Кому-то необходим кнут, а кому-то узда.

Оцените материал

Просмотров: 31596

София Губайдулина: «Мы еще находимся в состоянии архаики»

Роман Юсипей · 18/11/2011
Классик современной академической музыки об усталой цивилизации, бодрой Казани, ценности оков, божественном абсолюте и своем дне рождения

Имена:  София Губайдулина

©  ИТАР-ТАСС

София Губайдулина

София Губайдулина

80-летие выдающегося российского композитора с размахом празднуется в Германии и других странах, продолжается фестиваль в Казани, еще один 24 ноября стартует в Москве. Во время пятидневного форума в Ганновере, участниками которого были аккордеонный оркестр, квартет имени Шимановского и Анне-Софи Муттер, исполняющая посвященный ей Второй скрипичный концерт, с самой знаменитой женщиной-композитором поговорил РОМАН ЮСИПЕЙ.


— София Асгатовна, как вы ощущаете себя в Ганновере?

— Ганноверский фестиваль для меня имеет большое значение. Из всех других мероприятий, связанных с моим юбилеем, это готовилось наиболее тщательно. Главный инициатор — баянистка Эльсбет Мозер — начала подготовку за два с половиной года. Репетиции, общение с публикой, симпозиум — всё продумано до мелочей и расписано буквально по минутам. А ведь обычно для композиторов это бывает хаотичным, иногда болезненным процессом.

— К вашему юбилею был также приурочен фестиваль в амстердамском Концертгебау. Что прозвучало в канун праздника, 24 октября?

— Рейнберт де Леу дирижировал очень важными моими сочинениями — «Теперь всегда снега» на стихи Геннадия Айги и Perception на стихи Франциско Танцера. Марис Янсонс дважды исполнил оркестровое сочинение «Пир во время чумы». Я почувствовала какое-то удивительное восприятие моей музыки и первый раз в жизни ощутила, что день рождения — это действительно праздник. Пока жила в Москве, в этот день я обычно уходила в лес и праздновала, ничего не делая. То есть буквально «жила праздно».

После Амстердама я посетила город моей юности — Казань. Впечатление от города и встреч было удивительным. Дело в том, что всюду, куда бы я ни приехала, чувствуется некоторый упадок культуры: недостаточность финансирования, экономия на искусстве и образовании. Даже в Нидерландах люди еле-еле удерживают ту исключительную высоту, на которой стояли раньше. Один за другим уничтожаются ансамбли, творческие коллективы. И вот я приезжаю в Казань, а там, наоборот, подъем! В правительстве появились люди, для которых сделать из музыкального искусства своей страны нечто высокое — дело чести. В Казань приглашен молодой и очень талантливый дирижер Александр Сладковский, перед которым сам президент поставил задачу вывести Госоркестр Татарстана на мировой уровень. Все артисты получили тройное жалованье, были куплены новые инструменты. И за полгода дирижер добился очень высокого качества. Казань у меня вызвала самые большие надежды на будущее.

— С 23 по 29 ноября неделя вашей музыки ожидает и московскую публику…

— В Московском фестивале будут участвовать Симфонический оркестр филармонии и Симфоническая капелла Валерия Полянского, баянист Фридрих Липс, виолончелист Владимир Тонха, ансамбль Марка Пекарского. Музыковед Валентина Холопова проведет конференцию в консерватории… Правда, я не уверена, что фестиваль посетит достаточно много слушателей. Хотя и надеюсь на это.

— Считаете, что интерес к современной музыке в России утрачивается?

— Не только к современной, но и классической. Это очень больной вопрос, большая проблема. Слушание серьезной музыки требует от слушателя сил и активности, а мы живем в условиях усталой цивилизации.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:22

  • trepang· 2011-11-18 13:32:51
    удивительная.
  • ru222· 2011-11-18 14:09:28
    "Перед концертом стараюсь обязательно отдохнуть, чтобы быть в форме как слушатель"

    Давайте признаемся самим себе: а часто мы, рядовые слушатели так поступаем?
    вот-вот... наверное, стоит попробовать?
  • net_ni4ego_bolshe· 2011-11-18 18:58:16
    гений
  • Sergei D Viluman· 2011-11-18 21:54:54
    — Чего именно вы боитесь?

