Имею лицензию на торговлю вафельными трубочками без наполнения.

Оцените материал

Просмотров: 36904

Что такое композитор?

Екатерина Бирюкова · 01/03/2012
Страницы:
 

Павел КАРМАНОВ, Москва
К вопросам

©  Из личного архива Павла Карманова

Павел Карманов

Павел Карманов

1. Во всех случаях по-разному. Кто-то приходит в нее сознательно во взрослом возрасте, кто-то — как я — с ранней юности. Моя мама — пианистка, я жил в атмосфере музыки и с пеленок ею очарован. Первые пьесы написал в пятилетнем возрасте — тогда их записывала в ноты мама. Потом сам научился.

2. Полагаю, композиторы есть в любых странах.

3. Как показывает практика, не обязательно. Вопрос в том, кого считать профессиональным композитором. Есть масса композиторов, консерваториев не оканчивавших. Но я — за обучение.

4. В нашей стране — очень сложно. Хорошо себя чувствуют авторы музыки для кино и телевидения. А также удачливые соискатели грантов и стипендий на Западе. И — попсовики.

5. Каждый стремится к тому, чем бы ему хотелось заниматься.

6. Многие живут преподаванием, некоторые — аранжировками. Третьи в хоре поют. Четвертые работают в такси. Лишь немногим удается прожить только написанием музыки в нашей стране. Профессия «композитор» забыта даже в реестре профессий современной России.

7. Последние рукописные ноты у меня датируются серединой 90-х годов. В какой-то момент стало очевидно, что удобнее их создавать при помощи компьютерных программ.


Петр ПОСПЕЛОВ, Москва
К вопросам

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Петр Поспелов

Петр Поспелов

1. Она подобна профессиям писателя, драматурга, кинорежиссера. Композитор тоже придумывает образы, которые развиваются с течением времени, тоже рассказывает истории. Вся разница только в средствах.

2. В России композитор призван писать музыку, стремясь к воплощению объемного надмузыкального смысла, выражать мироощущение всей интеллигенции.

3. Спасибо за вопрос на мою любимую тему. Креативные непрофессионалы могут участвовать в коллективных композиторских проектах, если замыкает производственную цепочку обученный специалист. В советское время существовал термин «композитор-мелодист». Таким был (поначалу, позже он получил образование) Абдылас Малдыбаев, с его голоса профессионалы Власов и Фере брали мелодии для первых киргизских опер. Похожим образом создана симфоническая музыка Пола Маккартни, оперная музыка Александра Градского. А вот пример из практики ТПО «Композитор»: балет «Смерть Полифема», созданием которого руководил (и сам прикладывал руку к сочинению музыки) режиссер Илья Эпельбаум. Но все, кто работал под его началом, были профессионалами — музыку придумывали три композитора, четвертый писал связки, пятый оркестровал. Подобные эксперименты со структурой авторства мне кажутся перспективными: они позволяют уйти от субъективизма, неуместного в поставторскую эпоху.

4. Я, например, не могу, поскольку не пишу прикладную музыку и не работаю в популярных жанрах.

5. Нужно стремиться изменить ситуацию. Она изменится, если на профессию возникнет больший слушательский спрос. Это произойдет, если композиторы, во-первых, станут писать что-то существенно важное для слушателя, во-вторых, станут медийными фигурами. В последние годы замечаю сдвиги к лучшему: встречное движение слушателей, исполнителей и композиторов стало заметнее.

6. Я не делаю аранжировок чужой музыки (рекомпозиции Жоскена, Моцарта и Вагнера не в счет), не выступаю как исполнитель, не преподаю. Но у меня есть смежная профессия — музыковед, кормит меня работа газетного редактора, гонорары я получаю за написание текстов, выступления, работу в жюри, экспертизу и т.п., а также за программирование сайтов, видеосъемку свадеб и частный извоз, имею лицензию на торговлю вафельными трубочками без наполнения.

7. Главная сочинительская работа проворачивается в голове, ручная — в программе Finale. Записываю на бумаге пришедшие в голову мелодии, когда компьютера нет под рукой. Напеваю на диктофон, если за рулем. Записи эти, отдельно взятые, называю багателями и коплю.


Ольга РАЕВА, Берлин
К вопросам

©  Из личного архива Ольги Раевой

Ольга Раева

Ольга Раева

1. Наличие музыкальных сочинений («по плодам их узнаете их»): раз есть сочинения/композиции, стало быть, имеется у них сочинитель, то есть композитор.

2. У профессии — нет. У российских композиторов — да, есть своя специфика.

3. Думаю, да. То есть весьма желательно. Это одна из самых сложных профессий на свете, и стать хорошим профессиональным композитором без хорошего образования и многих специальных знаний — это маловероятно.

4. В смысле — заработать деньги сочинением музыки? Ну, если служить сочинителем музыки (здесь: скорее, «саундтреков», так как речь идет в основном о музыкальном оформлении немузыкальных в своей основе проектов — фильмов, например, или изготовлении звуковой начинки для шоу-бизнес-«норм»), тогда можно. А ежели быть композитором, то есть создавать целостные музыкальные сочинения, то... Вообще-то эта деятельность не имеет ничего общего с зарабатыванием. Она ставит перед собой совершенно иные задачи. Но как побочный результат — да, вот платят что-то за рукописи, за исполнение. То есть теоретически вроде бы можно. Но на практике — по-моему, нет, не хватает этого на жизнь.

