Это же надо умудриться довести лучшее училище до такого положения!

Оцените материал

Просмотров: 18206

Гнесинка: проигрывают все

Владислав Тарнопольский · 27/09/2011
Студент Гнесинского колледжа размышляет о происходящей там разрушительной реструктуризации

©  РИА Новости / OpenSpace.ru

Гнесинка: проигрывают все
​19 сентября министр культуры Александр Авдеев подписал указ о реорганизации Музыкального колледжа (училища) имени Гнесиных. Согласно указу, через несколько месяцев это учебное заведение должно будет войти в состав Академии музыки имени Гнесиных. Студенты колледжа организуют сбор подписей и акции протеста против слияния с вузом, преподаватели направили запрос в Госдуму. Минкульт уверяет, что слияние пойдет всем только на пользу, руководство обоих учебных заведений уже начало процесс реорганизации. На сегодняшний момент обстановка в колледже столь напряженная, что процесс, который на бумаге называется «слиянием», может привести, напротив, к расколу коллектива и к фактической ликвидации знаменитого училища, основанного семьей Гнесиных еще в год изобретения кинематографа.

Впрочем, нельзя сказать, что проблемы у Гнесинки возникли как гром среди ясного неба. Гром действительно грянул, но среди давно сгущавшихся туч. Во-первых, Гнесинка — единственное музыкальное учебное заведение подобного статуса, которое не имеет дополнительного государственного гранта. Несколько лет назад колледж фигурировал в списках на грант, но в последний момент внезапно из них пропал, как тогда говорили, «вследствие технической ошибки». В результате педагоги из числа лучших в стране получают сейчас 4000 рублей в месяц — деньги, которые даже символическими назвать нельзя. При этом одним из главных плюсов присоединения к академии называют улучшение финансового положения. По сути, одну ошибку — отсутствие гранта — пытаются компенсировать другой: ликвидацией самого колледжа как самостоятельной институции.

Другая проблема — это мина замедленного действия, которую подложил под все творческие вузы механический переход на «болонскую систему». В результате двухступенчатое разделение (бакалавриат и магистратура) вводится внутри вузов, а училища оказываются вообще вне системы координат. А ведь едва ли найдется хоть один музыкант, который не признает, что уровень выпускников наших училищ превышает уровень любого западного бакалавра. Логичным продолжением ситуации станет «реорганизация» всех музыкальных училищ в стране, что повлечет за собой упадок всего музыкального образования, хотя это одна из немногих конкурентоспособных и конвертируемых наших отраслей. Ведь не секрет, что сила российской школы во многом заключается именно в наличии мощного «среднего звена».

И здесь возникает сразу несколько вопросов. Если такая реорганизация будет тотальной, то почему она не началась одновременно во всех училищах? Если сливать (во всех смыслах) будут только Гнесинку, то почему именно ее? Зачем реформировать то немногое, что в реформах как раз не нуждается?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • Anna Khripunova Balci· 2011-09-27 23:05:51
    Тема слияния всех и вся знакома, преподавателей не спрашивают нигде, сливают всех со всеми по всей стране, неразбериха полная. Но мне-то думалось, что это только у нас в провинции так.
  • tridi· 2011-09-27 23:09:08
    Музыкальные училища в РФ не следует реформировать таким образом. Все сливания будут во вред: возникнет неуправляемость и сокращения. А в результате "перестройки" - потеряем русскую образцовую музыкальную систему - просто и гениально выстроенную нашими предками. А нужно только - внутри немного почистить, обновить, дофинансировать. А в Министерстве культуры сократить чиновников - разработчиков "перестройки")))
  • Ann Avdeeva· 2011-09-28 08:35:13
    http://www.facebook.com/note.php?note_id=200446010025919
  • Ann Avdeeva· 2011-09-28 08:42:20
    Ничего и никто не сможет сделать. По Москве все общеобразовательные школы, не то что музыкальные, все переходят на самостоятельное финансирование. Они могут обеспечить себя таковым только в том случае, если переквалифицируются в бизнес структуры и начнут зарабатывать деньги. Какое образование, о чем вы? Мы живем в новой стране и в условиях новой системы, где менеджер должен встать во главу школы, театра, музея, а его специализация или ориентация на эту сферу никому не интересна. И уж тем более этот менеджер не будет спрашивать сотрудников совершать ему какой-то шаг или нет.
  • Катерина Любич· 2011-09-28 17:13:42
    в Министерстве культуры сократить чиновников - разработчиков "перестройки")))
    Подписываюсь под этими словами сто раз!
    и следующий шаг - очистить образование от фурсенки и его профурсенок
  • DZETA· 2011-09-28 20:48:27
    "В результате педагоги из числа лучших в стране получают сейчас 4000 рублей в месяц"

