Композитор может сообщить нам некий опыт восприятия времени и опыт упорядочивания того хаоса, который на нас сваливается со всех сторон.

Оцените материал

Просмотров: 22677

Сергей Невский: «Я часто сравниваю жизнь сегодняшнего оперного композитора с жизнью композитора XVIII века»

Екатерина Бирюкова · 22/01/2010
Страницы:

©  Иван Кильбер

Сергей Невский: «Я часто сравниваю жизнь сегодняшнего оперного композитора с жизнью композитора XVIII века»
— Марталеровская «Фама», кстати, прошла в Москве почти незамеченной. Собрались только те, кто очень хорошо понимал, на что они идут. А то, что к нам приехала современная опера с продвинутой музыкой Беатра Фуррера, с лучшими исполнителями и очень сложной упаковкой, не поняли даже представители смежной, театральной области. Что должно случиться, чтобы такое искусство стало воспринимаемым, какой качественный сдвиг должен произойти?

— Просто не надо ждать этого сдвига. Надо действовать. Собственно, главный вопрос, который сейчас стоит перед музыкантами и людьми, которые интересуются новой музыкой, новой оперой — должны ли они выстраивать какие-то совершенно альтернативные институции или они должны штурмовать уже существующие?

Мне кажется, нужен промежуточный вариант, потому что выстроить альтернативные институции ни у кого никогда денег не хватит. Скажем, самая дорогая вещь в опере, как ни странно, не певцы, а свет. Требуются совершенно безумные вложения и время на то, чтобы его выстроить. Я это знаю как человек, который только что участвовал в большом проекте — Рурской триеннале. Значительная часть бюджета там была посвящена таким вещам, на которые мы даже не реагируем. Например, на пошив костюмов для репетиции хористов.

— Это зачем?

— Ну, условно говоря, если они в какой-то опере ползают по полу, то они не могут это делать в своей обычной одежде. Это реалии нормальной оперной жизни. Я тоже был удивлен. Подумал: вот куда ушли все деньги.

В Европе есть несколько фестивалей, которые могут себе позволить сделать оперную продукцию с нуля. К ним относится Рурская триеннале, которая целиком посвящена музыкальному театру; ее возглавляет один из серьезнейших авторитетов в музыкальной драме Вилли Деккер. Он знает, на что идет, он знает, сколько что стоит. У них есть постоянные партнеры, которые с ними работают. Это мощнейшая система взаимоотношений. Это фабрика. Это очень сложно.

Но я думаю, что в России надо идти тем же путем, которым сейчас начинает идти Берлинская опера, которым шла Штутгартская опера, которым шла Гамбургская опера, пока был интендантом Инго Метцмахер. Заключается он в том, что у большого оперного театра появляется камерная сцена. На ней есть возможность несколько раз в год представить фестивальным способом современные проекты. Интерес музыкантов есть. Тот же Юровский, тот же Курентзис с большим удовольствием сделают современную оперу. Но эти вещи нельзя строить с нуля, потому что ни у кого нет таких возможностей. Костюмы, освещение, звукорежиссура. Это невозможно сделать без стабильных институций и технической базы, где люди получают зарплату. Потому что если сказать, сколько стоит одна опера, сделанная с нуля (опера Сюмака на «Территории» или вот у меня на триеннале), это безумные совершенно деньги. Которые пошли на создание технической базы, на то, чтобы хористы три недели жили в том месте, где происходит премьера, на строительство сцены и так далее.

Поэтому нужно сотрудничество. Нужно из уже существующей институции вычленить какую-то экспериментальную площадку.

И сейчас другая еще есть вещь. Параллельно с большими оперными институциями возник аппарат музыкантов, которые занимаются только современной музыкой. Вот, например, Neue Vocalsolisten Stuttgart. Они поют и в берлинской Унтер-ден-Линден, и в Парижской опере. Весь год расписан. Есть венский ансамбль Klangforum Wien, который Жерар Мортье, пока он служил интендантом в Париже, каждый год приглашал делать одну оперу. Сейчас, наверное, так же будет приглашать в Мадрид.

То есть это параллельно существующие музыканты, которые делают современную оперу. И такие уже есть в России. Те же Московский ансамбль современной музыки, Musica Aeterna из Новосибирска, ансамбль питерского института «Про Арте». То есть необходим симбиоз институций, музыкантов, композиторов и певцов. И тогда не надо будет ждать, когда изменится общество.

