur'ной симфонии. Определение, основывающееся на психологической реакции аудитории ничего не говорит о музыкальной организации.

    Сюжет не может быть "последовательностью событий, организованных так, чтобы удерживать внимание", ибо в таком случае и вой сирены был бы сюжетом. Между тем у сюжета есть вполне конкретный набор элементов, частично описанный уже Аристотелем и дополненный позже; кстати, один из них, а именно, MacGuffin, был недавно упомянут в ОС Вашим коллегой Леонидом Десятниковым.

    Мне кажется, что для того, чтобы удостоверится в отсутствии функции означивания в музыке достаточно провести разграничение между распознаванием и пониманием. Музыкальная форма узнаётся, но понять её нельзя.
  • beavered-again· 2009-12-16 13:50:02
    to gaveston
    согласен, муз. форма не обладает нарративными функциями, хотя на образование знаковых систем так или иначе влияет
  • beavered-again· 2009-12-16 14:19:44
    to gaveston

    >>Так как у музыки есть только синтаксис, но нет семиотики...
    вы хоть никому не рассказывайте, что путаете семиотику и семантику, ну.
  • gaveston· 2009-12-16 14:45:02
    Мне трудно предположить, почему Вы решили, что я перепутал семантику и семиотику, вероятно потому что в лингвистике синтаксис и семантика действительно часто противопоставляются. Но я имел в виду именно семиотику, процесс сигнификации и рассуждение вёл о музыке, а не о языке. И сказал то, что хотел сказать: музыка не обладает семиотической функцией.
  • gaveston· 2009-12-16 15:02:35
    Кстати, совершенно непонятно, почему фамильярность и высокомерная снисходительность сходят в здешних местах за bon ton...
  • beavered-again· 2009-12-16 15:56:41
    уж за это простите, не хотел задеть
  • beavered-again· 2009-12-16 16:04:53
    >>и рассуждение вёл о музыке, а не о языке

    но ведь музыку (в широком смысле) вполне можно рассматривать как метаязык, а музыку конкретного композитора - как язык.
  • gaveston· 2009-12-16 16:10:54
    Вот именно об этом мы с г-ном Филановским и спорим уже три дня. Суммирую: он - за, я против.
  • gaveston· 2009-12-16 16:30:32
    to bf

    Между прочим, уважаемый Борис, если вы решите написать книгу и, подобно другому уважаемому композитору, который - кстати, à propos Вашей теории о высказывании - обрёк лондонских критиков на монументальное НЕПРЯМОЕ ГОВОРЕНИЕ, решите использовать для этого комментарии из ОС, то, как мне кажется, материала у Вас уже набралось побольше...:)
  • pbrdn· 2009-12-24 00:26:53
    Автор этих строк пытается играть в генералов... Тема из пальца. Можно было бы подискутировать, что действительно происходит в русской музыке сегодня. Очень много тавтологии в современной русской музыке.
  • pbrdn· 2009-12-24 00:28:37
    Боря, понос не надоел словесный?
  • bf· 2009-12-24 20:40:36
    Олежек, не надоело вставлять в каждую филармоническую программу свои вещи? Не злоупотребляешь ли служебным положеньицем, тов. генерал?
  • tridi· 2009-12-29 13:16:49
    Заумь (Заумный язык) — литературный приём («Литературная энциклопедия», М. 1987), заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Неверно понимать заумь как отказ от смысла: механизм аналогии позволяет автору наделять значением отсутствующие в языке звуковые комплексы и словесные комбинации, а читателю — это (или какое-то иное) значение из них выделять. Однако четкая формулировка заложенных в выражения заумного языка смыслов затруднительна, а зачастую и вовсе невозможна, и поэтому (по мысли многих авторов, обращавшихся к этому приему) в восприятии заумного текста эмоционально-интуитивное начало доминирует над рациональным. Поэтому заумный язык определяется наиболее обстоятельным исследователем зауми[источник не указан 222 дня] американским филологом Джеральдом Янечеком как язык с неопределенными значениями.
    /Вкипедия/
  • pv· 2009-12-31 07:53:16
    "...Направленность формы на слушателя, музыка как роман, storytelling, романтизм в широком смысле слова — ни Шнитке, ни Денисов, ни Губайдулина, глубоко мыслившие и копавшие, своей творческой практикой не опровергли этих ценностей... " -- склонен согласиться, ибо новое вино, ккзвстн, требует новых голов (мех-ов, если угодно, то биш, механизмов механиков)
  • pv· 2009-12-31 08:10:32
    и лично мой слуховой опыт -- невербален