    Это возмутительно! Позор правительству России и Министерству образования!
    Кто допустил такое безобразие в оплате преподавателей?!! Откуда взята эта цифра? Почему 4 000 рублей в месяц?
  • PanJerzy· 2011-09-29 05:13:28
    К вопросу о реорганизации в других вузах - она уже давно идет. Теперь это называется система "школа - колледж - вуз", присоединяются дополнительные участники (Институт музыки + Художественное училище + Колледж культуры, кафедры сливаются - опыт Челябинска). Кстати, пока негативных последствий нет, но еще на всякий случай - ждем-с.
  • tridi· 2011-09-29 20:52:29
    В Москве Институт им. Шнитке - кажется, первый опыт такого слияния.
  • tridi· 2011-09-29 20:54:14
    Кстати, до смерти Е.Ф.Гнесиной - вся структура подчинялась ей и была единой
  • tridi· 2011-09-29 20:56:43
    Возможны слияния или разъединения - но всё будет зависить от качества и искренности побуждений.
  • patifon· 2011-09-29 23:55:26
    Извините, но,кажется мне, если бы Елена Фабиановна была еще жива и объединение сулило бы переход под её руководство, все были бы только рады.
  • Karl Buratinovich· 2011-09-30 06:14:24
    Дык.. Похоже, реформаторский зуд отражает единственную цель зудящихся - ликвидацию. Любым путем. (На их языке - оптимизацию расходов, "диверсификацию" и проч.). Вместо работающих эскалаторов - дешевые (в смысле неработающие - например, ст. "Спасская", СПб), вместо музыкальных школ - "контингент потребителей услуги" (гляньте, что пишут нынче "в раёнах" - это же с ума сойти можно: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%EC%F3%ED%E8%F6%E8%EF%E0%EB%FC%ED%EE%E5%20%E7%E0%E4%E0%ED%E8%E5%20%EC%F3%E7%FB%EA%E0%EB%FC%ED%E0%FF%20%F8%EA%EE%EB%E0&source=web&cd=14&ved=0CEwQFjADOAo&url=http%3A%2F%2Fwww.tagancity.ru%2Fdocs%2Fmz%2F2011%2Fdmsh3_2011.pdf&ei=VCSFTpTTBYHb4QTAo5WLDw&usg=AFQjCNGSg-2hrBcrpDWPz6WSN2x4kZ-TMQ&sig2=GBRT6-chJxK2aigZPYpNYg&cad=rjt). Теперь вот до училищ добрались - рассадникам музыкального образования..
    (У нас в Питербурхе музшколы пока не закрывают, но уже ввели комендантский час - музыкой нельзя заниматься после 20 часов, прокуратура за этим строго следит!)
  • tridi· 2011-10-02 23:27:29
    Многие говорят, что музыкальное училище просуществовало более 100 лет. Но училище - именно так и называлось учебное заведение при Е.Ф. Гнесиной было под её крылом также, как и музыкальная школа и институт. По-сути, это было единое музыкальное заведение, разделённое на возрастные звенья. После её сметри, все эти звенья приобрели административную самостоятельность. Стало ли лучше от этого? Не уверен. Всё-таки, было бы лучше, если бы появилось единое руководство. Но при условии, что весь этот комплекс возглавляет личность, равнозначная Е.Ф. Гнесиной - выпускнице консерватории. Которая набирала в преподаватели - выпускников консерватории.