— То есть просто Большой театр должен пригласить к себе Московский ансамбль современной музыки или Musica Aeterna Курентзиса?

— Да. Это не так страшно и не так курьезно, как кажется. Я думаю, что это вполне реально. И там уже будет возможность вписать разные композиторские позиции — и Смелкова, и Тарнопольского, и Курляндского. И тогда уже возникнет диалог этих позиций.

— Есть мнение, что просто нет у нас сегодня композиторов уровня Мусоргского или Шостаковича, и поэтому у нас нет оперы.

— Вообще-то Шостаковичу очень рано дали себя реализовать. Опера «Нос» написана, когда ему было 25 лет. И если вы не будете давать, условно говоря, Сюмаку поставить свою оперу «Станция», то вы никогда ни Сюмака, ни Шостаковича иметь не будете.

Я думаю, на самом деле, чтобы получился Мусоргский и Шостакович, не всегда надо стремиться к большим темам. Вот мы, когда были на этом семинаре оперных драматургов, пришел директор Хельсинской оперы и жаловался, что как дашь композитору заказ, так ему сразу меньше «Медеи» не предлагать.

Не обязательно сразу браться за «Медею». Можно посмотреть на современную драматургию, на современные тексты, которые лежат прямо под ногами. Мне всегда было интересно работать с современными авторами. И если не замахиваться на что-то гигантское, то может возникнуть какой-то очень интересный симбиоз. Не в смысле того, что композитор должен заигрывать с публикой. А в смысле того, что Шкловский называл «прорастанием искусства из низких жанров».

Мне бы безумно хотелось написать комическую оперу. С каким-то актуальным текстом. Это очень редко удается. Вот Шостакович вырос из этого бытового языка, он был тапером, он много работал с театральной музыкой, и он чувствовал театр, как никто другой.

Композитор, который пишет оперу, мне кажется, должен быть практиком. Не может быть, если композитор варится в собственном соку до 40—50 лет, потом получает оперный заказ и из ничего пишет хорошую вещь. Этого не будет. Все композиторы, которые достигли хоть чего-то в оперном языке, были практиками. Они всегда работали в театре. Может, исключение только Циммерман с «Солдатами» и Лахенман с «Девочкой со спичками». Но все остальные много работали в театре, набивали шишки, у них были провалы, возможности что-то исправить.

— Появилось в Европе в последние годы что-то оперное, что, по-твоему, войдет в историю?

— Композиторов, которые пишут оперы, достаточно. Можно назвать Эринга, Фуррера, Ланга. Но я возьму на себя слишком большую ответственность, если скажу, что вот то-то и то-то является шедеврами. Но шедевры возникают из процесса. Они не возникают просто путем желания композитора создать шедевр. Они возникают из того, что есть много опер. И композиторы, которые их пишут, публика, которая их слушает. Возникает постоянное взаимодействие между ними.

Сейчас на фестивале Ultraschall в Берлине — четыре новые оперы. В марте на фестивале Maerzmusik будет новая опера Шарино и новая опера Фуррера. Правда, почти все это будет в концертном исполнении, потому что институции, которые занимаются только новой музыкой, уже немножко обгоняют оперные театры.

— То есть новых опер больше, чем могут вместить оперные театры?

— Да, потому что оперные театры все-таки в основном работают с традиционным репертуаром. Но это нормально. Я считаю, что публика должна иметь возможность регулярно слушать Моцарта.

— Какова обычно жизнь новой оперы? Это одноразовый продукт? Или случается, что она входит в репертуар наравне с операми Моцарта?

— Я часто сравниваю жизнь сегодняшнего оперного композитора с жизнью композитора XVIII века. Тогда так было: поставили оперу в Праге, если имела успех, то поставили в Вене, а если снова умела успех, то поставили в Париже. В наше время иногда это планируется изначально. Поставили — и на 3—4 сезона забыли. Потом опять вспомнили.

— Такое бывает?

— Конечно. Это скорее правило, чем исключение.

— А какая принципиальная разница между композитором XVIII и, скажем, XIX века. Что случилось потом?

