Оцените материал

Просмотров: 16708

РНО Михаила Плетнева на грани катастрофы?

Екатерина Бирюкова · 20/10/2008
Финансовые проблемы могут привести к развалу одного из лучших российских оркестров

Имена:  Михаил Плетнев

©  Предоставлено пресс службой Российского Национального Оркестра

РНО Михаила Плетнева на грани катастрофы?
Прошел концерт Российского национального оркестра под управлением его главного приглашенного дирижера Владимира Юровского с монопрограммой из музыки Стравинского — серьезный проект одного из самых уважаемых российских оркестров. Вроде бы надо писать рецензию. Но ситуация разворачивается таким образом, что уже не до рецензий. Потому что одного из самых уважаемых российских оркестров, известного как плетневский, может скоро вообще не стать.

По крайней мере, слухи, расползающиеся во все стороны с начала сезона, такой финал не отрицают. Как и обидчивые отговорки нынешнего директора оркестра Олега Полтевского (исполнительного директора Фонда Михаила Плетнева), недавно опубликованные в газете «Культура».

За 18 лет своего существования частный оркестр, рождением своим обязанный исключительно прекрасной прихоти Михаила Плетнева, превратился в нечто, что не стыдно назвать национальным достоянием. Между прочим, для постсоветского периода нашей культуры — почти уникальное явление.

Было за это время много интересных программ, волжские туры, премия «Грэмми», записи на престижной Deutsche Grammophon, фантастически быстро росшее западное реноме оркестра и удивительное превращение Плетнева из пианиста в дирижера.

Были и скандалы. Самый громкий — когда пять лет назад значительную часть коллектива переманил в свой НФОР Владимир Спиваков. Но РНО набрал молодежи и постепенно стал краше прежнего. Менее громкий скандал два года назад был связан с изгнанием прежнего директора Сергея Маркова, выходца из дипломатических кругов. Его риторическим способностям и знанию иностранных языков оркестр немало был обязан своим международным процветанием.

Сменивший его Олег Полтевский, далеко не всегда появляющийся на концертах собственного коллектива, ничем подобным не отличается. За минувшие с его назначения два года все в РНО сильно изменилось, просто пока еще за привычными аплодисментами этого не очень видно. Однако западные менеджеры пятятся. Гастролей мало. Впервые за много лет оркестр сейчас просто так сидит в Москве. Летом, вместо традиционных европейских фестивалей, у него было два с половиной месяца отдыха. Хорошо, конечно, но тревожно.

Вместо пластинок на Deutsche Grammophon — ночные записи-халтуры по 20 долларов в час. Камерные ансамбли, которыми начало тут было увлекаться молодое «постспиваковское» поколение, больше не нужны. «Оркестрион» в Черемушках, из которого уже вроде сделали концертный зал, опять превратился в исключительно репетиционное помещение.

Спонсорский отдел, которым славился этот первый в нашей стране частный оркестр, много лет просуществовавший без помощи государства, сильно сокращен. Сами спонсоры куда-то подевались. Вдруг оказалось, что знаменитому, хорошо раскрученному международному бренду РНО, за которым стоит нешуточное имя Плетнева, рассчитывать можно только на правительственный грант, который официально назначен с января 2006 года (правда, за первые полгода деньги до оркестрантов так и не дошли). Его не хватает. По зарплатам оркестр, который принято считать самым элитным в городе, сейчас стоит на невысоком пятом месте.

Но дело даже не в деньгах, потому что Плетнева-то ими никто мерить не будет. Деньги деньгами, а Плетнев — он такой один, и ничего подобного ни в одном другом оркестре Москвы нет. Дело в страхе, панике и предгрозовой ситуации, в которые погружен РНО. Это нельзя не заметить. Это, кажется, даже в игре чувствуется.

Причина — мелкие неприятности сейчас, когда начали как-то очень несолидно и неуважительно экономить на всем (от взятия заграницей напрокат виолончелей, чтобы не покупать им при перелетах лишний авиабилет, до вычитания денег у заболевших корью на японских гастролях оркестрантов), и грозные слухи о будущем.

