Ездит композитор X на Селигер или не ездит?

Оцените материал

Просмотров: 45804

Сергей Невский: «Чувство маргинальности русским композиторам очень бы не помешало»

Екатерина Бирюкова · 10/11/2011
Музыкальный куратор проекта «Платформа» о целебном общении с норвежской музыкой и о том, что в господдержке современного искусства нет ничего ужасного

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Сергей Невский

Сергей Невский

— В рамках проекта «Платформа» на «Винзаводе», где ты курируешь музыкальную составляющую, прошла дискуссия на тему «Зачем нужна современная норвежская музыка?». А такая дискуссия-то зачем нужна?

— Я взял Норвегию как модель для рефлексии на тему русской ситуации. Потому что там тема с современной музыкой очень специфична. Первая консерватория открылась в Норвегии в 1972 году — одновременно с нахождением в стране нефти. Норвежские музыкальные институции очень молоды. При этом сейчас в одном Осло существуют три европейской известности ансамбля современной музыки. Появилось целое поколение очень серьезных композиторов, к которым присматриваются во всей Европе. Это во-первых.

Во-вторых, Норвегия — единственная скандинавская страна, которая дает заказы композиторам-иностранцам. Потому что большинство скандинавских институций основано на такой социалистической поддержке именно национальных кадров. А Норвегия единственная находится в некой мощной интеракции с Центральной Европой. И это очень сказывается на том, как выглядит норвежская музыка. С одной стороны, она все время взаимодействует с традицией послевоенного авангарда. С другой стороны, она очень иронически и дистанцированно к ней относится. Ощущение себя чужим, маргиналом, осознание этого как некой эстетической позиции, повода для рефлексии и эстетического преимущества, в конце концов. Вот это отличает норвежскую музыку.

И это чувство маргинальности — эстетической, не социальной — оно бы русским композиторам тоже очень не помешало. По крайней мере для меня общение с норвежской музыкой всегда было целебным в этом отношении.

Потому что, если вы обратитесь к русским композиторам и предложите осознать себя маргиналами, они будут очень возражать. Наоборот: скажут, что они мессии, которые пришли спасать европейскую культуру от академизма. При том что в реальности современная русская музыка маргинальна, как эстетически, так и в социальном плане. Но композиторы при этом являются медийными фигурами. Это очень странно. Нет институций, нет нормальной концертной жизни, связанной с современной музыкой, но композиторы все время в СМИ говорят о музыке. Ситуация парадоксальная.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Сергей Невский

Сергей Невский

— Это кто, например?

— Ну, начиная от Мартынова и кончая нашей беседой.

— Ирония — единственный способ выживания современной музыки?

— Речь идет не о выживании, а о том, что делать с историческим багажом. Вот Гройс говорит о том, что современное искусство уже давно работает с темой своей избыточности. И в России, в том числе среди композиторов, тоже была традиция концептуалистов, которые эту тему развивали. Но у норвежцев это на более глубоком уровне.

Попытка найти систему координат, попытка осознать, где мы вообще находимся, — она у норвежской музыки очень ценна. И это тот пункт, который может быть интересен русским композиторам. Потому что вся русская музыка — это импорт. Начиная с партесного пения. Я уж не знаю про стихиры Иоанна Грозного — наверное, это тоже был византийский импорт.

Когда мы гуляли с норвежским композитором Эйвиндом Торвундом по Москве, он сказал, что Москва ему напоминает Японию. Потому что интенсивность заимствований совершенно безумная. «Макдоналдс» в Москве — самый большой в мире. Суши — выбор больше, чем в Токио. И вот эта интенсивность заимствования — качество, которое знакомство с норвежской музыкой помогает нам в себе осознать. Потому что они свою маргинальность, периферийность рефлексируют, а мы нет.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Сергей Невский

Сергей Невский

Митя Курляндский на нашей дискуссии сказал, что любой эстетический импорт в России доводится до абсолюта, пока не утрачивается связь с первоисточником. Примером является творчество того же Курляндского. Если у Лахенмана есть тонкие диалектические взаимоотношения между звуками и шумами, то у Курляндского — только шум. То есть какой-то принцип берется извне и доводится до предела. Но сами русские композиторы этого не осознают, потому что их диалог с европейским контекстом минимален.

— Ты ведь говоришь о каком-то небольшом сегменте русских композиторов? Ведь есть много таких, которые без всяких «шумов» прекрасно обходятся. Можно зайти на проходящий сейчас фестиваль «Московская осень».

— Там уровень неосознания просто еще больше. Если люди пишут симфонию, где ритм — восьмая, две шестнадцатых, они тоже не осознают, что это Шостакович. Им бы, кстати, также не помешало послушать норвежскую музыку.

— Кто поддерживает музыкальную активность «Платформы»?

— Учредителями являются МХТ и «Винзавод». Это очень характерная ситуация. В России современной музыкой занимаются институции искусства и театра. Это данность. Если не считать попытки Олега Пайбердина сделать фестиваль «Другое пространство» в Московской филармонии, музыкальные институции музыкой, написанной сегодня, не интересуются. Существует взаимный страх. Филармония боится, что на концерт современной музыки никто не придет. И композиторы говорят: нет, мы не будем делать концерт в филармонических институциях, никто не придет, никто не будет заниматься рекламой, будет чудовищная организация и т. д.

В России нет культуры композиторских заказов, и, естественно, я благодарен «Платформе», что своей работой, своей выстроенной стратегией, включающей поддержку молодых авторов, она немного компенсирует эту, в общем, довольно позорную ситуацию.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Сергей Невский

Сергей Невский

Потом, есть чисто технические проблемы. У нас вот был концерт с использованием видео. Все техническое оснащение было бы невозможно, скажем, в Рахманиновском зале, где, как любит повторять Владимир Тарнопольский, есть три розетки. То есть современная музыка часто требует каких-то специальных технических инвестиций. И пространство «Винзавода» дает нам такую возможность. «Платформа» была сделана для того, чтобы делать вещи, невозможные в филармоническом пространстве, так же как театральные проекты «Платформы» предполагают вещи, невозможные в репертуарном театре.

— А не потому ли эта музыка комфортнее принимается на территории современного арта, что она и существует больше по законам арта?

— Я написал про это целую статью на немецком языке, которая называется «От произведения к объекту». Смысл состоит в том, что сами композиторы в России от произведения, где есть начало и конец, все больше движутся в сторону создания этаких «звуковых скульптур». Я не знаю, что здесь причина, а что следствие. То, что композиторов в России выталкивают в это самое пространство современного искусства и они начинают мыслить его категориями? Или тот материал, который выбирают композиторы, вынуждает их сходить с филармонической площадки?

В России эта ситуация особая. В Германии, где я провожу большую часть времени, есть мощный исполнительский аппарат. Скажем, ансамбли современной музыки. Я сейчас написал пьесу для, наверное, лучшего в Германии ансамбля современной музыки musikFabrik. Перед этим я с ним много советовался, происходила интенсивная работа, и я не могу сказать, что она имела какое-то отношение к contemporary art. Нет, обычная работа композитора и исполнителя. Просто в силу невероятного качества исполнителей, которое требует от композитора большой точности в постановке задач, она выходит на некий новый уровень.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Сергей Невский

Сергей Невский

В Европе есть, конечно, концерты в галереях. Но все-таки главным местом музыки остается концертный зал. Можно к этому позитивно относиться или негативно, но он остается неким гравитационным полем. И то, как изменяется язык музыкальных взаимоотношений вот с этим тяжелым, неповоротливым филармоническим форматом, является основой системы координат для новой музыки. То есть нельзя говорить, что раньше были произведения для оркестра, а сегодня перформансы, нет.