— Изменился способ существования музыки. С одной стороны, появился новый заказчик: буржуазия, появилось домашнее музицирование, жанры, которые в XVIII веке были маргинальными: фортепианная пьеса, песня стали бурно развиваться, оказались в центре внимания. С другой стороны, этот класс стал предъявлять к музыке новые требования. Уже Гайдн, когда писал в Лондоне для английской буржуазии (неожиданно ставшей заказчиком его произведений после австрийской аристократии), изменил свой стиль в сторону упрощения, что ли. Квартеты опус 73, которые уже для большого зала написаны, он уже не начинает с пиано. У него все квартеты стали начинаться с акцента, чтобы публика проснулась. И чтобы, как говорил мой учитель Фраенов, было понятно, что пора прекращать есть и хватать соседку за руку или за ногу.

С возникновением более массовой публики, ее интереса к сильным эффектам в XIX веке возник и культ исполнителя и композитора — демиурга. Вагнер был настолько популярен, что он был темой карикатур. И это продолжалось до середины XX века. Еще на Штокхаузена рисовали карикатуры, в бульварных изданиях 60-х — он был таким обобщенным символом современного композитора. В этом качестве он, например, попал на обложку битловского «Сержанта Пеппера».

Потом все расплылось. Настало другое время, о котором можно говорить как об упадке культа композитора. А можно говорить, что на самом деле ситуация сейчас скорее нормализовалась.

Композитор не может быть властителем умов. Он может как-то рефлектировать, чувствовать, быть барометром того, что происходит в обществе. Композитор может сообщить нам некий опыт восприятия времени и опыт упорядочивания того хаоса, который на нас сваливается со всех сторон. Вот это как раз то, чем занимается композитор. И это выглядит для меня вполне достойным, вполне оправдывающим его существование делом.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:50

  • besputa· 2010-01-24 14:08:10
    Ради подобных тем и есть смысл ходить на Openspase
  • trumpetist· 2010-01-24 17:50:53
    наконец-то содержательный материал!
  • tridi· 2010-01-24 21:14:48
    "Композитор не может быть властителем умов" (???)
    -----------------------------------------------------------
    Композитор - именно властитель умов!!!
    И происходит это тогда, когда он (необъяснимо - свыше одарённый) - исполняет своё предназначение, миссию (это не пафос, а констатация фактов).
    В ином случае - это всё "игрушки", "стёб" или "самодеятельность" в худших, т.е. в эгоистических, волюнаристских, проявлениях - Я ТАК ХОЧУ, вместо ТАК НАДО.
    ТВОРЧЕСТВО - ЭТО СЛУЖЕНИЕ, но не себе любимому) и не "партийно-композиторским" пристрастиям. Не ОДАРЁННЫЙ композитор никогда не услышит - в чём его предназначение.
    Но тому, кому дано УСЛЫШАТЬ, проникается ВЕРОЙ, внутренней уверенностью (силой), ЗНАНИЕМ (но не "терминолигий-интерпретаций", а сути, которая есть - ЛЮБОВЬ)

    И ещё, опера - не умерла, та - настоящая), но соглашусь, что дальнейшее её развитие связано с изменениями общественых запросов. И мне они видятся - в просвещении и в нравственном воспитании нового человека - представителя-наследника единой планетарной культурной цивилизации (всех времён и народов).

    Предполагаю, что дальнеейшее развитие оперы будет в самом важном - сопрягаться с образовательной составляющей. А следовательно, в "оперные сферы" будут включаться - дети, которые, с одной стороны, через оперу (наиболее синтетическую-синкретическую форму) могут приобщаться к мировой культуре, а с другой - дадут новый импульс для сущностного (не формального) оперного обновления.
    Новая опера может стать провозвестником фольклора новой формации.
  • n-voice· 2010-01-24 22:26:21
    tridi, я вас ждал.))
    PS
    а оперы с детьми-участниками и для детей, кстати, пишутся в большом количестве.
  • tridi· 2010-01-25 02:53:59
    n-voice, спасибо)

    Для появления новых оперных шедевров необходимо создавать новые условия.

    Оперные театры, как правило, отторгают новые оперные предложения - с каким бы качеством, составом исполнителей и в каком бы стиле они не были написаны). Новые оперы - не рассматриваются и не обсуждаются, либо это делается - формально. Это - правило (исключения маловероятны, но как же без них). Причём, рассмотрение обязательно бывает "непрозрачным" и "безответственным": отклонений-отказов, изложенных в писменной форме - авторы не дождутся)). Да и рассматривать оперы - некому: профессионалов-экспертов просто нет. Отказывать оперным композиторам будут - "завистники" (не реализовавшие себя композиторы и либреттисты), а то и совсем безграмотные люди, непонятно как "осевшие" в оперных театрах. Худ. руководители, как обычно - недосягаемы (слишком занят - им не до новых опер).

