Ведущие солисты, понимая экстремальность ситуации, не стеснялись выходить в ролях «кушать подано».

Оцените материал

Просмотров: 13660

«Война и мир» в Театре Станиславского

Екатерина Бирюкова · 30/03/2012
В своем собственном режиссерском театре Титель попытался создать антирежиссерский спектакль

Имена:  Александр Титель · Лев Толстой · Сергей Прокофьев

©  Вадим Лапин / Предоставлено Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Сцена из спектакля «Война и мир»

Сцена из спектакля «Война и мир»

Опера Сергея Прокофьева «Война и мир» — не просто опера. И от публики, и от труппы она требует специальных усилий. Как ни ужимал композитор со своей женой-либреттисткой Мирой Мендельсон роман Льва Толстого в оперный формат, но произведение, которое знаменито несколькими щемящими темами, получилось длинное и невероятно многолюдное. Для любого театра поставить эту оперу — некоторый поступок (такой, кстати сказать, собираются совершить Даниэль Баренбойм с Дмитрием Черняковым по случаю открытия после реконструкции берлинской Staatsoper).

Однако смысл поступка, который совершил Театр Станиславского и Немировича-Данченко, мне за весь долгий вечер так и не удалось толком расшифровать. Конечно, на дворе 2012 год — 200-летие сами понимаете чего. Конечно, с этим творением довольно позднего Прокофьева театр связывают многочисленные приятные воспоминания. Именно здесь в 1957 году прошла премьера полной версии оперы из 13 картин. Именно балетмейстер «Стасика» Владимир Бурмейстер в 60-е годы ставил хореографические сцены в знаменитой киноверсии романа Толстого, снятой Сергеем Бондарчуком. А в парижской постановке оперы, осуществленной в 2000 году, пели несколько солистов московского театра во главе с Ольгой Гуряковой в роли Наташи Ростовой.

©  Олег Черноус / Предоставлено Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Сцена из спектакля «Война и мир»

Сцена из спектакля «Война и мир»

В новорожденной продукции «Стасика» тоже есть чудесная Ростова — Наталья Петрожицкая. Еще прекраснее — Пьер Безухов в исполнении приглашенного Николая Ерохина. Но в целом театр неплохо обошелся собственными силами, а ведущие солисты, понимая экстремальность ситуации, не стеснялись выходить в ролях «кушать подано», иногда в самом прямом смысле слова (Вячеслав Войнаровский в качестве наполеоновского повара появляется с дымящимся супом). Приятно было послушать обоих полководцев враждующих армий — Кутузова в исполнении Дмитрия Ульянова и Наполеона — Арсена Согомоняна. Во втором действии (там, где война) прямо по-гергиевски раззадорился оркестр под управлением Феликса Коробова, и хор показал свою стать. В первом действии (там, где мир) театр демонстрировал сплоченность оперной и балетной трупп, и император Александр Первый (Виктор Дик) со своим адъютантом (Владимир Фомин) изящно прыгали по сцене среди изумленных придворных.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • n-voice· 2012-03-30 23:20:25
    Почему нет до сих пор ни одного комментария про Чернякова, который упоминается в первом абзаце? Непорядок.
  • Нора Потемкина· 2012-03-30 23:49:18
    Спасибо, Катя! Из этого я заключаю, что на Войну и мир идти НАДО! Фото отличные - Наташа и Пьер - воспоминание о Савельевой и Бондарчуке в фильме 1968 года, которые очень в стиле.А если еще и поют хорошо - тем более идти надо!))
  • tridi· 2012-04-01 15:46:59
    А что, судя по фотографиям - декораций в новой оперной постановке нет?

    Если там только исторически-традиционные костюмы, театральный реквизит, бутафория - тогда было бы интересно сочинить киноряд с нарезками-фрагментами из кинофильма "Война и мир" С.Ф. Бондарчука. Музыка Прокофьева и исторический киноантураж - очень даже соединимы.

    Интересно, появятся ли в мире когда режиссёры, адекватные ВЕЛИКОМУ РУССКОМУ ОПЕРНОМУ ЭПОСУ " ВОЙНА И МИР" С.С. ПРОКОФЬЕВА!
    Мне кажется, что режиссерские постановки должны создаваться коллективно и по принципам кинопроцесса. И режиссерская инфраструктура должна совершенно обновиться.
Читать все комментарии ›
Все новости ›