    — Больше всего — стыда.
    Да, это щчень характерно для нарциссов.
  • Олег Шматович· 2011-11-19 01:46:37
    Не СВОЁМ ДНЕ рождения, а ДНЕ СВОЕГО рождения.
  • rupoet
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Tanden Babaich· 2011-11-21 05:09:33
    да.... есть Люди и в наше время...
  • tridi· 2011-11-21 22:50:29
    Не следует повторять ошибки - даже гениев
    /Из афоризмов tridi/
  • tridi· 2011-11-21 23:11:55
    Если человек далеко ушел, взметнул ввысь, оторвался от людей и оставил их, беспомощных, где-то там, внизу - не означает ли это, что таким человеком было потеряно чувство сострадания и любви? Но ведь это - главные признаки гения.

  • tridi· 2011-11-21 23:20:26
    Почему людей нужно перенапрягать вслушиванием? Если музыка по-настоящему талантлива, то её, с удовольствием и любопытством, будет воспринимать даже ребёнок.
  • pv· 2011-11-22 13:48:11
    сочувствия к женщине - а она таким триндистам в матери годится - кое-кому не занимать, гуманист вы наш великоДушный
  • tridi· 2011-11-22 22:46:17
    Типичный перевёртыш, как у ревнивца: где, кто, кому - не сочувствует?)

    И ругань, оскорбительные клички, очернения - всё типично для человека, не способного убеждать аргументированно, т.е. не способного думать и предлагать что-нибудь дельное.

    Есть очень важные вещи, которые всё-равно будут выходить наружу - а именно: как выйти из кризиса, в который попали все - бабушки, дедушки, мамы, папы, дети и внуки.
  • tridi· 2011-11-22 22:57:08
    Массовый, сетевой авангардизм превращает всё культурно значимое в сор, в ничто и нужен уже мощный пылесос, чтобы звуковые шумы убрать в пыльный мешок, а уж потом снова вернуться к нормальному модернизму-обновлению.

    И творчество Софии Губайдулиной - это тоже модернизм, т.к. не преследует (в отличии от сетевого авангардизма) цели - управления людьми.
  • tridi· 2011-11-22 23:02:49
    Но и модернизм - имеет свои границы: нельзя модернизироваться ОДНОСТОРОННЕ!Пора модернизм направить в область простых человеческих чувств, обновить весь культурный спектр, в центре которого будет находится - духовно свободный человек, а не зомбированный робот.
  • tridi· 2011-11-22 23:09:50
    И долой все страхи: ой, я не современен; ой, я на кого-то похож и не придумал нового иероглифа - свободно сочиняйте то, что подсказывает любящее сердце. А учителями пускай будут - гении, а не самозванцы.
  • tridi· 2011-11-22 23:34:15
    Цветением вишни - можно ли этим не наслаждаться? И разве в наших глазах эта красота может устареть? А наше отношение, видение, запечатление - разве не будет у всех различными? А нам говорят - Долой всю эту рухлядь и конкретику, взгляни современным и новым взглядом - красота и любовь это вздор, ищи новые концепции: корни сверху, лепестки в грязи... А лучше пропусти всё это через мясорубку и жижицей напиши: тезис-декларацию)
  • tridi· 2011-11-22 23:39:00
    Всё - фонтан должен отдохнуть)
  • tridi· 2011-11-22 23:42:23
    А Софие Асгатовне Губайдулиной - многая лета!
  • pv· 2011-11-24 10:29:26
    ну и фрукт... вертится в словесах своих - аки угрь в маслице на сковороде шипящей
  • spb4· 2011-11-24 13:12:29
    в клетке он, что ли, сидит? чисто попугай...
  • Evgeniya Baranovskaya· 2011-11-25 20:30:21
    Фестиваль, посвященный юбилею Софии Асгатовны, в прямом эфире из Концертного Зала имени Чайковского - http://tchaikovsky-hall.paraclassics.com/#/concert/54. Запись также будет храниться в архиве!
  • tridi· 2011-11-25 21:53:46
    Удивительное косноязычие и штампы - а где результаты самообразования?)
Все новости ›