А у современных русских композиторов этот традиционный исполнительский аппарат уходит на второй план — в силу взаимного неприятия. И их маргинальность по отношению к филармонической среде дает им возможность превращать свои сочинения именно в звуковые скульптуры и в конце концов осуществлять эстетически более рискованные проекты. То есть из нужды они делают преимущество. Но это специфически русская ситуация. Просто в России филармонические музыканты являются самым реакционным слоем. Ничего с этим не сделаешь. Специфика русского классического образования.

— С одной стороны, давно всем известно, что наша традиционная филармоническая жизнь плохо соотносится с современной музыкой. Мы привыкли на это жаловаться. С другой стороны, ультрасовременному искусству в последнее время оказывается все больше господдержки. Не получится ли так, что это может быть воспринято как насаждение сверху и, следовательно, что-то очень сомнительное?

— В Германии есть такая вещь, как радиооркестры. Государственные радиостанции должны пропагандировать культуру. Заказчиками современной музыки являются радиостанции. Если вы пишете для Донауэшингена, вы пишете по заказу Южногерманского радио. Потому что в земле Баден-Вюртенберг, где находится этот фестиваль, собирается огромное количество налогов на радиоточки, которое дает возможность содержать радиооркестр и делать заказы композиторам. Просто деньги идут в нужную сторону. Так же и в Норвегии: когда случился нефтяной бум, они не стали превращаться в Дубай, они очень активно занялись культурой. И я не вижу ничего ужасного в такой осмысленной государственной поддержке современного искусства.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Сергей Невский

Сергей Невский

— Но эта тема для нашей российской интеллигентской ментальности очень болезненная, как ты понимаешь…

— Естественно, большая часть агрессии против современной музыки вызвана тем, что им кажется, что это некий договор между властью и «проходимцами от культуры». Это понятно. Но я тут ничего не могу изменить! Давайте просто смотреть на то, как ведет себя каждый конкретный человек. Ездит композитор X на Селигер или не ездит? Вступает он в «Единую Россию» или не вступает? Я вот, например, не являюсь членом Союза композиторов. Я собирался туда вступить, но сейчас уже не собираюсь, потому что Союз композиторов сам куда-то то вступает, то не вступает, и очень сложно с этим разобраться.

Одна из самых замечательных реакций на моего «Франциска» была такова: сказали, что «Невский, чтобы уехать за границу, сменил конфессию». Имелось в виду — православие на католичество. При том что «Франциска» попросил меня написать православный Курентзис, который каждый год ездит на Афон.

Невозможно удовлетворить людей, которые заведомо враждебно к вам относятся. Невозможно объяснить сразу всем русским филармоническим музыкантам, что новая музыка не есть черная сила, которая навязана «планом Маршалла» или чем-то еще. Можно только работать с отдельными людьми. Чем дольше я работаю в России, тем больше я вижу вокруг музыкантов, которые могут и Бетховена прекрасно сыграть, и современную музыку. И это счастье, потому что с хорошим музыкантом, который различает четыре типа вибрато или десять возможностей ведения смычка, всегда лучше работать, чем с человеком, который этого не умеет.

Я думаю, что следующая фаза в России — нормализация отношений современной музыки с традиционными институциями. Просто потому, что появились новые, более открытые исполнители и дирижеры. Я просто по себе смотрю — я недавно написал для оркестра Musica Viva и Лены Ревич, сейчас буду писать для Татьяны Гринденко, в следующем году собираемся с Кириллом Рыбаковым концерт делать. Происходит какое-то новое взаимодействие между композиторами и филармоническими музыкантами, поиск спокойного диалога, без агрессии, без интернет-свар.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:121

  • ernest· 2011-11-10 18:50:07
    какой няма!
    я бы вдул
  • n-voice· 2011-11-10 19:16:24
    пришлите, пожалуйста, заявку в редакцию.
    (с фотографией, резюме и справкой об отсутствии педикулеза)
    Мы рассмотрим ее на ближайшем совещании.
    с уважением,
    СН
  • vantz· 2011-11-10 22:16:15
    А как должен осуществляться отбор проектов для оказания им господдержки (на ваш взгляд, ну или хотя бы как это происходит в той же Германии)? Скажем, я подаю проект. Пишу, что хочу написать тон-поэму для двух балалаек, дрели и сопрано с видеорядом. На каком основании мне следует отказать в господдержке?
  • Pavel Andreev· 2011-11-11 01:35:07
    очень интересно
    есть над чем задуматься.
    хочется сразу побывать в Норвегии)
    необычное сравнение России и Японии )))) улыбнулся даже)
  • n-voice· 2011-11-11 02:35:47
    to vanz
    и в Германии, и в России все происходит на конкурсной основе.
    В Германии есть например независимые фонды театральных проектов с бюджетом в среднем до 80 000 евро на каждый проект в берлине есть федеральный культурный фонд и композиторские заказы Бердинского сената с бюджетом до 5000 за проект. .
    Важная деталь: на проект подается всегда вместе с исполнителями. Или устроителями.
    то есть, Вас подержат только если Ваша музыка априори кому -нибудь нужна, госзакупок неисполяемых сочинений не существует.
  • andreyborisov· 2011-11-11 12:08:34
    "Маргинальный" композитор?
    Напоминает анекдот про неуловимого Джо. Что, мол,
    он такой быстрый? Да нет, просто никому не нужен.

    Сергей, Вы никому не нужны.
  • vantz· 2011-11-11 12:32:21
    to n-voice

    Про конкурсную основу я догадывался, меня скорее интересуют критерии отбора на конкурсе. Про наличие потенциальных исполнителей/устроителей я понял, это разумно, но это формальный критерий, он прописан и очевиден. Скорее всего все или большинство подаваемых проектов будут ему соответствовать. На основании каких критериев будут выбраны победители среди этих проектов, т.е. среди соответствующих всем условиям конкурса?
  • trumpetist· 2011-11-11 14:18:06
    andreyborisov под "никем", видимо, подразумевает самого себя? У Сергея, судя по активности исполнений, с нужностью все хорошо.

    Спасибо за Платформу!
  • pbrdn· 2011-11-11 15:38:58
    П...ц, у автора этих строк шизофрения, что ли: Нет институций, нет нормальной концертной жизни, связанной с современной музыкой, но композиторы все время в СМИ говорят о музыке. Ситуация парадоксальная". Кто же больше всех в СМИ пиз..т?
  • Boris Filanovsky· 2011-11-11 15:45:57
    Олег, разве тебя кто-то поддержал с "Другим пространством"? Нет, филармония ставила тебе палки в колеса. Или, может, питерский комитет по культуре сказал: "нам нравится eNsemble, давайте мы его поддержим"? Или, например, не будь Серебренникова, не было бы никакой "Платформы". Вот поэтому и нет – потому что институции не работают, все на личных связях и усилиях.

    А "больше всех в СМИ пиз..т" тот, кто более ясно мыслит. Тут все закономерно.
  • pbrdn· 2011-11-11 16:22:27
    :-). Ясность мысли, тех, кто "пиз..т в СМИ", очевидна.
    "и в Германии, и в России все происходит на конкурсной основе".
  • pbrdn· 2011-11-11 16:29:37
    Действительно, Боря, разве кто-то поддержал меня с "Другим пространством", в том числе и ты? Вспомни мою просьбу опубликовать анонс фестиваля здесь, например. И что? О чем ты говоришь? Ты сам проявил элементарное жлобство, хотя что тебе это стоило? Или у тебя поддержкой яв-ся только "бабки"? Боря, можно без лицемерия? Вот сейчас вам дали "бабки" на "Платформу". Радуйтесь. Заслужили долгими беседами о музыке в СМИ, открытыми письмами от имени композиторов. Власть вас заметила и раскошелилась...
  • Boris Filanovsky· 2011-11-11 17:02:25
    Речь о том, что институции и вообще регулярная культ. жизнь не возникают по одной только инициативе снизу. Государство имеет обязанность поддерживать эти инициативы. В случае социально ответственного государства – скажем, в той же Германии – так и происходит. А в случае бандитского государства – как, например, в России – любые усилия одиночек уходят на обогрев космоса.