Уже в январе, если не случится финансового или какого другого чуда, может заработать придуманный Полтевским план «фестивального оркестра». Официально он не объявлен, но про него слышно даже за пределами РНО. Основной его смысл таков: из 100 оркестрантов надо оставить на зарплате 70 (это просто: трудовые отношения в оркестре толком не оформлены и держатся на честном слове), а недостающую треть добирать каждый раз по случаю.

Для симфонического оркестра, где важнее всего предельная сыгранность, этот план так же разрушителен, как, скажем, для футбольной команды. Ни о какой заботе о качестве и долгосрочных творческих перспективах говорить уже не приходится. Худрук Плетнев пока соблюдает в этой кризисной ситуации с оркестровым менеджментом царскую дистанцию. Вспоминается развал Госоркестра светлановской эпохи, который никто не смог остановить. И сложно отогнать от себя мысль, что, пока суть да дело, на одном из самых уважаемых российских оркестров просто зарабатывают бабло, причем грубо и по-быстрому.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:133

  • prostipoma· 2008-10-21 11:02:25
    Уж здесь-то можно вещи своими именами назвать. На этих проектах долго и счастливо отмывали деньги -просто на НФОР это продолжают делать, ибо фирма "ЮМ Лужуков" не потонет никогда, а товарищи, державшие РНО, видно от кризиса сильно пострадали. Потом убийц старого РНО (который действительно был хорошим оркестром) и Госоркестра все знают по именам, чего молчать?Под Светланова денег не было, под Франкенштейна нашлись - слава самому прогрессивному министру Швыдкому, можно подумать ГАСО хоть копейку гастрольным трудом заработал.
    Зачем тиражировать байки про менеждерский талант Маркова, игра на детских утренниках в Европе - гастрольный успех? Был обычный гастрольный чес с полтинником суточных вместо гонорара. В Зальцбургах РНО замечен не был.
    Очень изящно про трудовые отношения - называется серые схемы, под которые директора и дирижеры, обустраивают себе счастливую старость.
    Самое ужасное, что эти сидящие на грантах и серых зарплатах коллективы - музыкальный пшик, про исчезновение которого забудут через неделю. Бо никаких других задач - ни у дирижеров, ни у оркестрантов, ни у директоров, кроме как денежных - нет.
  • Mors· 2008-10-21 14:44:37
    На минуточку, больше 50 дисков на Дойче Граммофон и Пентатон, Самые известные залы и дирижеры, ой, намыли все денег. А оркестр - так себе, накто и не вспомнит? Не надо грязи!
  • poltev· 2008-10-22 02:45:47
    Меня очень тронуло внимание автора статьи к судьбе Российского национального оркестра, который он считает "национальным достоянием".
    Жалко только, что статья основана на слухах и неподтвержденных сплетнях. Желательно в дальнейшем обращаться за информацией к официальным источникам (например к руководству оркестра, как это сделал корреспондент уважаемого издания газеты "Культура" или к пресс-службе оркестра..).

    Автор пишет: "..новый директор не всегда появляется на концертах коллектива".

    Иногда действительно не получается попасть на концерт, но считаю что важно найти время для обеспечения проектов РНО всем необходимым для их реализации (например средства на приглашение дирижеров и дорогих солистов, как например для Рождественской оратории, которая пройдет 4 декабря в БЗК). Кстати очень лестно, что автор внимательно следит за посещаемостью концертов директором оркестра (может это любовь?!).

    Автор пишет: "западные менеджеры пятятся".
    Это не правда. Все презенторы с удовольствием продолжают приглашать РНО, более того, к традиционным гастролям в Европе и Амирике добавились регулярные турне в Азию. Гастроли спланированы до 2011 года. В 2010 году оркестр примет участие в Эдинбургском фестивале.