    Но если бы официальные представители минкульта (или представители городских комитетов по культуре) попросили бы отчитаться художественных руководителей оперных театров - сколько, например, было подано новых оперных предложений в истекшем году, то окажется, что учёт им - не ведётся ни в одном оперном театре.
    Что ни одного заседания театральной экспертной комиссии с обсуждением нового оперного сочинения и вынесением "вердикта"(с подписями) - не было.

    Удивительно, что при этом, изредка, всё-же "проскакивают" (неким келейным способом) новые оперные проекты, которые доводятся до премьер.

    Моё предложение: обязать (правительственным распоряжением) все государственные оперные театры РФ ставить по 3 оперные новинки отечественных авторов в каждом сезоне (одну - большую оперу, одну камерную, и одну - для детского исполнения).
    Выделить для этого средства.
    Оперные конкурсы проводить - бессмысленно, т.к. нет бесспорных моральных авторитетов в этом жанре.
    Государственные оркестры - также могут участвовать в этом процессе и знакомить публику с новыми операми отечественных и зарубежных авторов - в концертном исполнении.

    А для того, чтобы НОВЫЙ ОПЕРНЫЙ ПРОЕКТ "заработал" - необходимо через сми сделать первый шаг и обратиться С ИНИЦИАТИВОЙ (в форме открытого письма) в Министерство культуры РФ и в городские комитеты культуры от имени ЛЮБИТЕЛЕЙ ОПЕРЫ.

    Интересно будет услышать ответы).
  • n-voice· 2010-01-25 03:39:46
    Я думаю что это разумное предложение.
    Даже если будет одна премьера в год - это уже будет коосальным сдвигом.
  • tridi· 2010-01-25 13:09:50
    Вопрос к Екатерине Бирюковой:
    возможно ли на openspace учредить Общество любителей современной оперы?
    Название общества можно обсудить.
    Вот - хорошее, доброе, полезное общественное дело!
    Способно ли наше музыкальное сообщество сплотиться для его реализации?
  • bf· 2010-01-25 13:19:35
    < Не обязательно сразу браться за «Медею».

    То есть можно сначала и за "Франциска" :)

    Если серьезно – как ты думаешь, "Франциск" это "большая тема"?
  • tridi· 2010-01-25 16:34:28
    Любая тема для оперы может быть "большой" или "мелкой" - в конечном счёте это определяется масштабом художника, как личности.
  • n-voice· 2010-01-25 16:58:20
    to bf
    боря, если считать получасовую вокальную сцену на тексты Корина и Медведева, которую мы с Наташей, Борисом и Якобом сделали в 2003 году в подвалах Staatsoper Unter den Linden, то Франциск - моя четвертая опера. Но если Бог даст, я бы после этого сделал бы что-нибудь веселенькое))

    кстати фраза насчет Медеи - это про Фуррера))
  • kontrakadenz· 2010-01-25 18:51:48
    «Дай мне, пожалуйста, чашку чая» - «Не дам я тебе чашку чая»
    кажется, это почти автоцитата: «это моя ложка» - «ладно, бери...»
    вычурно, говоришь?)))
    а вообще - хорошая тема. давно пора большому себе в подвал (или на чердак) современную оперу пустить. чтобы молодые композиторы писали на либретто молодых поэтов, молодые режиссеры все это ставили. запустить такую оперную лабораторию. и если в потоке вдруг появится что-то стоящее - выпускать на большую сцену. (((молодые - это лет так от 25 до 45, конечно)))
  • n-voice· 2010-01-25 19:37:01
    Со всем согласен, хотя "молодые режиссеры" - это очень выборочно.
    Кроме ("Мити и Васи " - К. С.) там большинству потребуется спецподготовка, чтобы, например, не ставить солиста спиной к дирижеру и. т. п.
    Даже очень маститые режиссеры часто ломаются на опере по техническим причинам - организация репетиций, жесткий тайминг, невозможность репетировать бесконечно, акустическиезадачи и. т. д. Примеров масса. Но, если ты знаешь хороших (кроме вышеперечисленных М. и В.) - то, это, конечно, да.
  • vladimirrannev· 2010-01-25 20:13:10
    сережа, что за феерия эти ямочки на щеках!
  • n-voice· 2010-01-25 20:35:17
    to vladimirrannev
    это от мамы.
  • tridi· 2010-01-26 11:26:25
    to n-voice
    "Но если Бог даст, я бы после этого сделал бы что-нибудь веселенькое))"