    (Да, и все же не стоит вести себя так, чтобы с тобой разговаривали снисходительно, словно с не вполне здоровым.)
  • pbrdn· 2011-11-11 19:19:37
    Дорогой Боря, может быть, хватит со мной разговаривать "словно с не вполне здоровым"? Ясномыслящий, давай разговаривать реально, а не скрываться за словоблудием... Что ты мне хочешь доказать? Мне омерзительно смотреть, как за высокопарными словесами в вашей группе вы элементарно зачищаете поле для получения грантов и заказов. Все остальное, игра слов. Мне не совсем интересно подбирать слова в общении с тобой.
  • pbrdn· 2011-11-11 19:24:23
    И потом, Боря, я отпустил реплику, на что-то ты развел высокопарные предложения. Что сказать-то хочешь лично мне? Ну, умеешь слова складывать и что? Конкретно можешь сказать что-то не переходя на уничижительный тон? Скорее всего, нет. Потому что есть что терять. А мне нечего терять, поэтому могу говорить "словно не вполне здоровый". А ты уже в Израиле, кстати? Мне тут говорили, что ты покидаешь эту бренную страну...
  • trumpetist· 2011-11-11 19:30:23
    Вот до чего доводит черная зависть... Бедные люди...
  • pbrdn· 2011-11-11 19:49:56
    а что такое черная зависть?
  • Boris Filanovsky· 2011-11-11 19:50:34
    Печально, печально.
  • pbrdn· 2011-11-11 19:59:33
    vantz: "На основании каких критериев будут выбраны победители среди этих проектов, т.е. среди соответствующих всем условиям конкурса?" Резонный вопрос. Сейчас, наверно, на основании личного знакомства.
  • pbrdn· 2011-11-11 20:36:30
    На всякий случай, для trumpetist: с недавних пор я не занимаюсь композиций и почти не занимаюсь музыкально-организационной деятельностью. Здесь высказываюсь от скуки, чтобы скоротать рабочее время, не более.
  • Boris Filanovsky· 2011-11-11 20:45:47
    А вот это совсем печально. Почему ты перестал писать?
  • pbrdn· 2011-11-11 20:53:12
    Не вижу в этом смысла.
  • pbrdn· 2011-11-11 21:01:51
    - "Почему ты перестал писать?"
    - "...любые усилия одиночек уходят на обогрев космоса"
  • Alexey Shmurak· 2011-11-11 22:26:43
    Показалась очень серьёзной и важной мысль Курляндского, процитированная в статье: "любой эстетический импорт в России доводится до абсолюта, пока не утрачивается связь с первоисточником". То есть, если я правильно понял, проводится оппозиция маргинальность Скандинавии / самоназванное мессианство России. Иначе говоря, молодым нашим авторам не хватает адекватно-прагматичного обращения с "традиционными" западноевропейскими мессиджами (что блестяще демонстрирует тот же Стеен-Андерсен). Думаю, корень проблемы в чём-то ментальном, некоем постромантическом - чит. посттоталитарном мышлении.
  • n-voice· 2011-11-12 00:58:08
    to Alexey Shmurak
    Леша, спасибо, мысль (моя) уловлена абсолютно точно. Речь не столько о прагматизме, а о том, что по-настоящему радикальное эстетическое высказывание не возможно без взаимодействия с уже существующими высказываниями, иначе его радикальность уходит в песок. Но, если я правильно понял Митю, он не видит в этом русском феномене заимствования с преувеличением заимствованного качества чего-то негативного.
  • n-voice· 2011-11-12 01:05:43
    to vanz
    критериями для отбора обычно являются портфолио заявителя и (это важно) убедительность проекта.
  • n-voice· 2011-11-12 01:22:20
    to vanz 2
    плюс важная, необходимое условие прозрачности механизма поддержки - сменяемость кураторов и членов жюри, конечно. Нет ничего ужасного в том что куратор отбирает проекты по своему усмотрению. Но на смену ему должен прийти другой куратор. Идеальной мне кажется модель фестиваля Руртриеннале, где кураторы, начиная с Жерара Мортье менялись раз в три года.
  • pbrdn· 2011-11-12 02:48:42
    "сменяемость кураторов и членов жюри" - a vot eto samoe vazhnoe uslovie, absolutno soglasen. vopros odin, kogda byl konkurs proektov? poche tak vse ne prozrachno s polucheniem grantov?
  • n-voice· 2011-11-12 02:52:03
    тендер, на котором платформа получила грант министерства культуры был, если я не ошибаюсь, в июле или в августе.
    Но программу и техзадание мы составили еще в мае. А начали - в феврале.
    если есть желание, пожалуйста напиши, что ты имеешь в виду под непрозрачностью?
  • pbrdn· 2011-11-12 03:09:59
    zhelania bolshogo net, potomu cho vse perehodit na lichnosti.
  • n-voice· 2011-11-12 04:01:47
    а, понятно). кстати, жаль, что ты не был на концертах. Они были хорошие.)
  • pbrdn· 2011-11-12 04:39:02
    ya i ne znal o koncertah tolkom, govoryat, chto bilety dorogie, da i udalayus' postepenno ot vsego. u vas praymo kak v molodyozhnyh tusovkah - svoi-chuzhoi. svoi fanaty, kotorye gorlo, yesli chto, peregryzut chuzhaku :-).
  • pbrdn· 2011-11-12 10:21:15
    "Речь идет не о выживании, а о том, что делать с историческим багажом". Да, это становится проблемой. В связи с этим исчезает актуальность современного творчества. Современный концептуализм, на мой взгляд, выхолащивает музыкальный профессионализм. Особенно за концепции падки молодые композиторы. Концерт 12 сентября в филармонии, например, показал в сравнении наших композиторов с иностранцами, что он не идет на пользу нашим в элементарном обретении профессиональных навыков. Тут в статье говорилось еще про движение к музыкальной скульптуре (объекту), так это воспринимается, как отказ от какой-либо музыкальной формы. Мышление становится карликовым. Такой подход к сочинительству происходит от желания писать быстро, чтобы успевать выдавать новые опусы для предстоящих концертов и проектов, которых, как ни странно, в России появляется все больше и больше, причем, именно молодые пользуются спросом. Посмотрим, к чему это приведет в целом.
  • Dmitri Kourliandski· 2011-11-12 10:29:24
    " Но, если я правильно понял Митю, он не видит в этом русском феномене заимствования с преувеличением заимствованного качества чего-то негативного." - ни негативного, ни позитивного - безоценочная констатация факта. а в позитив/негатив все обращает результат, т.е. музыка.
  • n-voice· 2011-11-12 13:34:01
    Олег, про професионализм, скажем в обычном инструментальном письме. - это действительно проблема. Но я не думаю, что это связано с концептуализмом, скорее с недостаточным весом в музыкальной практике по-настоящему сильного инструментального аппарата. У нас есть очень хорошие ансамбли, но они не являются институциями. Это обстоятельство отчасти и определяет вектор мышления русских композиторов, если можно так выразиться - параллельно исполнительскому аппарату. Тем не менее в концертах 5-го и 6-го ноября не прозвучало, на мой взгляд, ни одной российской пьесы, которую я мог бы упрекнуть в недостатке профессионализма. В концерте же 12-го сентября в филармонии,о котором ты пишешь, (тоже на мой взгляд, очень неплохом) демонстрировались учебные работы, написанные в рамках академии, там другие задачи - формулировка и воплощение музыкальной идее на очень небольшом временном отрезке.
  • vantz· 2011-11-12 14:12:24
    to n-voice
    Нет, не дал бы я Вам денег, если бы я был государством при таком способе отбора. В российских условиях я себе описанную Вами систему представляю так: вот создается комиссия, во главе которй становится предложивший ее композитор Невский. Композитору Невскому нравятся произведения композитора Филановского, поэтому когда подаются заявки, то композитор Н. выбирает наиболнее убедительную для него заявку композитора Ф., тем более, что и с портфолио у композитора Ф. все в порядке. На следующий год опять композитор Ф. оказывается наиболее убедительным, а на третий год правления композитора Н., чтобы был плюрализм, грант получает композитор еще какой-нибудь, который нравится композитору Н. и Ф. одновременно. далее происходит смена куратора. Кого же взять вместо композитора Н.? Ну конечно композитора Ф., который двукратный победитель, человек известный, да еще и всеми нами уважаемый бывший куратор композитор Н. его всячески рекомендует.
    Композитору Ф. нравятся произведения композитора Н., поэтому когда подаются заявки, то композитор Ф. выбирает наиболнее убедительную для него заявку композитора Н., тем более, что и с портфолио у композитора Н. все в порядке. И так далее. Такой способ управления для России совершенно органичен, я бы сказал внутренне присущ, протестовать против него чревато уголовным преследованием с последующим обвинением по ст. УК РФ 282. Именно в данный момент мы наблюдаем как премьер-министр РФ П. точно вот этим самым способом меняется местами с президентом РФ М. Но денег бы я на такой способ управления не дал ни копейки.
  • Dmitri Kourliandski· 2011-11-12 14:30:46
    vantz, странно вы как-то мыслите. почему только филановский? госзаказ во франции - это ежегодно порядка 100 заказов. где вы 100 филановских наберете? и жюри ежегодно меняется...
  • pbrdn· 2011-11-12 14:31:14
    to n-voice
    "в концертах 5-го и 6-го ноября не прозвучало, на мой взгляд, ни одной российской пьесы, которую я мог бы упрекнуть в недостатке профессионализма". Я слышал некоторые отзывы об этих концертах, они разные.
    Что касается этюдов, представленных 12 сентября, то у иностранце были равные с русскими условия, но их работы смотрелись на порядок лучше сделанными и продуманными. Без фамилий, этюд для скрипки соло, например, придумать можно за минуты, записать с легендой пусть даже за день. И это было бы нормально, если бы не было так тоскливо слушать, потому что это уже не вторичность материала, это что-то из области "показать язык". Комичность была в том, что исполнитель на полном серьезе это старался исполнить. Таких сочинений, если можно их так назвать, уже не единицы. Их клепают, как пирожки. Можно сказать, на наших глазах разыгрывается драма вырождения какого-либо творческого труда.
  • Dmitri Kourliandski· 2011-11-12 14:36:29
    и потом, композитор невский курирует музыкальную составляющую проекта платформа. просто обратите внимание, что заказы от невского не получили ни композитор ф, ни композитор к, но больше 10 совсем других композиторов...
  • pbrdn· 2011-11-12 14:47:17
    митя, но ты же получил заказ на оперу, пусть не от Платформы, но из Перми. Если посмотреть не на названия проектов, а не людей, их организовывающих, то видно, что Территория, Платформа, заказы оперных театров - одни и те же люди. И это в наших условиях понятно, только не надо говорить об объективности. Умеете себя подать - респект, есть портфолио - респект. Все правильно, но говорите как есть. Зачем видимость всеобщности создавать, ее нет. Есть интересы очень узкой группы людей, которые умны и умеют использовать ситуацию, к тому же профессионально музыки пишут.
  • Boris Filanovsky· 2011-11-12 18:16:20
    Композитор Н., почему ты не соблюдаешь интересы очень узкой группы людей? Мы с тобой одни и те же люди, так почему у меня до сих пор нет заказа от "Платформы"? Скорее исправляй положение, а то у композитора П. картина мира рушится.
  • vantz· 2011-11-12 19:05:40
    to Dmitri Kourliandski

