Вагнера играют и поют все кому не лень – теперь это называется «взглянуть на Вагнера по-новому».

Оцените материал

Просмотров: 9496

Марек Яновский: «Мне интересно общаться с композиторами напрямую, не тратя времени на посредников»

Дмитрий Ренанский · 01/02/2012
Авторитетный противник «режиссерского театра» в опере о своих способах борьбы

Имена:  Марек Яновский · Рихард Вагнер

©  Felix Broede

Марек Яновский

Марек Яновский

Впервые в истории в Россию приезжает Оркестр Романской Швейцарии (OSR) — главный культурный институт западной, франкофонной, части конфедерации: 1 февраля коллектив выступит в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а на следующий день — в столичном Концертном зале имени Чайковского. Концерты проходят в рамках прощального турне Марека Яновского: выдающийся дирижер, возглавляющий оркестр c 2005 года, покидает пост музыкального руководителя OSR в конце нынешнего сезона, чтобы полностью посвятить себя реализации, вероятно, кульминационного проекта своей артистической карьеры — записи десяти главных опер Рихарда Вагнера для лейбла PentaTone. В преддверии российских гастролей ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ расспросил МАРЕКА ЯНОВСКОГО о его opus magnum.


— Ваш совместный с Симфоническим оркестром Берлинского радио и компанией PentaTone проект создает прецедент в истории вагнеровского исполнительства: впервые десять ключевых опер записываются одним и тем же дирижером с одними и теми же оркестром и хором для одного и того же лейбла. Насколько я знаю, вас побудили взяться за реализацию этой эпопеи не только чисто художественные амбиции.

— В Берлине функционируют три крупных оперных дома, в репертуаре каждого из них имеются оперы Вагнера — и во всех трех вагнеровской музыке уготована роль заложницы режиссерских замыслов. Современные интенданты думают в первую очередь о том, что происходит на сцене, и уж потом — что творится в оркестровой яме. Прошу понять меня правильно: ничего личного, я не собираюсь доказывать, что дирижер главнее режиссера. Вопрос лишь в качестве режиссуры, в уровне сценических решений, который, на мой взгляд, с каждым годом катастрофически падает. Я достаточно долго терпел эту ситуацию — пока она не стала совсем невыносимой. Можете считать мой вагнеровский проект ответом и вызовом нынешнему положению вещей, которое я нахожу недопустимым.

— С точки зрения истории оперного процесса ваша инициатива реализуется в нужное время и в нужном месте: мы ведь уже который год наблюдаем закат величественной традиции Regieoper, определявшей облик западного (и в особенности немецкого) музыкального театра на протяжении трех последних десятилетий. В этом смысле решение исполнить вагнеровский цикл именно в Берлине и именно в концертном формате выглядит реакцией на упадок современной европейской оперной сцены…

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Ilya Ovchinnikov· 2012-02-02 07:34:33
    Vse zhe stranno - intervju vrode by vzjato k predstojaschim gastroljam, a ves' razgovor sovershenno o drugom, tolko o tom, chto interesno intervjueru...
Все новости ›