С оперой Мусоргского – нет у него покоя.

Оцените материал

Просмотров: 14865

Что слушать в мае

Екатерина Бирюкова · 27/04/2012
«Борис Годунов» в алтаре, Батагов за роялем, «Иоланта» для детей, «Волшебная флейта» для пролетариата

Имена:  Антон Батагов · Валерий Гергиев · Зубин Мета · Петр Айду

Валерий Гергиев

©  www.musicaglotz.com

Феруччо Фурланетто в роли Дон Кихота

Феруччо Фурланетто в роли Дон Кихота

Пасхальный фестиваль, наряду со своими географическими рекордами, предлагает в оставшейся майской части несколько московских событий представительского класса. Во-первых, это прокофьевский концерт в день рождения Гергиева (2 мая, БЗК), который завершает монографическую тему нынешнего фестиваля. Программа праздничная, то есть — хорошо известная оркестру и, надо надеяться, большей части слушателей: Седьмая симфония, Третий концерт с Денисом Мацуевым за роялем и сюита из «Трех апельсинов». Несмотря на напряженный разъездной пасхальный график оркестра, есть основания рассчитывать на блестящий результат.

Две другие фестивальные программы, от которых не отмахнешься, уже совсем не имеют никакого отношения к пасхальной тематике, зато демонстрируют международный оперный авторитет худрука. Приезжают две звезды, и под них заточены оба оперно-концертных проекта. Харизматичный итальянский бас Феруччо Фурланетто исполнит шаляпинскую роль Дон Кихота в одноименной опере Массне (3 мая, БЗК). А одна из главных вагнеровских певиц наших дней, шведка Нина Штемме будет Валькирией (8 мая, БЗК).

Пасхальный фестиваль программно завершается 9 мая Седьмой симфонией Шостаковича, а уже 25 мая в Петербурге стартует следующий гергиевский марафон — «Звезды белых ночей». Около ста концертов и спектаклей за восемь недель, несколько десятков приглашенных солистов, три премьеры, первая из которых как раз фестиваль и открывает — это опера «Борис Годунов». Гергиев, как известно, имеет склонность не только захватывать все новые и новые репертуарные территории, но и по многу раз возвращаться к самым очевидным названиям. С оперой Мусоргского — нет у него покоя. Мариинка за новейшую историю пережила уже несколько постановок с последующими их переделками, но совершенство не достигнуто. Теперь его ждут от работы уважаемого британского режиссера Грэма Вика, где, по слухам, фигурируют и алтарь православной церкви, и стриптиз-бар с шестом. Центральная партия, входящая в перечень самых почетных в мировом басовом репертуаре, доверена мариинскому супермену Евгению Никитину.


«Дягилевский фестиваль» в Перми

©  Антон Завьялов / operatheatre.perm.ru

Репетиция хореографа Николо Фонте

Репетиция хореографа Николо Фонте

Если в 90-е у особо неленивых москвичей появилась мода за настоящей музыкой ездить к Гергиеву в Питер, то сейчас впору говорить о новом, пермском направлении. Город Дягилева давно имеет отличный именной фестиваль. Но в этом году он фактически станет первым фестивалем Теодора Курентзиса и, в соответствии с проводимой им в Перми «политикой большого культурного взрыва», радикализуется до чрезвычайности.

Программа плотная, есть и дневные мероприятия, и ночные, с фирменной курентзисовской атрибутикой — свечами и подушками. Но такие понятные простому меломану или балетоману слова, как «Концерт Брамса» и «Бахчисарайский фонтан», из мейнстрима здесь вытеснены на аутсайдерскую обочину. А главное место в программе занимают совсем другие вещи, автоматически зачисляющие их слушателей и зрителей в разряд продвинутых.

Поскольку Пермь всегда была славна балетом, а сам Курентзис относится к этому искусству очень дружелюбно, то на совмещение старинного имперского жанра с инновационностью потрачено немало сил. Результаты такие: фестиваль открывается 18 мая «Петрушкой» Стравинского в хореографии Николо Фонте (перенос его только что сделанной нью-йоркской работы). 23 мая — что-то вроде многообещающего анонса грядущих свершений: пока в концертной версии исполняют «Свадебку» Стравинского и специально написанное для того же лихого состава (4 рояля, ударные, хор, солисты) сочинение Владимира Николаева «Геревень». Уже через месяц «Свадебку» в Перми ставит не кто иной, как бог современной хореографии Иржи Килиан, а парную вещицу — Раду Поклитару, через год. 24 мая показывают прокофьевского «Шута» в постановке Алексея Мирошниченко. Во всех случаях за пультом Курентзис — то есть, точно не соскучишься.