    Я говорю не о Франции, я говорю о России и представляю себе российскую ситуацию. Во Франции люди другие, правовая система другая. Там я могу себе представить подобный конкурсный отбор, который действительно направлен на поддержку "лучшего" искусства, ну, хотя бы в том виде, в котором себе его представляют члены жюри, а в России - нет. Тут прозвучали слова про тендеры и министерство. Я в этой системе варился и продолжаю вариться. Говорить о прозрачности и об осмысленности поддержки чего-либо таким образом, это курам на смех. Существующих сейчас варианта с министерскими тендерами два и оба худшие: 1. откат + поддержка кого надо (реализуется в крупных проектах), 2. поддержка кого попало с бессмысленными критериями отбора (реализуется в мелких проектах). Других вариантов нет. Выделение денег по этой системе - это менее эффективно даже, чем их воровство, это нулевая эффективность. Лучше уж чтоб чиновник их просто стырил и отстроил себе дворец в Сочах. Так хоть строительные компании можно будет загрузить работой, а также производителей стройматериалов.
  • n-voice· 2011-11-12 19:17:35
    Уважаемый Vantz и дорогой Боря Филановский.
    Платформа ориентирована прежде всего на поддержку молодых композиторов.
    Тех, кто уже выиграл какой-нибудь молодежный конкурс, или просто в нем засветился, но кто еще недостаточно раскручен. Она выполняет промежуточную ступень между консерваторией и профессиональным миром. Как правило, да, эти же композиторы участвуют во многих других проектах, но такова природа успеха, ничего не поделаешь. Впрочем, у нас есть композиторы пока практически неизвестные, и мы рады что Платформа открывает новые имена, как это произошло с Кириллом Широковым в проекте идея Севера, например. Поэтому, боюсь, с заказами композиторам К. и Ф. будет сложно, они для нас слишком известны, и простите за банальность, слишком дороги. Что не мешает нам исполнять их отдельные сочинения (не более одного в сезон) , как это случилось с пьесой Филановского Collectivision в концерте 5.11.

    Более того, "платформа" поддерживает не просто камерную музыку, а проекты, которые сложно реализовать в обычном филармоническом пространстве. Это ее базовый принцип.

