Иоканаан нужен Ироду, как нужна оппозиция современной тирании.

Оцените материал

Просмотров: 17858

«Саломея» Рихарда Штрауса в Ла Монне

Наталья Якубова · 20/02/2012
В брюссельской постановке Ирод любит и сам подурить, и других посмотреть, и поснимать на видео

Имена:  Аманда Эчалаз · Ги Йостен · Рихард Штраус · Скотт Хендрикс

©  Clärchen und Matthias Baus / www.lamonnaie.be

Сцена из оперы «Саломея»

Сцена из оперы «Саломея»

В спектакле брюссельского Королевского оперного театра Ла Монне, поставленном Ги Йостеном, проповедник Иоканаан (Иоанн Креститель) заставляет вспомнить другого важного для Рихарда Штрауса героя – Диониса. Иоканаан тут явно Дионис Лиэй (освободитель), сбрасывающий все путы, сам переходящий границы дозволенного и другим дающий — близкое к безумию — ощущение свободы.

Лишь поначалу голос Скотта Хендрикса доносится из ямы, где по сюжету заключен проповедник, — и тогда к отверстию в полу направляет свои пистолеты security. Да, действие происходит, конечно, в наши дни. Ирод — важный мафиози, пирующий пусть не в старой конюшне, как Мэкки-Нож, но в некой засекреченной времянке, сколоченной из свежеоструганных балок и обтянутой прозрачной пленкой (сценограф — Мартин Цеетгрубер). Вот эту времянку, в первой сцене лишь краешком виднеющуюся за неприглядной — обстрелянной — бетонной стеной, и охраняет security — молодые люди в черных костюмах и черных очках.

Задача у них крайне сложная, потому как голос проповедника скоро начинает заполнять все вокруг, лезть буквально изо всех щелей — на полу, на потолке. А сам он, как и положено коварному Дионису, появляется в местах, прямо противоположных тем, куда целится охрана.

©  Clärchen und Matthias Baus / www.lamonnaie.be

Сцена из оперы «Саломея»

Сцена из оперы «Саломея»

Хотя чего она целится, не очень понятно. Особенность трактовки Йостена состоит в том, что пирующая у Ирода компания — скорее свита Диониса, чем его противники. Кто-то отдает дань его культу из суеверия, кто-то по долгу службы, а кто-то потому, что им одурачен, околдован, стал его паяцем. Яростные, выходящие за пределы приличий споры о том, кто же этот пришелец, тоже часть культа, часть насланного на людей безумия, из-за которого Иоканаан становится альфой и омегой любого разговора, причиной ссор и драк, в конце концов — ставкой в любой, самой рискованной игре.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Ilya Ovchinnikov· 2012-02-21 00:47:55
    Неужели Карло Рицци так плохо дирижировал, что не заслужил даже упоминания в тексте?
  • ru222· 2012-02-22 00:10:43
    Люди!!! Это же опера!! Там есть музыка!!! Там поют, и там играет оркестр. Ну КАК можно написать рецензию, практически, не проанализировав работу дирижёра?
    Автор рецензии глухой??
Все новости ›