    Очень хорошая мысль! Советую не откладывать - завтра же набросайте лёгким и быстрым пером эскизы, а через недельку-другую приглашайте друзей-доброжелателей на предварительный показ, чтобы услышать конструктивные пожелания))) А всё выслушав, сделать по-своему, доведя новую комическую оперу до совершенства.
    Желаю удачи!
    А сюжет - может быть взять что-то из Чехова?

  • tridi· 2010-01-26 14:06:09
    Ещё одна ОПЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА)

    Не пора ли ввести в программу Олимпийских игр
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ?
    Сборные каких стран очутились бы в финале?)))))))))))))))))

    Готов возглавить оперный олимпийский комитет РФ)

    Кстати, это стало бы возрождением традиций Олимпийских игр:
    когда-то перед многочисленной аудиторией давали театральные представления классики античной драмы - Софокл, Пиндар, Еврепид и др. драматурги-композиторы)))
  • n-voice· 2010-01-26 16:42:14
    to tridi
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ?
    уже есть, и назыаются они Musikbiennale München, Ruhrtriennale Salzburger Festspiele, а также Schwetzinger Festspiele
    Там все и соревнуются. Пока ведет сборная Австрии (нападающий Хаас, вратарь Фуррер, и два Ланга, один в нападении, другой в полузащите)
  • n-voice· 2010-01-26 16:47:22
    to tridi

    "Очень хорошая мысль! Советую не откладывать - завтра же набросайте лёгким и быстрым пером эскизы, а через недельку-другую приглашайте друзей-доброжелателей на предварительный показ, чтобы услышать конструктивные пожелания))) А всё выслушав, сделать по-своему, доведя новую комическую оперу до совершенства."

    спасибо, вот серьезную закончу и напишу.
  • gaveston· 2010-01-26 20:00:02
    to tridi

    Пиндар драм не писал... Пиндар писал оды. Кроме того, греческая йота транскрибируется в "и" и поэтому Εὐριπίδης транскрибируется в Еврипид...
  • bf· 2010-01-26 22:08:37
    vladimirrannev
    сережа, что за феерия эти ямочки на щеках!

    n-voice
    это от мамы.

    "Создать прекрасное произведение и стать прекрасным самому – одно и то же" (Мисима)
  • tridi· 2010-01-26 23:31:54
    to n-voice
    Но я же конкретнее: международные ОПЕРНЫЕ соревнования в рамках ОЛИМПИЙСКИХ ИГР)

    to gaveston
    Извиняюсь за неточность, небрежность и опечатку)

  • n-voice· 2010-01-27 01:55:20
    типа, кто дальше метнет клавир оперы "Садко"?).
    Спасибо, кто у нас там глава Олимпийского комитета? Тарпищев?
    Надо меморандум составить.
  • tridi· 2010-01-27 12:14:12
    Ещё одна инициатива для оперного обновления.

    В государственных оперных театрах:
    а) создание молодёжных оперных студий (студия- I,студия - II,) (наподобие уже "исторических" студий МХТ) - для оперных постановок современных отечественных (зарубежных) авторов
    б) создание детских оперных школ:
    цель - обучение детей в процессе создания детских оперных постановок.
    В будущем, такие школы - создадут детский оперный репертуар (в том числе, для оперных постановок в муз. школах), популяризируют оперный жанр, подготовят новую публику, проявят: будущих оперных музыкантов (солисты, хор, оркестр), режиссёров, кинорежиссёров, художников, костюмеров, мастеров театрального света, продюсеров, критиков и пр.
    в) создание просветительского отдела:
    для проведения (всевозможных по форме) лекций, мастер-классов и, в конечном счёте, для привлечения публики

  • n-voice· 2010-01-27 21:46:08
    В европе много похожтх моделей. Думаю, что так и нужно) Спасибо.
  • tridi· 2010-01-28 13:47:04
    to n-voice
    Я даже за Вас хотел в прошлой своей новелле написать "Ваш коротенький ответ", но подумал - а вдруг человек непредсказуем?)))
    Но этого не случилось)