    Вообще, дорогой Vantz если куратором хотите быть Вы, почему - бы Вам не раскрыть свой псевдоним и не направить заявку художественному руководителю проекта? Заранее предупреждаю: работы очень много зарплаты очень небольшие, и, если у вас нет четкой эстетической концепции,за которую Вы готовы были сражаться (в позитивном смысле этого слова), если у вас нет эстетической сверхзадачи, то едва ли этот монотонная, часто сопряженная со стрессом работа доставит вам удовольствие. Но может быть именно это то, что Вас интересует? Напишите, и мы будем рады Вашим предложениям.
    С уважением.
    Сн
  • vantz· 2011-11-12 19:21:50
    Про проект "платформа" я мало чего знаю, поскольку Винзавод бойкотирую в связи с Трушевским :) (ну не только из-за этого, просто хипстеров не люблю). Однако рискну предположить, что деньги там в большинстве своем не государственные, а негосударственные деньги в России считать оч-чень хорошо умеют. С государственными проблема. Поэтому поддержку искусства со стороны бизнеса и прочих меценатов я всячески поддерживаю, но с них и спрос меньше - их деньги, кого хотят, того и поддерживают, какие проблемы. Нравится этим спонсорам композитор Неский, доверяют ему, так пожалуйста, пусть он кого хочет туда и приводит, а если будет низкая посещаемость и/или плохие отзывы, то его просто выгонят, вот и все. А государственные деньги, они подлежат общественному контролю (теоретически), хотя, конечно, у нас обычно не подлежат.
  • n-voice· 2011-11-12 19:24:50
    vantz
    И, в принципе, напишите пожалуйста конкретно, что именно в программе платформы вас не устраивает? Какие именно композиторы? И кого бы вы хотели видеть на их месте? В сети программа есть. Может быть тогда Ваша позиция станет более понятной и перестанет быть немного заносчивым голословным обвинением?
  • vantz· 2011-11-12 19:31:32
    to n-voice
    Псевдоним мой я уже когда-то раскрывал, но и еще раз могу :). Меня зовут Александр Ванецев и я бы с Фейсбука заходил без всякого псевдонима, но OS глючит и все время принимает меня за других людей. Я уже несколько комментариев оставил от лица каких-то ни в чем не повинных граждан, больше так не делаю.
    Что же касается кураторства, то спасибо за предложение, но я не чувствую себя достаточно компетентным в академической музыке. Если захотите электроакустику, шумовую музыку и free improvise поддерживать, то могу попробовать помочь. Я про критерии выяснял в рамках обмена опытом. Надеялся, что может у людей искусства есть какое ноу-хау в смысле распределения средств, которое люди науки могут позаимствовать. Но увы, люди искусства, судя по тому, что Вы написали, пилят деньги точно так же, как и люди науки)
  • n-voice· 2011-11-12 19:33:20
    Уважаемый vantz
    проект платформа целиком поддерживается министерством культуры, его учредителями (вы наверное плохо читали интервью) являются МХТ имени Чехова и Винзавод (никакой связи с Трушевским) Кроме того, нас поддерживает фирма Yamaha (бесплатным концертным инструментом) институт имени Гёте и Французский институт.Пожалуйст, загляните на сайт, прежде чем писать тут такие объемные тексты. Там есть вся информация.
    http://www.7th-studio.ru/about/


  • vantz· 2011-11-12 19:35:43
    to n-voice

    Вероятно это просто связано с потерей времени на набор текста и Вы уже прочитали мои предыдущие комментарии, но но всякий случай повторю: против проекта Платформа и участвующих в нем (проекте) композиторов я ничего не имею хотя бы потому, что практически их не знаю. Я говорил о гипотетической ситуации распределения госсредств при помощи конкурсов. Критерии, которые Вы предлагаете, представляются мне совершенно недостаточными для защиты от предвзятости и формирования узкой группы приближенных к столу.
  • vantz· 2011-11-12 19:37:30
    Давайте уже отвлечемся от проекта Платформа, он замечательный, но я про него не говорю. Вы меня перепутали с глубокоуважаемым pbrdn.
  • n-voice· 2011-11-12 19:38:25
    Уважаемый vantz
    У нас, кстати, будет концерт, целиком посвященный шумовой и импровизационной музыке. Скорее всего в ноябре 2012 года. Будем рады Вас там видеть.

    И все-таки, любопытства ради.

    Вы не читали программу, не были на концертах, не знакомы с историей проекта и его финансированием. Что, если не секрет, дает вам основания обвинять кураторов платформы в распиле денег? Ваш собственный опыт? какие-то внешние признаки?
    Поделитесь, пожалуйста Вашими соображениями.
  • n-voice· 2011-11-12 19:42:21
    Я, как Вы наверное догадываетесь, могу говорить только за себя и своих ближайших коллег. Обсуждать русскую ситуацию в целом мне не очень интересно, уже потому что я не только в Москве живу но и в Берлине. Но, вероятно, Платформа, как институция не была бы создана, если бы нас устраивали существующие институции, не правда ли?
  • vantz· 2011-11-12 19:49:05
    to n-voice

    Вы упорно привязывете мои слова к проекту платформа, хотя я уже несколько раз объяснил, что ничего не знаю про проект платформа и, соответственно, ничего про него не говорю. Вообще ПОСЛЕ того, как государство выделило деньги уже не так важно, куда их денут те, кому оно их выделило. Выделило и выделило, чего уж теперь поделаешь. Вопрос в том ПОЧЕМУ государство их выделило и на каких основаниях. Т.е. если уж Вам так хочется говорить про проект платформа, то мои претензии могли бы быть (если бы я знал, что Платформа - плохой проект, хотя я этого не знаю) не к Вам, как куратору распрделения уже выделенных денег, а к тем людям в Минкультуре, которые их выделили Винзаводу, хотя после поддержки Винзаводом Трушевского следовало Винзаводу не деньги выделять, сжечь его и сплясать на пепелище комические куплеты :)
  • pbrdn· 2011-11-12 20:05:59
    Если все так хорошо спланировано в Датском королевстве, почему слетел декабрьский проект? Средств не оказалось? Или что?
    Композитор Ф. решил, что рушит мою картину мира :-). Что-то слишком много на себя берет. У меня возникают вопросы, я их задаю. Если что-то не понимаю, то можно аргументированно, как это делает Невский, разъяснять. Ф. же разводит базар, делая вид, что интеллигентно сплетает слова. Наверно Ф. путает составление слов с мышлением.
  • pbrdn· 2011-11-12 20:11:09
    то, что пишет vantz по поводу грантов правительства, соответствует действительности. когда я уйду с прежней работы, обязательно поделюсь информацией изнутри. сейчас надо соблюдать корпоративную этику.
  • n-voice· 2011-11-12 20:14:17
    Про комические куплеты - идея хорошая, для финального проекта "Платформы" вполне реализуемая)). Но подавал-то проект не Винзавод, которому мы все, конечно, благодарны за предоставленную площадку, а Кирилл Серебренников, вместе с моими коллегами-кураторами Еленой Тупысевой, руководителем Центра современного танца ЦЕХ и Алексеем Шульгиным, преподавателем Школы Родченко. Каждый составлял программу своего направления, какие-то проекты мы делали вместе. Исполнительные продюсеры каждого направления вместе с генеральным продюсером составляли техзадание. И в общем, я думаю и сам проект и репутация каждого куратора играли не последнюю роль в принятии решения Минкульта. Если у Вас иная точка зрения, Вы должны ее обосновать, я думаю. Все остальное, боюсь за пределами моей компетенции, поэтому, если Вас интересуют детали, обратитесь пожалуйста непосредственно к художественному руководителю проекта. Или лично к Александру Авдееву, который присутствовал на пресс-конференции и открытии проекта. Это будет лучше всего, я думаю.
  • pbrdn· 2011-11-12 20:44:40
    Пожалуй, не зря, на мой взгляд, здесь произошел разговор. По крайней мере, после подробных комментариев Невского у меня сложилась общая ситуация по Платформе. Мне понравилось, что Невский честно и открыто рассказывает о проекте. Многие вопросы отпали. Прозрачность внушает доверие.
  • vantz· 2011-11-12 20:57:42
    to n-voice
    Еще раз хочу подчеркнуть, что я ничего про платформу не говорил в смысле прозрачности финансирования и т.д. Я про проект Платформа узнал вчера (или даже сегодня? не помню точно) в ходе чтения комментариев вот к этой вот статье, Вашему интервью. При помощи Яндекса я узнал, что этот проект имеет отношение к Винзаводу. Всё. Больше никакой информацией не владею, никаких материалов не читал и разоблачать чего-то не собираюсь. Поэтому давайте сойдемся на том, что у нас с Вами разный опыт. Я видел тендеры, в которых с критериями отбора всё было очень плохо и непрозрачно, а Вы видели тендеры, если это был тендер, ну неважно - какие-то дела с Министерством культуры, где все было очень хорошо и прозрачно. Мне мой опыт представляется более, скажем так, типичным, поскольку все, что я слышал-читал про подобные игры с государственными деньгами было как раз про непрозрачность и распил. Но, конечно, я не могу судить о всей картине в целом. М.б. множество честных людей в министерствах тихо делают свое дело и никто об это не пишет. Журналисты, они ведь такие, им только дай повод облаять правительство, а похвалить - шиш.
  • vantz· 2011-11-12 21:02:35
    Далее. На основании своего опыта я против выделения госсредств по конкурсам во всяком случае в том формате, который описали Вы много-много комментариев выше, поскольку думаю, что и тут все будет непрозрачно и лицеприятно. Такая была моя логика, когда я Вам много-много комментариев выше отвечал, что будь я государством, то денег бы Вам не дал. Из моего предыдущего опыта по части гос. проектов я исходил, а не из каких-то моих сведений о Вашей деятельности в рамках проекта Платформа.
  • n-voice· 2011-11-12 21:45:24
    Уважаемый vantz
    для человека науки у Вас немного странная логика, точнее, ее нет.