5. Стремиться нужно, я думаю, к самосовершенствованию. Если человек считает, что для его развития это важно — научиться зарабатывать деньги, тогда да. А если нет — на нет и суда нет.

6. Стипендии. Преподавать можно. Или... сесть на шею кому-нибудь, поступить на госслужбу, выйти на панель (шучу). Как у всех, в общем.

7. Я записываю ноты/знаки на бумаге, потом отдаю в набор.


Ефрем ПОДГАЙЦ, Москва
К вопросам

©  www.podgaits.info

Ефрем Подгайц

Ефрем Подгайц

1. Непреодолимое желание выразить в музыке что-то важное (как тебе кажется) для тебя и для других.

2. Думаю, принципиально — нет.

3. И специальное, и просто образование.

4. Трудно, если речь только о музыке академической (камерной, симфонической и т.д.).

5. Нужно стремиться писать настоящую музыку.

6. Преподавание, инструментовка, сочинение прикладной музыки (кино, театр...).

7. С 1995 г. — на компьютере.


Алексей ШМУРАК, Киев
К вопросам

©  www.forumclassic.org.ua

Алексей Шмурак

Алексей Шмурак

1. Если композитор еще и умный, энергичный и амбициозный человек, то он сам способен определить условия своего творческого существования. Если же нет, то скорее всего зависит от внешних факторов: заинтересованности государственных структур, бизнеса, образовательной системы, медиа.

2. Пожалуй, есть. Следует упомянуть об отсутствии крупного системного интереса к композиторам, его (интерес) приходится буквально выпрашивать. Следует упомянуть о наследии 70-летнего совка: достаточно странной образовательной системе, перекошенном в сторону романтизма и «романтизма» исполнительском репертуаре. Следует упомянуть о чудовищной централизации империи, влияющей также и на композиторскую реальность.

3. Очень желательно, но не обязательно. Пожалуй, обязательно изучение традиции и погружение в контекст, но некоторые умудряются обходиться и без этого. Некоторые даже с практикой не дружат и тем не менее считают себя композиторами.

4. См. ответ на первый вопрос. Можно. Но не всякому.

5. Это каждый определяет для себя. Советов давать не буду, о себе скажу, что не стремлюсь к этому, так как зарабатываю также как исполнитель, арт-менеджер и работник системы образования.

6. Исполнительство, преподавание, аранжировка, набор нот, арт-менеджмент, журналистика, альтернативная музыка (альтернативная по отношению к академической традиции), синтетические направления творческой деятельности (перформанс, театр и прочее). И это далеко не все.

7. И то и другое. Пользуюсь в каждом случае тем, что подходит.


Владимир РАННЕВ, Санкт-Петербург
К вопросам

©  Виктор Васильев / Интерпресс

Владимир Раннев

Владимир Раннев

1. Одаренность; чувствительность к происходящему и умение его слышать; знание современной музыки и современного искусства вообще, способность во всем этом разбираться; владение профессиональными навыками.

2. Нет.

3. Да. Или специальное самообразование.

4. Нет. Если считать, что создание саундтреков для кино, театра и проч. — это другая профессия.

5. До определенной поры — пока не станет ясно, что профессия заинтересована в тебе не меньше, чем ты в ней. Если такая взаимность долго не наступает — лучше вовремя соскочить.

6. Преподавание, писание музыковедческих или журналистских текстов, культуртрегерство (руководство ансамблями, организация концертов и т.д.).

7. На бумаге.


Антон БАТАГОВ, Нью-Йорк
К вопросам

©  www.batagov.com

Антон Батагов

Антон Батагов

1. Способность слышать тишину.

2. Нет.

3. Оно губительно.

4. Да.

5. А зачем вообще к чему-то стремиться?

6. Филип Гласс работал таксистом и сантехником. Он передал мне некоторые секреты этого мастерства.

7. То и другое — позавчерашний и вчерашний день. К тому же я слишком ленив, чтобы записывать или набирать. Я просто внимательно смотрю на компьютер — и музыка тут же появляется там.​
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:50

  • spb4· 2012-03-02 12:13:55
    замечательно, екатерина бирюкова. видимо с креативностью у вас также плохо, как и с анализом. здорово было воспользоваться чужой идеей и сделать этот материал. это вам не помогло. вопросы ваши банальные, скучные и простите, старопердунские. попросили бы нас - мы бы вам наковыряли вопросов поживее. успехов, обращайтесь)
  • qwezxc123123· 2012-03-02 17:40:42
    Я послушал сочинения Павла Карманова, удивился тому что он написал "В нашей стране — очень сложно. Хорошо себя чувствуют авторы музыки для кино и телевидения. А также удачливые соискатели грантов и стипендий на Западе. И — попсовики.", хотя во время прослушивания создалось стойкое впечатление что я слушаю саундтрек к фильму, притом к весьма неинтересному (предполагаю что фраза "соискатели грантов и стипендий на Западе" была с горечью направлена в сторону тех, кто может сочинять и кто достаточно развит, образован и кто не остановился на Прокофьеве (да простит он меня).
    Некоторые композиторы ответили абсолютно неинтересно (КАРМАНОВ,ПОДГАЙЦ,БАТАГОВ), порадовали Невский, Шмурак, Раева, Журбин, но всё-же стоит признать, что вопросы могли бы быть более содержательными.
  • Polina Kuznetsova· 2012-03-03 02:10:34
    Батагов молодец, мне кажется ))) ничего лишнего.
Читать все комментарии ›
Все новости ›