    как странно (если не тоскливо) вновь и вновь -- XXI-ый на дворе! -- смотыкаться на отроковениях дупломированных профессианалов, тянущих полтора века одну и ту же заунывную ноту про мысли, содержание, программу и т.п. литературщину в Музыке... бедный Пифагор, бедные греки, бедный наш Грекх со своими раками
  • pv· 2009-12-31 08:19:34
    последовательность (потенциально и/или актуально звуковых) событий, организованных так, чтобы удерживать внимание и вызывать соучастие на протяжении некоторого времени -- хорошее определение Музыки как таковой, т.е. её (про)явления через композиторскую (и/или исполнительскую) волю -- отдельным (всегда конкретным, кнчнж) ткнзвмм Произведением
  • bf· 2009-12-31 14:23:45
    ...а вся разница между композиторской и некомпозиторской музыкой уместится в разницу между "организованных ТАК, чтобы" и "организованных ЗАТЕМ, чтобы" :)
  • tridi· 2009-12-31 22:44:46
    Всех - с наступающим Новым 2010 годом!
    Желаю, чтобы в новом году появились музыкальные шедевры, о которых будут с любовью говорить во всём мире и после 2110 года)
  • pv· 2010-01-03 11:59:45
    (з а т е м самым ))) всех с НовымГодом и новыми разными радостями!
  • pv· 2010-01-03 12:01:02
    и НовойМузыкой, разумеется!!
  • pv· 2010-01-07 08:52:19
    http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/15185/ "Композицию «Пипо Растельмоз» можно слушать и без комментариев (как и большая часть музыки ТПО «Композитор», она не нуждается в разъяснениях). Однако сам факт применения мнимого языка, на котором написано произведение, может поведать о том, куда мы ведем искусство в целом. Отдаленным предшественником мнимого языка был эзопов язык. Сегодня в нем чувствуют необходимость немногие, но в наступающем году или десятилетии к его словарю, возможно, обратится не только классическая музыка, но и другие области культуры. Суть мнимого языка в том, что его слова и явления, ими описанные, далеко отстоят друг от друга. Мы произносим слово — и вдруг где-то вдалеке, так, что еле разглядишь, шевелится его значение. Или оно шевелится под землей, так что и не разглядишь. Объем, содержание возникают тогда, когда расстояние между словом и смыслом заполняется игрой нашей интуиции и фантазии. Если же на мнимом языке говорит музыка, интуиция с фантазией расцветают несказанно богато..." ----- походит на вкладыш к программке детского журфикса всё ещё популярных -- среди стареющих дилетантов, обременённых многочисленным и очччень талантливым потомством -- музыкальных абонементов, типа "Сказка в музыке", раскрывающих на фоне плюшевого занавеса тайну тайн, а именно -- "куда мы ведем искусство в целом"... хмехно тоись хрусно
  • tridi· 2010-01-07 14:39:23
    "мнимый язык" некоторых - подобен "комментарию", в котором человек хочет что-то выразить, а букв - не хватает). И говорит, вроде бы, всё правильно, только - буквы расставлены - неверно). А ещё подобен - продукту "второй свежести" (т.е. вовсе не продукту, а только ярлычку с надписью: - "со вкусом продукта").

    К "Композиции «Пипо Растельмоз» - "мнимый язык" и его определения вовсе не относятся, потому-что это - просто хорошая музыка, которая "не нуждается в разъяснениях").