    Претензий ко мне Вы не имеете, с деятельностью моей незнакомы (познакомьтесь)
    денег бы, будучи государством, не дали. Потому что "все непрозрачно".

    Как я уже сказал в интервью, нельзя удовлетворить людей, которые заведомо враждебно к вам относятся. Почитайте, что ли, мою биографию (хотя бы в википедии, но лучше на сайте издательства ) а потом задавайте вопросы.
    http://www.ricordi.de/startseite.0.html?&L=1&tx_ttnews[backpid]=16&tx_ttnews[tt_news]=90&tx_ttnews[backPid]=15

    Похоже, мне остается только напиться с горя, чем я сейчас и займусь.

    Пока.

    И немедленно выпил (тм)
  • vantz· 2011-11-12 22:18:40
    Я не могу понять, с чего Вы взяли, что я вообще говорил о Вас? Вашу замечательную персону, Вашу деятельность и т.д. и т.п. я не рассматривал в принципе. Я говорил о способе распределения госсредств при помощи конкурсов с критериями отбора, которые Вы описали (портфолио, убедительность проектов и т.д.). "Нет, не дал бы я Вам денег, если бы я был государством при таком способе отбора" - это просто фигура речи, связанная с тем, что Вы перечислили такие критерии отбора в конкурсах. Это означает только то, что не стал бы я денег давать на такие конкурсы, если бы это от меня зависело, поскольку ... см. мои аргументы выше. При чем тут вообще Вы лично и зачем мне знакомиться с Вашей деятельностью для того, чтобы утверждать, что все госзаказы, которые я видел, распределялись либо нечестно, либо произвольно?

    "Теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположенье в воздухе. Достаточно сказать только, что есть в одном городе глупый человек, это уже и личность; вдруг выскочит господин почтенной наружности и закричит: «Ведь я тоже человек, стало быть, я тоже глуп», — словом, вмиг смекнет, в чем дело." (с) Н.В. Гоголь. "Мертвые души"
  • Boris Filanovsky· 2011-11-12 22:25:12
    <<<боюсь, с заказами композиторам К. и Ф. будет сложно, они для нас слишком известны, и простите за банальность, слишком дороги.

    Ну вот. Едва только я набрал обороты как композитор – оказывается, что я overqualified! Сережа, предупреждаю, я тоже пошел напиваться.
  • Dmitri Kourliandski· 2011-11-12 22:37:05
    присоединяюсь к вам с коньяком
  • Alexey Shmurak· 2011-11-12 23:44:55
    а как же бехеровка?
  • n-voice· 2011-11-13 02:30:49
    УВАЖАЕМЫЙ Vantz. так это вы тут просто так оставили 23 комментария без всякой связи с моей персоной и содержанием интервью? устройтесь на интересную работу!
  • vantz· 2011-11-13 15:42:18
    to n-voice

    Браво! Стоило мне повторить шесть раз, что я не говорю о Вас лично, как Вы уже сообразили это. Не каждый композитор, я думаю, может похвастаться такой быстротой ума. Проект Платформа, чем бы он ни был, в Вашем лице сделал ценное приобретение - куратор должен обладать значительной сообразительностью и умом. Ну что же, я думаю, что после этого блестящего результата, касающегося того, о чем я НЕ говорю, мы можем смело перейти к вопросу о чем же я все-таки говорю. Думаю, что еще восемь-десять повторений моей мысли позволит Вам понять и это.

    А говорю я о (не)целесообразности выделения государственных средств для поддержки современного искусства.
    Связано ли это с Вашей персоной? Нет.
    Связано ли это с "содержанием интервью"? Да.
    Цитирую подзаголовок интервью: "Музыкальный куратор проекта «Платформа» (...) о том, что в господдержке современного искусства нет ничего ужасного".
    Вот в связи с этим я и спросил Вас какие критерии отбора проектов для поддержки современного искусства Вы считаете достаточными, приемлемыми и т.д. Вы перечислили эти критерии, а я в ответ выразил сомнение в том, что в нынешних условиях господдержка с такимим критериями отбора будет поддерживать что-либо, кроме проектов от "приближенных к столу". Сомнение мое базируется на опыте научных конкурсов, в которых отбор проектов происходит примерно тем же способом, что и Вы описали, и происходит совершенно непрозрачно. Логика простая: раз в науке эти критерии действуют очень плохо, то и в искусстве они будут действовать не лучше. При этом я, к сожалению, употребил слишком сложную даже для самых сообразительных композиторов риторическую фигуру и ненамеренно привел Вас к мысли, что я лично Вас считаю препятствием для прозрачного распределения финансирования проектов в академической музыке. Это не так и я приношу свои извинения за то, что я так неудачно выразился. Я говорил только о критериях отбора. Вот. Именно в связи с неопределенностью критериев отбора, оставляющих огромное пространство для сговора, я и считаю сомнительной идею господдержки современного искусства, а лично Вы тут совершенно непричем. Тем не менее, мои мысли связаны с содержанием интервью, поскольку частично оно и было посвящено как раз господдержке современного искусства. Повторив свою основную мысль три раза на протяжении этого комментария я, пожалуй, остановлюсь и посмотрю на результаты.

    PS Чего это еще за "интересная работа" в выходные дни? Что за чепуха? Пожалуйста, не нагружайте свой мозг еще и заботой обо мне, это уже явно непосильная задача. Сосредоточьтесь лучше на сути нашего разговора.
  • tridi· 2011-11-15 01:03:41
    Государство только тогда имеет право выделять на что-то средства, если понятны и определены цели и задачи. С этой точки зрения мне интересно - какая выгода для государства в выделении средств на "Платформу"? Я так понимаю, что на выходе должны быть шедевры? Нет? Тогда это обычный "распил" народных средств))

    - А что есть шедевры?
    На этот вопрос можно ответить перечислением признанных шедевров в области классической музыки.
    - А появились ли музыкальные шедевры в той же Норвегии или в Европе?
    Кто это определяет?