    Вы постоянно пишете, что в Европе есть уже и то и сё)
    Но вчитайтесь, пожалуйста, повнимательнее - главное, что я пытался донести - это создать НОРМАЛЬНЫЕ условия для ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЕРНЫХ ШЕДЕВРОВ.
    А где в Европе Вы видите новые оперные шедевры?
    Там только эксперименты, которые таковыми и останутся.
    При каких европейских оперных театрах существуют МОЛОДЁЖНЫЕ ОПЕРНЫЕ ЛАБАРАТОРИИ и ДЕТСКИЕ ОПЕРНЫЕ ШКОЛЫ, главной задачей которых является СОЗДАНИЕ НОВЫХ РЕПЕРТУАРНЫХ ОПЕР???
    В Европе пока до этого не додумались!!!))))))))))))
    Там занимаются только молкотравчатым околооперным бизнесом: как завлечь публику абонементами и "срубить бабло")))
    Но если бы поставить цель: СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОПЕРНЫХ ШЕДЕВРОВ - тогда бы в самих оперных театрах - обязательно загудел бы "оперный улей").

    И тогда - всё бы получилось!!! Единственным препятствием остался бы лишь только т.н. "авнгардизм" - вчерашний день, архаика (или - "заумь") - от которого необходимо отказываться - он не нужен:
    ни детям (у них от "авнгардизма" могут возникнуть множество хронических или даже неизлечимых болезней),
    ни вокалистам-профи и другим музыкантам (зачем им отказываться от языка чувств и страстей, от консанансов, от бельканто, от духовно-возвышенного,искреннего, простого, от бесконечного многоцветья тяготений-разрешений, от буйства и разнообразия ритмов - и ради чего? ради экстрима диапазонов и прибамбасов, ради разговорных завываний, ради интонационного хаоса, ради интеллектуального"стёба", ради уничтожения музыкальных национальных школ и традиций?).
    Не нужен т.н."авангард" и публике, которую "авангардисты" насильно тянут в "авангардисткий рай").
    Пора совершать мировую революцию для свержения "авангардизма" - цепей для творческого пролетариата)))))))))))))
  • tridi· 2010-01-28 13:52:30
    Извиняюсь за опечатку в слове консонанс)
  • n-voice· 2010-01-28 16:58:04
    Пора совершать мировую революцию для свержения "авангардизма" - цепей для творческого пролетариата))))))))))))

    Вы бы это Рихарду Штрауссу с Дебюсси сто лет назад сказали, а теперь это немного поздно.

    Оперные шедевры последних 15 лет называются следующим образом:

    UnsichtbarLand (Helmut Oehring)
    Das Mädchen mit den Schwefelhölzern (Helmut Lachenmannn)
    Die Perser (Klaus Lang)
    Schwarze Erde (Klaus Huber)
    Fama (Beat Furrer)
    Lohengrin (Salvatore Sciarrino)

    (последняя кстати сплошь из развесистого и цветущего бельканто состоит)
    ну и еще парочка.
    С молодежью работает например Berliner Staatsoper, там даже сдеали упоеру где дети моодые исполнители хипхопа соавторами были. Берлинский Фиармонический оркестр, Руртриеннале и многие другие заслуженные институции.
  • kontrakadenz· 2010-01-28 18:10:34
    tridi прекрасен)
    предупредите только, когда свергать придете - я чайку вскипячу.
  • tridi· 2010-01-28 22:00:12
    n-voice, зря Вы так про Р.Штрауса и К.Дебюсси - эти гении шли в правильном направлении, маятник тогда качнулся влево).
    Но гармоничная приемственность (сопоставление, а не противопоставление)
    с гуманитарными традициями предшественников - оставались нерушимы.
    Высоконравственные принципы не игнорировались, к ним стремились.