    Но представьте себе, что где-то начнут "разъяснять музыку": все-все имена композиторов "выстроят-построят" (занесут в реестр) в алфавитном порядке, каждому имени отведут отдельный столик в фойе концертного зала, а за столиками посадят "разъяснителей-специалистов".
    У столиков Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена... словом, у столиков "классиков-традиционалистов" - народу совсем не будет) - чего там разъяснять, покупай программку и проходи в зал - слушай обычную гениальную музыку, наслаждайся!
    И у столиков Стравинского, Прокофьева, Шостаковича - народу тоже не будет, если только - совсем чуть-чуть). Но у столиков "современных авангардистов" (не путать с современными композиторами) выстроятся - просто-таки толпы, миллионы музыкальных фанатов, которые начнут локтями друг друга отпихивать ради того, чтобы только приблизиться к жрецам-оракулам-разъяснителям).
    И только "избранные", прорвавшиеся "с локтями" к "столикам знаний" - будут осчастливлены и получат "исчерпывающиеся разъяснения" - и достигнут цели, и "поймут музыку"!!!)
    А в придачу "избранные-посвещённые" получат самые новейшие словари-цитатники авангардно-музыкальных терминологий и их толкований - для предстоящих битв за "музыкальное понимание"!)))))))))
  • pv· 2010-01-08 08:31:55
    столько слов и всё о себе -- незаценённом гении среди прочих, написавших так много и ушедших так рано, что ныне некому руку подать... хотя... мы ведь с Пушкиным, сочинителем, на дружеской ноге: "Ну что, брат? когда либрету тиснешь? ага... ждём-с"
  • tridi· 2010-01-08 23:54:04
    - А что, брат Пушкин - сколько же г- вна вокруг плавает)
    - Дорогой tridi, в таких случаях я нос затыкаю и иду себе мимо)
    /Из непринуждённой беседы друзей/
  • pbrdn· 2010-01-10 22:34:44
    Боря, у тебя все время получается хождение по малогму, хотя все время хочешь сказать по большому. Из пальца все высасываешь, как всегда, во многом. Сам то всопринял авангард? Личные проблесмы проецируешь на всех. При всем тобою сказанном, твоя музыка - типично питерская со всеми плюсами и минусами. на авангардная? На ду, на фиг.
  • pbrdn· 2010-01-10 22:41:51
    плотская херня...
  • tridi· 2010-01-11 23:32:23
    Те, кто сегодня называют себя "авангардистами" напоминают продавцов, желающих "впарить" потенциальным покупателям свой залежалый товар из позапрошлогодних "коллекций", обставляя продажу "брендовыми манипуляциями" с придыхательными причмокиваниями: "мы (обязательно - от имени "коллектива") - самые лучшие, передовые и новые".
    Но подлинное авангардное направление займётся прокладыванием именно магистрального направления, жизненно важного - выводящего из тупика - для дальнейшего развития культуры, для её сохранения и приумножения.
    Подлинный авангард, скорее, будет похож на ребёнка, который громко прокричит о своём рождении и посмотрит на мир своими незашоренными и влюблёнными глазами )))
  • tridi· 2010-01-19 20:04:24
    Классики марксизма-ленинизма любили слово "авангард"до такой степени, что просто не могли без него обойтись).
    И Борис Филановский - тоже очень неравнодушен к этому слову).
    И даже спрашивает - что мешает русской музыке усвоить авангардный опыт?
    Интересно, какой опыт классиков марксизма-ленинизма ув. БФ хотел бы перенести на русскую музыкальную почву?)
    "Партия - авангард рабочего класса" - что-нибудь в этом духе?)
  • vanila· 2010-03-12 00:09:47
    обреченность на выслушивание у русского народа есть точно)))
  • tridi· 2010-03-20 20:41:54
    "обреченность на выслушивание"?
    А что имеется ввиду? - м.б. обреченность на "широту обобщений"?))
Все новости ›