    А мне так кажется, что - ничего не происходит... Как бы, кем и где не выделялись деньги... Норвегия, Франция... А шедевры то где?)))
  • tridi· 2011-11-15 01:05:59
    ОТКАЗ ОТ АВАНГАРДИЗМА, ПОСТАНОВКА ЕГО ВНЕ ЗАКОНА - ВОТ ДОРОГА К БУДУЩИМ ШЕДЕВРАМ
  • tridi· 2011-11-15 01:16:27
    Мир становится циничным и лживым. Люди по-настоящему творческие, с искрой Божьей, с чистым сознанием и совестливым сердцем - растаптываются всякого рода концептуалистами-авангардистами чуть ли не в младенческом возрасте. Вот почему не появляются шедевры... А от того, что проходимцы под всякими предлогами присосутся к государственным, т.е. народным средствам - ничего не изменится. И шедевры не появятся.
  • tridi· 2011-11-15 01:22:23
    Человек - вот мерило ценностей, а не авангардизм, концептуализм и иная дрянь под знамёнами "нового" и "современного"
  • tridi· 2011-11-15 01:32:24
    То, что сегодня происходит - это КРИЗИС и прежде всего - НРАВСТВЕННЫЙ.
    Необходимо вернуться к утраченным духовным ценностям.
  • tridi· 2011-11-15 01:52:43
    Человек имеет право просто дышать чистым воздухом через ноздри - без всяких трубочек и "сладеньких" химических новинок.
    Человек имеет право просто плакать, смеяться, любить - то есть чувствовать и переживать - и этим наслаждаться.
    Человек имеет право быть нормальным и жить без извращений.
    Человек имеет право любить своих предков и их творчество.
    Человек имеет право жить честно и независимо.
  • Yelena Sierova· 2011-11-15 02:06:27
    Веселые вы и весело вас читать....
  • Yelena Sierova· 2011-11-15 02:16:15
    tridi, что по вашему мнению есть "шедевр"?
    Меня вот обвинили давеча, что я "легла" под определенную эстетику, при этом с тонким намеком на влияние определенной киевской "тусовки"... А могла же написать ШЭДЭВР!
    правда, пичалька?
  • tridi· 2011-11-15 10:28:57
    to Yelena Sierova
    //Меня вот обвинили давеча...//
    Преодоление навязываемых страхов ведёт к независимости.
    А шедевр - это не относительность в формулировках, а сущность.
    Шедевры всегда несут миссию просвещения-оповещения и передачу информации от сердца/ума к сердцу/уму.

    //правда, пичалька?// - Спасибо)
  • tridi· 2011-11-15 10:34:54
    Если сердце не откликается на новейшую и распрекраснейшую концепцию - значит вас обманывают)
    /Из афоризмов tridi/
  • tridi· 2011-11-15 10:38:01
    Понимать - это слишком примитивно. Чувствовать и восхищаться - вот что необъяснимо)
  • tridi· 2011-11-15 10:40:54
    Нет никакой разницы - вас обманывают или вы сами себя обманываете)
  • spb4· 2011-11-15 13:48:01
    жесть. террариум.
  • tridi· 2011-11-15 22:52:02
    учится говорить - похвально)
  • tridi· 2011-11-15 23:54:36
    //Появилось целое поколение очень серьезных композиторов, к которым присматриваются во всей Европе. Это во-первых.//
    - Очень конкретно и убедительно: "поколение очень серьезных композиторов"... "к которым присматриваются во всей Европе"... "Это во-первых"...


    //Во-вторых, Норвегия — единственная скандинавская страна, которая дает заказы композиторам-иностранцам//
    - Вероятно, Сергей Невский - единственный композитор-иностранец, которому Норвегия сделала заказ)). Но и здесь какая-то двусмыслица: что есть композитор-иностранец?

    // Вот Гройс говорит о том, что современное искусство уже давно работает с темой своей избыточности.//
    - К сожалению не знаком с творчеством Гройса, но очевидно, что современный авангардно-звуковой мусор уже многократно превысил все допустимые нормы. Уже пора вызывать экологическую полицию для защиты культурного пространства.

    //Но у норвежцев это на более глубоком уровне//
    - С чего бы это?

    //Потому что вся русская музыка — это импорт. Начиная с партесного пения. Я уж не знаю про стихиры Иоанна Грозного — наверное, это тоже был византийский импорт.//
    - А вся австрийская музыка - это не импорт? А французская, немецкая, итальянская, японская, американская? ... А какая музыка - не импорт?... Может быть, в России воздух, вода, природные ландшафты и пр. - тоже импорт? И только газ-нефть экспорт?)))
  • n-voice· 2011-11-16 18:55:01
    всем психам построиться в алфавитном порядке!
  • tridi· 2011-11-16 21:03:52
    даже в ругательствах - какая-то серость)
  • tridi· 2011-11-16 21:17:02
    унижать, оскорблять: как мельчает нынешний "серьезный композитор", к которому "присматриваются во всей Европе")
  • tridi· 2011-11-16 21:20:18
    //Когда мы гуляли с норвежским композитором Эйвиндом Торвундом по Москве, он сказал, что Москва ему напоминает Японию. Потому что интенсивность заимствований совершенно безумная//
    - Нормальные иностранцы - чумеют от России, восхищаются - это правда)))
  • tridi· 2011-11-16 21:23:37
    //Если у Лахенмана есть тонкие диалектические взаимоотношения между звуками и шумами, то у Курляндского — только шум. То есть какой-то принцип берется извне и доводится до предела. Но сами русские композиторы этого не осознают, потому что их диалог с европейским контекстом минимален//
    - Кукушка хвалит петуха (с), а в остальном - смысл тёмен)))
  • tridi· 2011-11-16 21:28:03
    //Если люди пишут симфонию, где ритм — восьмая, две шестнадцатых, они тоже не осознают, что это Шостакович. Им бы, кстати, также не помешало послушать норвежскую музыку.//
    - А если люди пишут не симфонию?)))

  • tridi· 2011-11-16 22:07:48
    Интервью с С.Н. ну как-то совсем не окрыляет, даже не за что зацепиться) - о чём человек думает, что хочет сказать?... всё жалуется на мамку - плохая она, недоразвитая: маргинальности видишь ли ей не хватает... а была бы норвежкой или британкой, так всё бы было в самый раз))... Нет, почитаю-ка я лучше Стравинского, Прокофьева, Шостаковича - наберусь ума, понаслаждаюсь их шедеврами: они, как пчёлки, собрали мамкины соки, плохие и хорошие, скамлали в нектар - а иностранцы души в нём не чают, им всё - хватает)))
  • tridi· 2011-11-16 22:11:57
    //... восьмая, две шестнадцатых, они тоже не осознают, что это Шостакович.//
    - а ещё не осознают, что это шутка Баха)
  • tridi· 2011-11-17 10:01:49
    ... и Прокофьев пошутил - в его "Ромео и Джульетта" сплошь и рядом та же ритмоформула (Улица просыпается, подголоски Утреннего танца, Приготовление к балу, Танец девушек с лилиями) - а ведь осознавал, "что это Шостакович")
  • tridi· 2011-11-17 20:57:34
    А Шостакович в своей 15-й симфонии даже процитировал источник - Россини, опера "Вильгельм Телль" - откуда позаимствовал свою коронную энергоносительную шостаковичевскую ритмо-формулу)))...
    Мне кажется, что её можно назвать РИТМО-ФОРМУЛОЙ ЮМОРА И САТИРЫ.
    Ничто не ново под луной)
  • Yelena Sierova· 2011-11-18 03:37:15
    tridi ,вы кроме Прок и Шост кого то еще знаете?
  • tridi· 2011-11-18 10:21:42
    to Yelena Sierova
    Ел Сер ( в хорошем смысле слова) - их ("Прок и Шост") не только я знаю, поэтому пассаж о Шостаковиче у Невского оказался крайне неудачным (поверхностно-заштампованным). И ещё - перечисляю эти славные русские имена потому, что Невский комплексует по поводу всего, что имеет отношение к русскому. И в то же время, использует имидж русского - за рубежом и Невского Зарубежного - в РФ)))
  • pv· 2011-11-18 12:25:37
    он еще людвига вана клиберна любит... живой труп триндящий
  • tridi· 2011-11-18 22:38:58
    Хорошо сказано. Аж дух захватывает. Море эмоций и ассоциаций)))
  • tridi· 2011-11-18 23:02:01
    Люди, бросайте свой авангардизм - открывайте новые миры. Они будут расти из простых зёрен, наливаться соками, зреть и плодоносить ... А потом обязательно наступит время дряхлости и болезней, как это имеет место сегодня с т.н. авангардизмом). Пожалуйста, отключите аппарат поддержки - дайте старику спокойно умереть.