    Но после затянувшегося "радикально-авангардистского" абсурдизма, после его нравственного беспредела, отрицания всего и вся ("старый мир разрушим до основанья, а затем..."), после "иерархического выстраивания" истории культуры в духе истмата (феодализм прогрессивнее рабовладельчества, капитализм прогрессивнее феодализма, коммунизм прогрессивнее капитализма), т.е.после - идеологии прогресса, при которой - Моцарт становился лучше-прогрессивнее Баха, а Вагнер - лучше Моцарта, а Дебюсси - лучше Вагнера, а Р. Штраус - лучше Дебюсси и т.д. Тогда, если продолжить эту логику - любой самый "свеженький" авангардист - гораздо прогрессивнее всех предыдущих гениев вместе взятых)))

    Но "маятник истории" - всё же пошёл в ином направлении, в направлении - синтеза, сметая на своём пути все надуманные доктрины)

    И Вы эти "новые тенденции" - проиллюстрировали)
    Боюсь, что из всего, что Вами перечислено - ничто не является подлинными оперными шедеврами).
    Вряд ли европейские любители оперы выстроились в очередь, чтобы услышать новинки вновь и вновь).
    И вряд ли европейские оперные театры очень захотели этими оперными новинками пополнить свой репертуар).
    Но с подлинными оперными шедеврами - так и происходило!
  • tridi· 2010-01-28 22:08:01
    to kontrakadenz
    Спасибо!)
    А чай - это подкуп?)))
  • n-voice· 2010-01-28 23:07:13
    Боюсь, что из всего, что Вами перечислено - ничто не является подлинными оперными шедеврами)
    И вряд ли европейские оперные театры очень захотели этими оперными новинками пополнить свой репертуар).

    Захотели, почему же. Та же "Девочка со спичками" шла в Гамбурге, Штутгарте Эдинбурге , париже и Токио. Может, чего забыл.

    Я вам советую немножко музыку послушать и меньше делать идеологических заявлений. А то получается, что у вас эстетические претензии к опере как у новых русских: снаружи надо чтобы был портик с колонами, а внутри - джаккузи и плазменная панель. Так вы еще долго будете шедевров ждать.

    Короче, предлагаю начать музыку слушать.))

  • tridi· 2010-01-28 23:30:59
    "Девочка со спичками", кажется написана в 1977 году)
  • n-voice· 2010-01-28 23:36:28
    Закончена в 1995-м премьера февраль 19976 Гамбург, Метцмахер)
    Вот другой пример.
    "Arbeit Nahrung Wohnung" Энно Поппе позапрошлого года выпуска. Мюнхен, Берлин, Мадрид, Вена. Всюду полные залы.
    кстати, как я уже писал, в большинстве случаев эти копродукции планируются изначально.
  • tridi· 2010-01-28 23:41:47
    И всё же - не убедили), извините)))
  • tridi· 2010-01-28 23:46:41
    И нет того, что я предлагаю)
    Правда, и в РФ нет)
    Но обязательно будет), но не обязательно, что в РФ)
  • n-voice· 2010-01-28 23:58:07
    tridi,
    2x2=4
    но Вашу точку зрения мы тоже учтем.
  • tridi· 2010-01-29 00:01:18
    В природе нет единицы равной единице)))
  • tridi· 2010-01-29 00:07:42
    Кстати, не находите, что здесь исключительно только Ваши и мои точки зрения?)))))))))))))
  • n-voice· 2010-01-29 00:33:27
    tridi,
    я сюда хожу в перерывах между писанием нот.
    Это как сигарета, вредная привычка.
    А вот Вы чем нибудь еще занимаетесь?))
  • tridi· 2010-01-29 10:44:24
    to n-voice
    Занимаюсь, в т.ч. писанием нот), без в/п), сюда захожу, чтобы "разбавить" мнения "единственно правильные" ), ну ещё помочь-поддержать тех, кто искренен и конструктивен)
    А Вы пишете ноты от руки?)
  • tridi· 2010-01-29 11:09:12
    (мысли вслух - в перерыве между разрешением текущих проблем) мне кажется, что советовать (одёргивать) или менторствовать - всегда хуже, чем находить для оппонента убедительные аргументы)
  • n-voice· 2010-01-29 14:04:30
    to tridi
    ноты пишу от руки.
    Аргументы, вроде бы, приводил.
  • tridi· 2010-01-29 16:00:13
    to n-voice
    Думаю, что в этой оперной теме читателям будет интересно узнать о новых европейских достижениях в области создания новых оперных шедевров, предназначенных для детского исполнения.

    Вы написали:
    "а оперы с детьми-участниками и для детей, кстати, пишутся в большом количестве"

    Перечислите, пожалуйста, названия новых опер, их авторов,
    а также европейские оперные театры, где прошли премьеры.

