Оцените материал

Просмотров: 7879

Соколов.doc

Дмитрий Ренанский · 21/04/2009
Поклонники Григория Соколова о себе и о своем кумире

©  Виктор Васильев  ⁄  Интерпресс

Григорий Соколов

Григорий Соколов

Григорий Соколов – одно из питерских чудес, другого такого музыканта в России нет. Да и в Петербурге выдающийся пианист выступает с концертами только раз в год, а в остальное время представляет российскую фортепианную школу за рубежом. Много лет назад он отказал Москве в своем расположении и с тех пор здесь больше не играет. На концерт Соколова в питерской филармонии, проходящий обычно в апреле (в этом году повезло: одну и ту же программу из сонат Бетховена и Шуберта он сыграл дважды – в Большом и Малом залах), слетаются и консерваторские студенты, и многолетние поклонники, часто не имеющие никакого отношения к музыке, а также к городу Санкт-Петербургу. OPENSPACE.RU поговорил с некоторыми из них.

Елена, 30 лет, копирайтер, Москва
Фанатский стаж 3 года


Про Соколова я узнала шесть лет назад, читая один интернет-форум. Его там так нахваливали, что пришлось искать записи. Нашла в «Пурпурном легионе», кажется, сонаты Шуберта. Не понравилось совершенно: все как-то умозрительно, и никакой магии, которую так в интернете расписывали. Послушала — и забыла. Фейк какой-то. Мне в то время вообще никто из пианистов, кроме Плетнева, особо не нравился. А через какое-то время приятель принес диск с сонатами Гайдна. Я одну из них еще в музыкальной школе играла. Как зарядила в плеер, так и не вынимала месяц подряд. Ходила как зачарованная: запись отвратная, с шипами и скрипами, но звучит просто божественно. Так меня этот звук ледяной тогда торкнул! На болванке, конечно, никаких опознавательных знаков. Кто играет, я только потом выяснила. И что это была запись с концерта. И что вообще старые студийные записи Соколова слушать — себя не уважать.

Первый раз в Питер поехала тогда же, в 2006-м. Тогда еще концерт был в пасхальное воскресенье. С поезда в Александро-Невскую лавру пошла, а вечером — на концерт. Счастье абсолютное. Так и повелось. А тут еще и Плетнев прекратил на рояле играть. С тех пор вообще без вариантов: каждую весну — в Питер. С работой проблем нет, концерты обычно на выходные дни попадают. Хотя я бы и на службу забила, если честно. А кого еще, кроме Соколова, сейчас слушать? Он у нас один такой.


Михаил, 43 года, IT-специалист, Москва
Фанатский стаж 12 лет


Так получилось, что два последних концерта Соколова в Москве стали для меня первыми. В 1997 году он играл с оркестром, в 1998-м — соло. Потом я как-то его упустил из виду, примерно до начала 2000-х. В то время как раз в сети начало появляться все больше его пиратских записей. Свой первый бутлег я скачал в 2003 году — концерт в Амстердаме, записанный по интернет-радио. Количество не считал, но где-то по две-три версии на каждую программу наберется. С живым впечатлением запись сравнить трудно, но и поиск свежих бутлегов занимает довольно много времени. Это уже в спорт превратилось: караулить радиотрансляции, выцарапывать файлы с закрытых серверов. С Соколовым самое интересное — сравнивать исполнения одних и тех же вещей в течение сезона. Он одну и ту же программу играет раз по двадцать за сезон. Не распыляется, доводит до совершенства. И ты каждый раз видишь все как на ладони: этот концерт удачный, а здесь рояль — г**но, а тут он под конец года выдохся.


Олеся, 21 год, студентка, Санкт-Петербург
Фанатский стаж 12 лет


То, что принято называть классической музыкой, я до сих пор ненавижу всей душой. У родителей есть диск Караяна: «Адажио» Альбинони и прочие медляки. Все тяжелое, вязкое, телесное. Ну только на похоронах ставить! У меня старшая сестра пианистка, и, когда она начинала, обливаясь потом, молотить своего Листа, я всегда вздрагивала — так жалко было наше маленькое пианино.

На Соколова мы всей семьей ходили, сколько себя помню, что-то вроде ритуала. Меня радовало уже то, что он Листа никогда не играл. И вообще, Соколов сам такой грузный, а к инструменту так нежно прикасается. Как к драгоценности какой-то. Я, когда узнала, что он вегетарианец и из-за этого у него страшные проблемы (он даже кожаную обувь носить не может), еще больше его полюбила. Но, честно говоря, на концерты я все равно ходить не люблю. То мобильник зазвонит, то под ухом кто-то закашляется, бр-р-р… Или вот в последний раз: какая-то женщина после каждого биса громко говорила «спасибо». Ну что это такое? Ты же не будешь в церкви говорить «спасибо».


Иван, 22 года, пианист, Москва
Фанатский стаж 7 лет


Никто из знакомых надо мной не смеется: вот, мол, фанат пошел! Хотя да, я последние пять лет езжу в Петербург на Соколова. И даже примерно понимаю, что со стороны это все может выглядеть довольно странно. Что, в Москве слушать некого? Некого. Хотя я только в прошлом году слушал живьем и Володося, и Амлена, и Поллини, и Бренделя. Они замечательные, а Соколов — последний великий русский пианист. И все это вроде как понимают, но в Петербург никто не рвется. Странно это как-то.

Вот я, скажем, никогда не слышал Рихтера. А еще пара десятилетий — и никто больше не сможет пойти на концерт Соколова. Когда я первый раз его услышал живьем, несколько дней не мог заставить себя сесть позаниматься. То, как у Соколова звучит рояль, — это что-то из области невероятного. Так просто не может быть. Когда слушаешь диски, успокаиваешь себя: ну, может, препарирует он его как-то. Или звукорежиссеры стараются. А потом убеждаешься, что инструмент тот же самый, что и у остальных. И вот это и есть главное чудо.


Другие материалы раздела:
Екатерина Бирюкова. Гоголь в Мариинке, 16.04.2009
Екатерина Бирюкова. Невский – Тарнопольский, 10.04.2009
Екатерина Бирюкова. Вивика Жено в Зале Чайковского, 09.04.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›