  • pv· 2011-11-18 23:22:44
    давно бы так )
  • tridi· 2011-11-18 23:50:12
    Авангардист, вспомни - когда-то ты был просто ребёнком)
  • pv· 2011-11-19 01:07:22
    опять откровения баяниста
  • tridi· 2011-11-19 11:20:39
    это русофобия?
  • pv· 2011-11-19 12:55:14
    это диагноз
  • tridi· 2011-11-19 15:26:31
    Этот диагноз : очередной штамп ala Элочка Людоедка - родите, пожалуйста, хоть что-нибудь своё)
  • pv· 2011-11-19 16:35:56
    à la - в трех буквах две ошибки
  • tridi· 2011-11-20 17:23:29
    зато мысли - безошибочные), закомплексованный вы наш)
  • tridi· 2011-11-20 17:37:37
    //Я написал про это целую статью на немецком языке, которая называется «От произведения к объекту». Смысл состоит в том, что сами композиторы в России от произведения, где есть начало и конец, все больше движутся в сторону создания этаких «звуковых скульптур».//
    - Любое живое (не мертворожденное) можно условно разделить на: начало - середину (продолжение, продление и пр.) - конец. Формула: начало-конец - ущербна. Кажется, в живой природе такого не наблюдается). А что такое "этакие звуковые скульптуры"?))
  • tridi· 2011-11-20 17:55:08
    Плохой пример: рождается младенец и сразу умирает. Всё-равно будут пройдены 3 фазы: рождение - существование /проживание/ - уход. И нет никакой разницы с дряхлым старцем в 100 лет - те же 3 фазы. И в музыкальных сочинениях, с точки зрения времени - обязательно будут 3 фазы. А формула: начало-конец м.б. только у в голове авангардиста)))
  • tridi· 2011-11-20 18:00:10
    Авангардист, умозрение /даже на немецком языке/ - это дефектный, ущербный, односторонний взгляд на мир.
  • tridi· 2011-11-20 18:02:15
    pv - это сокращение?)
  • tridi· 2011-11-20 18:08:12
    Екатерина Бирюкова сделала очень хорошее интервью - спасибо!
  • tridi· 2011-11-22 10:19:46
    Для авангардиста всё, что есть действительно хорошо - объявляется устаревшим
    /Из афоризмов tridi/
  • Elena Gantchikova· 2011-11-24 10:44:15
    Ну, непристойность хамских высказываний Бори Ф уже привела к тому, что с ним нормально воспитанные люди давно перестали здороваться (только отгавкиваться мне в ответ не надо, я не собираюсь общаться), но вот раздражение по отношению к Серёже, в данном контексте не понятно. Человек рассказал столько полезного и интересного.
  • tridi· 2011-11-25 10:48:57
    Мягко стелет - жёстко спать)
  • n-voice· 2011-11-25 16:17:52
    Алена, я боюсь, что содержание интервью для большинства комментаторов не имеет никакого значения.
    Люди просто реагируют на сам его факт.
  • tridi· 2011-11-25 21:14:25
    "Алёна")) - это всё из той же оперы - "влезть в душу"(неискренность), а БФ - друг, как бы и кому он не хамил). А вот такой пассаж://n-voice· 2011-11-16 18:55:01 всем психам построиться в алфавитном порядке!// - можно ли вообще считать адекватным поведению человека порядочного?
    Не следует обманываться - всё очень жёстко, на войне, как на войне))
  • tridi· 2011-11-25 21:42:54
    Я против сетевого авангардизма, против его русофобии - аргументирую, как могу, находясь почти в одиночестве). Хочу, чтобы люди повернули на путь свободы, но не безнравственной разнузданности. Шедевры расцветут из простого, но человеческого. И эта простота будет - необъяснимой, божественной, рождённой любовью. И она не будет интернациональной. Ведь люди - не интернациональны, не среднеарифметическое нечто)). Не вижу достойных аргументов в полемике - только ругань. Люди - зачем вы себя зомбируете, чего вы так боитесь? И не завидуйте СН с его проектами - за красивыми словами, надёрганными фактами из "источников" и терминологическими "непонятками-тумманами"- ничего нет. Сердце, честь, сострадание, любовь, красота... и борьба с сетевым авангардизмом)) - вот что останется, остальное, как шелуха - отлетит и канет в Лету)).
  • tridi· 2011-11-29 15:44:13
    Модернизм - всё, Авангардизм - ничто.
    /Из афоризмов tridi/
  • tridi· 2011-11-29 16:09:48
    Простое может быть глубоким, а сложное - примитивным
    /Из афоризмов tridi/
  • tridi· 2011-11-29 16:13:17
    Простое может быть глубоким и необъяснимым, а сложное - примитивным и предсказуемым.
    /Из афоризмов tridi/
  • tridi· 2011-11-29 16:20:04
    //— В рамках проекта «Платформа» на «Винзаводе», где ты (НС, ред.) курируешь музыкальную составляющую, прошла дискуссия на тему «Зачем нужна современная норвежская музыка?». А такая дискуссия-то зачем нужна?//

    Не представляю, как в рамках какого-нибудь проекта в Норвегии могла пройти дискуссия на тему «Зачем нужна современная русская музыка?»))))))))))))))
  • tridi· 2011-11-29 16:28:32
    //— Я взял Норвегию как модель для рефлексии на тему русской ситуации.//

    А почему не Данию, Швецию, Исландию, Израиль, Китай, Северную и Южную Корею или UK и USA?))) - тоже неплохие модели для рефлексии на тему русской ситуации)
  • tridi· 2011-11-29 16:36:32
    //Потому что там тема с современной музыкой очень специфична. Первая консерватория открылась в Норвегии в 1972 году — одновременно с нахождением в стране нефти.//

    Тема с "современной" музыкой сегодня во всех странах очень специфична)
    А консерватории в России возникли на 100 с лишним лет раньше, чем в Норвегии и не в связи с нахождением в стране нефти))) Так по какому поводу рефлексируем?)
  • tridi· 2011-11-29 16:45:38
    //И это очень сказывается на том, как выглядит норвежская музыка. С одной стороны, она все время взаимодействует с традицией послевоенного авангарда. С другой стороны, она очень иронически и дистанцированно к ней относится. Ощущение себя чужим, маргиналом, осознание этого как некой эстетической позиции, повода для рефлексии и эстетического преимущества, в конце концов. Вот это отличает норвежскую музыку.//

    - Можно изложить проще: норвежцам навязывают "традицию послевоенного авангарда" (термин весьма невпазумительный), а они эту "традицию" не воспринимают))) Также "маргинально" относятся к навязываемой "традиции" и в России)
Все новости ›