    Кто сегодня в Европе пишет оперы, сопоставимые по качеству детским операм Б.Бриттена?

    P.S.
    Оперы для детей - думаю, тема менее интересная.
    Подобных опер создаётся - "море" как в РФ так и за рубежом.
    Как правило, художественные достоинства их - оставляют желать много лучшего))).
    Да и в чём принципиальное различие подобных опер с традиционными операми на сказочные сюжеты? - Лишь в том, что сегодня взрослые дяди и тёти "скачут" по сцене - зайками и козликами и поют ерунду?))))))))))
  • tridi· 2010-01-29 16:09:50
    Жаль, что С.С. Прокофьев не писал опер для детского исполнения - вот у кого точно получились бы оперные шедевры!

    А вот если бы составить "золотой оперный репертуар" для детского исполнения - что вошло бы в ЛУЧШУЮ ДЕСЯТКУ?
  • bf· 2010-01-29 16:44:17
    По-моему, tridi – это Лев Конов. Есть такой московский оперный композитор для детей. Он одно время на форумклассике активно высказывался, было очень похоже на комментарии tridi.
  • n-voice· 2010-01-29 18:01:03
    to bf
    кто бы этот tridi ни был, угодить ему трудно)).

    На всякий случай все-таки привожу -специально для tridi - статистику по детским операм на сайте
    Wiener Staatsoper
    http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node2/home/kinder/194.php
    как видите довольно приличный репертуар.
    Из признанных композиторов сейчас две (!)
    детские оперы пишет Хельмут Эринг.
    "Штрувельпетер" и "Львиное сердце" по Астрид Линдгрен.

    Наверное, сейчас опять напишут что там безнравственные диссонансы, и что до Бриттена далеко, но я тут как бы немного бессилен))
  • tridi· 2010-01-30 13:37:42
    Прямо какое-то расследование-репортаж у bf ).
    А кто такой Лев Конов? Современный классик? Непризнанный гений? Или чей-то родственник?))

    to n-voice
    угождать мне - дело пустое))
    Спасибо за ссылку!
    Эту ветку я рассматриваю, как разговор о современных проблемах в опере.
    Пока здесь - только мы с Вами высказываемся)))
    Вот если бы ещё ув. bf помог)), но он осваивает профессию всеми любимого Шерлока, скрипача-любителя))

    А кстати, если бы написать оперу по Шерлоку Холмсу - точно получился бы оперный шедевр: возможно, родился бы новый жанр - "авангардистическая комическая опера" или "синтетическая-авангардистическая опера" - коллективный жанр-манифест всех соратников современного т.себя н."авангарда")

    У меня даже теплится надежда, что ув. bf плюнет на детективное расследование и напишет гениальную оперу "Пляшущие человечки" - великолепный сюжет с прекрасными музыкально-сценическими эффектами. Кстати, никакой музыкой этот сюжет не испортить - будет гарантированный успех!)))
    ---
    Опера - подобна "современному вооружению" - её сущностное обновление может привести в движение всю общечеловеческую инфраструктуру)))
    /Из неудачных афоризмов tridi/

    Возможно ли, с учётом новейших методик в современной оперной классификации - нынешнее оперное оружие отнести к 5-му поколению?))
    Какие будут мнения?))
  • tridi· 2010-01-30 13:58:58
    to n-voice
    По Вашей ссылке прошёл, но детей на рекламных фото не увидел))
    Кажется, о взрослых оперных "зайчиках и козликах" - я Вам писал и специально уточнял, что этого "добра" - везде хватает, Европа здесь, скорее пошла за СССР) - но "дым от сигареты" помешал Вам прочесть мои уточнения))
    Не отвлекайтесь, пишите ноты))
  • n-voice· 2010-01-31 03:31:23
    ну вот вам с детьми
    http://www.radiomultikulti.com/aktuelles/thementage/mozart_trifft_auf.html
  • tridi· 2010-01-31 16:20:49
    to n-voice, спасибо)
    А где Вы там увидели детей?)))

    И это всё?
    А Вы написали:
    "а оперы с детьми-участниками...кстати, пишутся в большом количестве"

    Но снова - великий Моцарт?)), а где оперные эксклюзивы, что "пишутся в большом количестве")))

Все новости ›