Можно сказать, балетная составляющая на фестивале будет поувесистей оперной, которая, впрочем, тоже не отстает по части революционности. Medea Material (21 мая) — российская премьера оперы французского композитора Паскаля Дюсапена по пьесе Хайнера Мюллера, сочетающая в себе техники американского минимализма, французского спектрализма и аромат современных барочных исполнительских пристрастий. Опера была написана в 1991 году, вскоре записана Филиппом Херревеге и станцована Сашей Вальц. В Перми ее ставят режиссер Филипп Григорьян и хореограф Анна Абалихина. Особые надежды возлагают на поднебесное сопрано Надежды Кучер.

Ну и, конечно, опера и балет в Перми окружены не имеющими прямого отношения к театру музыкантами, сочувствующими антимейнстримовским настроениям Курентзиса. Почти сенсация — вернувшийся к публичному исполнительству Антон Батагов играет Баха (24 мая) и не только; легендарный и почти неисполнимый двухчасовой опус Оливье Мессиана «20 взглядов на младенца Иисуса» представляет Кристофер Тейлор; Алексей Любимов комбинирует в своей программе Бетховена, Стравинского, Шенберга и Уствольскую. Ну и самый дорогой (как в прямом, так и в переносном смысле) гость — лучший в мире специалист по современной музыке Ensemble Moderne собственной персоной. Франкфуртский ансамбль привозит свой знаменитый проект 1988 года, отличающийся, скажем так, наименьшей элитарностью — Chaplin Operas (26 мая).


«Иоланта» для детей

Театр имени Сац, только что впервые в своей истории получивший «Маску» за лучшую режиссуру (она досталась новому худруку Георгию Исаакяну за «Любовь к трем апельсинам»), продолжает настаивать на том, что детей надо кормить не оперными консервантами подозрительного происхождения, а классикой. Что, кроме того, с режиссерской оперой детям может быть гораздо проще подружиться, чем взрослым. И вообще, что культура для детей — самый перспективный рынок.

В театре дебютирует создатель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. Другие авторы спектакля — дирижер Евгений Бражник, художник Хартмут Шоргхофер и хореограф Эдвальд Смирнов. «Иоланта» Чайковского в их версии, как обещано, «предназначена семейной аудитории, особенно детям от 12 лет» (премьера 17 мая).


РНО

©  www.rno.ru

РНО

РНО

Завершает филармонический сезон Российский национальный оркестр без своего шефа Михаила Плетнева, но с именитым немецким маэстро Клаусом Петером Флором, бывавшим в Москве, в частности, с чудесным коллективом — Academy of St. Martin in the Fields. Программа заманивает, в первую очередь, Брукнером; дисциплинированный экстаз как-то не в чести у российских оркестров. В программе — его Пятая симфония, а также Сто первая Гайдна (24 мая, БЗК).


«Реконструкция утопии»

Новый проект пианиста, клавесиниста и трепетного хранителя социомузыкальных раритетов Петра Айду является продолжением и некоторым повторением его «ПерСимфАнса». На сей раз речь опять идет о музыкальной эпохе 20-х годов прошлого века. Участвуют музыканты из самых разных московских коллективов, для большинства из которых этот перформанс, надо думать, является чем-то вроде митингов с белыми ленточками и бунтом против устоявшейся рабочей скуки. В целях реконструкции атмосферы утопического авангарда прозвучат никогда не исполнявшиеся кунштюки столетней давности. В программе, среди прочего, обещаны: свободная реконструкция «шумритмузыки» Арсения Авраамова, представляющая собой музыкально-организованную строительную работу; увертюра к опере «Волшебная флейта» в пролетарской трактовке; несостоявшийся, но планировавшийся Пролеткультом в 1923 году оркестр металлургов; сочинение Малаховского для двух арф, двух фортепиано и двух фисгармоний, перестроенных в четвертитоновую темперацию; демонстрация самодельного органа из фруктовых ящиков, клизм, винных пробок, линеек, мундштуков от пионерских горнов и других подручных материалов, построенного архитектором Файном, родившимся в 1923 году. (Школа драматического искусства, зал «Манеж», 2,3 мая.)


Израильский филармонический оркестр

©  wikimedia.org

Израильский филамонический оркестр

Израильский филамонический оркестр

Парад оркестров, который по весне радует Москву, продолжает знаменитый израильский коллектив, хорошо говорящий по-русски. Израильтяне приезжают со своим звездным шефом Зубином Метой и исключительно необременительной для публики программой — Первый концерт Чайковского, Седьмая симфония и «Эгмонт» Бетховена. За роялем — Денис Мацуев. (20 мая, КЗЧ.)

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • pv· 2012-04-27 19:36:32
    главное -- НЕ слушать бирюкову
  • Sasha Serov· 2012-04-28 16:39:46
    ну сколько можно гнать на Бирюкову? :) она классная !
  • pv· 2012-04-28 16:41:40
    как мадам - возможно, но как ехидна - бррр....
Читать все комментарии ›
Все новости ›