    Автор пишет:"Летом, вместо традиционных европейских фестивалей, у него (Оркестра), было 2,5 месяца отдыха." Действительно по просьбе музыкантов оркестра, за долгие годы, был предоставлен месячный отдых (что практикуется во всех оркестрах). После этого работа возобновилась и прошедшим летом РНО принял участие в пяти!!! престижнейших фестивалях в Европе (Фестивали: Бад Киссенген, Рейнгау, Шлесвиг Гольштейн,Мерано и Фестиваль Менухина в Гштадте). Все фестивали освещались широко в СМИ. В прошлые сезоны такого количества фестивалей у РНО не было.

    Автор пишет: "Вместо пластинок на Дойче Граммафон ночные халтуры.." С 2006 года Дойче Граммафоном было выпущено 8 дисков РНО и 4 диска Пентатоном!! Обычно Дойче Граммафон выпускал 1-2 диска в год, а последние годы и того меньше. В следующем году запланировано 8 записей РНО для различных звукозаписывающих лейблов!!! Халтуры, о которых упоминает автор, проходят не в рамках деятельности РНО, и в них музыканты принимают участие или нет по своей воле, на тех условиях, какие их устраивают (кстати 20 долларов в час, очень даже не плохая добавка к зарплате и другим выплатам учитывая количество смен и часов).

    Автор пишет: "..спонсорский отдел сокращен..сами спонсоры куда-то подевались..". Чушь полная! Спонсоры, которые у РНО были все остались, более того их стало больше, а спонсорские средства которые РНО стал привлекать на российской территории в разы больше тех, что собирались до прихода новой администрации оркестра. Ключевые сотрудники спонсорского отдела продолжают работу на благо РНО, а бывший руководитель спонсорского отдела в настоящий момент занимает должность заместителя директора.

    Автор пишет: "..вдруг оказалось..что РНО можно рассчитывать только на правительственный грант..".
    Действительно это так. Вдруг - это тот момент, когда государство решило что оркестрам Федосеева и Горенштейна нужно выделить средств в два раза больше чем РНО. С этого момента равновесие на рынке оркестров (в плане примерно одинаковых зарплат, а на самом деле в РНО были до этого самые высокие зарплаты) было нарушено не в пользу РНО. Подробно об этом давалась официальная информация в газете «Культура».

    Автор пишет: "..за первые полгода деньги (грант)до оркестрантов так и не дошли". Это вранье. Как только деньги поступили на счет оркестра (это произошло в июле из-за задержки минкультом), их сразу начали перечислять музыкантам оркестра. К концу года все деньги были выплачены музыкантам. Отчет по использованию средств по утвержденной минкультом форме был сдан, претензий со стороны грантодателя нет. Суммы, которую РНО получает в виде правительственного гранта, хватает оркестру только на покрытие 7 месяцев ФОТ музыкантов (вот и вся грантовая арифметика).

    Автор пишет: ".начали не солидно, неуважительно экономить на всем..от взятия заграницей на прокат виолончелей, до вычитания денег у заболевших корью..на гастролях оркестрантов..".

    Прокат габаритных музыкальных инструментов на гастролях в целях экономии средств обычная мировая практика. Кроме того, те инструменты, которые мы иногда берем на прокат(когда в туре всего 2-3 концерта и везти на гастроли грузовик с инструментами нерентабельно)бывают гораздо лучше наших собственных инструментов (заграница!). Спросите например нашего заместителя концертмейстера виолончелей А.Горюнова, как он после репетиции остался еще на час на сцене поиграть на великолепном прокатном инструменте..
    На счет удержания денег с больных корью..поинтересуйтесь у больных все и все ли они получили в итоге...или они решили обмануть Вас?!..

    Автор пишет: ".на оркестре зарабатывают бабло, причем грубо и по-быстрому".

    Прошу автора извиниться за клевету, а то можно и в суд подать...

    На последок: надеюсь, что беспокойство автора (Екатерины Бирюковой) о судьбе РНО разделит наше государство, от которого сейчас многое зависит.

    С уважением,
    Исполнительный директор РНО
    О.В.Полтевский
Читать все комментарии ›
Все новости ›