Оцените материал

Просмотров: 21848

Парижско-новосибирский «Макбет»

Борис Игнатов, Ольга Манулкина · 10/12/2008
Страницы:

©  ИТАР-ТАСС

 Новосибирский государственный академический театр оперы и балета

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета

Дмитрий Черняков, режиссер

— Как вам пришелся «Макбет»? Насколько я понимаю, это не ваш выбор и даже не вполне выбор Мортье для вас. «В точку», совсем мимо, ни то ни другое?

— Ставить «Макбета» я никогда не планировал; не думал, что придется. Есть оперы Верди, которые для меня более желанны, больше мне подходят, более совершенны. По сравнению с ними «Макбет» — вещь грубоватая. С первоисточником соотносится мало. Если вынуть музыку, текст Пиаве невыносимо груб — синопсис, дайджест шекспировской пьесы.

Но все равно там есть какая-то сила, то, что убеждает. Это опера не изысканная, но мощно заряженная внутренне. Для бельканто того времени, для молодого Верди там есть вещи очень креативные, возникающие рядом с какими-нибудь кондовыми ариями, — неожиданные тембры, например. Появление призрака или дуэт Макбета и леди Макбет — скороговоркой и шепотом.

Мортье предложил «Макбета» два года назад, когда приехал в Москву и увидел «Онегина» — смотрел его два раза. Мы встретились в кафе. Еще накануне он сказал: «Я уже понял, какую оперу вы должны поставить». Я гадал, гадал, пришел — и услышал: «Макбет».

Я даже как-то скуксился, не смог «держать лицо». Начал предлагать что-то другое. Но Мортье обсуждал эти мои предложения только в качестве дополнения к «Макбету». И только позже, когда спектакль уже оформился, стал реальностью, я задал вопрос: почему «Макбет»? Ведь Мортье декларировал, что работа интенданта заключается и в том, чтобы правильно соединять постановщика с произведением.

Он даже смутился. Улыбнулся и объяснил, что сезон был уже сверстан — это был его последний сезон в Парижской опере, и в нем — три оперы без постановщиков. И когда он мне назвал эти три оперы, я согласился, что «Макбет» все же мне подходит больше двух других — «Проданной невесты» Сметаны и «Лисички-плутовки» Яначека.

«Макбет» — сложная история, которая кажется простой. На нее нужно бросить все силы. Думать. Решать, как быть, например, с призраками, с ведьмами, танцующими треть оперы. Я долго откладывал решение, приезжал без проекта, не знал, что с этим произведением делать. Мортье меня выслушивал, давал еще время. Сказал: «Мне нужно, чтобы вы сделали не просто макет, а проект, которым бы вы были довольны». Внутренне я уже придумал то, чем доволен. Но до премьеры, пока это не реализовано, я все равно поостерегся бы об этом говорить.

— Как вам там со злодеями?

— Я пытаюсь так спланировать спектакль, чтобы никого не судить. Это не про прирожденного злодея, который идет к преступлению. Это злодейство, которое требует подробного разбора, выяснения обстоятельств: почему так, почему он так несчастен. Почему мы сострадаем не убитому Дункану, а убийце. Иначе не стоит и рассказывать эту историю, которая как бы биологически неприемлема.

«Макбет» считается пьесой заколдованной. В Англии ее называют «эта пьеса», театральное поверье гласит, что она приносит несчастье. Но это про пьесу Шекспира, а не про оперу Верди (в опере такие суеверия связаны с «Силой судьбы»). Правда, в Новосибирске «Макбет» ставится непросто, я часто болею: думаю, может быть, я все-таки влип?

— После парижских гастролей «Онегина» вы что-нибудь узнали о Парижской опере и публике, что учитываете теперь в работе?

— Нет. Чтобы узнать, мне нужно полностью пройти там репетиционный период. Кроме того, «Бастилия» (там будет «Макбет». — OS) в отличие от старого «Гарнье» (там был «Онегин». — OS), где многих узнаешь в лицо, — это театр огромный, он как завод. С этажа на этаж — эскалаторы, как в метро. Я там пока путаюсь — где какая сторона, какая улица.

Последние материалы раздела:
Маргарет Фолтлесс о правильной и неправильной музыке?, 04.12.2008
Борис Игнатов. «Макбет» Мартина Кушея?, 27.11.2008
Борис Филановский. Запись «Дидоны и Энея» в исполнении Курентзиса, 27.11.2008
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • prostipoma· 2008-12-11 22:26:31
    Пора раздел "Митя"открывать, чего стесняться?
    О.Манулкина на этом празднике мужества определенно лишняя.
  • Sladcopevcev· 2008-12-21 18:24:10
    Д.Черняков - это наши стыд и позорище!
  • Gunno· 2009-01-09 14:52:50
    Сладкопевцеву:

    тогда вам есть чем гордиться, если о "нашем стыде и позорище" интендант Парижской оперы говорит такие слова.
    трудно представить, что он будет делать, если спросить про "ум, честь и совесть".
Все новости ›