  • tridi· 2011-10-02 23:30:01
    Масштаб личности руководителя - вот что главное.
  • koluchkka· 2011-10-03 12:23:07
    На самом деле, систему колледж-консерватория давно пора реформировать. потому что срок обучения слишком большой, и потому, что в консерваторию ты приходишь уже очень хорошо подготовленным и на первых курсах изучаешь уже тебе известное.
    Это понятно, что их нужно сливать в одно. Или сделать так, чтобы студенты колледжа имели возможность поступать сразу на 3 курс, например.
    Другой вопрос, что я, так же как и вы, не верю, что эту реформу у нас проведут грамотно и не развалят все окончательно.
  • Mikhail Arkadiev· 2011-10-07 05:42:40
    http://grani.ru/blogs/free/entries/191599.html
  • Mikhail Arkadiev· 2011-10-07 05:43:33
    Ситуация с объединением моей alma mater - Российской академии музыки им. Гнесиных - и бывшего знаменитого училища, собственно «Гнесинки», а ныне Колледжа им. Гнесиных сама по себе не была бы поводом для реплики на "Гранях", если бы не одно обстоятельство, вернее, так сказать программная формулировка, поразившая меня при чтении приказа А.А. Авдеева, а именно: "В целях оптимизации структуры подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации, в соответствии с Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений..." И так далее. Что тут скажешь? Они совсем офигели. Слова все же еще кое-что значат в нашем изнасилованном приблатненной номенклатурой языке. Ликвидация... впрочем, что это я? Точнее не скажешь. Именно. Ликвидация.

    Но отреагировал-то я не на это сильное слово, а на слово гораздо более, как кажется, безобидное, нейтральное: оптимизация. Вот тут в моей голове вдруг связалось то, что и заставило меня взяться за перо специально для "Граней". Я же именно об этом писал в "Гранях", совершенно не предполагая, что так скоро и до боли знакомо все коснется Гнесинки. Позволю себе небольшую самоцитату:

    Оркестры сейчас отдают под бюджетные организации, то есть филармонии. За семь лет до моего появления Тихоокеанский симфонический оркестр был независимым оркестром радио и телевидения с собственным бюджетом. Это был очень приличный самостоятельный оркестр. А теперь его привязали к филармонии, у них общий филармонический бюджет. И оркестру выделятся часть из этого бюджета. Тотальная оптимизация – так они это называют.

    Оказалось, что, как я и предполагал, вся известная ситуация вокруг Тихоокеанского симфонического оркестра, ОНФ и моего отъезда из Владивостока по сути является точным отражением тотальных процессов, проходящих сейчас в России, в том числе во всех так называемых, культурных (и не только культурных) бюджетных учреждениях.

    Присоединение Колледжа к Академии не что иное, как методичное и безжалостное уничтожение остатков сомнительной, но все же «стабильной» финансовой независимости, причем как Колледжа, так и любимой мной Академии. Потеря свободы может быть только взаимной. Это ситуация медленного финансового и политического (ибо любое сокращение независимости и свободы есть политический акт) удушения училищ, вузов, оркестров, театров и музеев в России.

    И тут для меня начинается мистика, сердце мое холодеет от слишком уж участившихся совпадений в моей жизни: вчера в первой половине дня, ничего еще не зная о приказе господина министра, я опубликовал в ЖЖ и на Фейсбуке письмо адвоката pro bono О. Талалаевой ректору РАМ им. Гнесиных о плавном и хладнокровном моем увольнении из родного во многих смыслах музыкального вуза.

    "Ну почему оптимизация и ликвидация так упорно и сжато по срокам преследует именно меня!" - хочется мне крикнуть.

    Недопустимый и малодушный самообман. Это процесс, необратимо захвативший всю Россию, от Костромы до Уссрийска, захвативший, и медленно, мучительно, унизительно убивающий тех людей, те семьи, тот средний класс, который бесповоротно просмотрела наша гламурная оппозиция, скромно выбирающая серфинг и гордящаяся, что это не яхтинг.

    Эта оппозиция просмотрела и потеряла за 10 лет те тысячи и тысячи образованных и талантливых людей всех специальностей, особенно творческих, педагогических, музейных, библиотечных, медицинских - всех работающих в бюджетной сфере. Тех людей, которые по своей ментальности и начитанности не уступают, а порой и превосходят европейский средний класс, но живут на грани нищеты и гниют от унижения и непонимания того, что происходит. Поэтому в заключение я позволю себе еще одну цитату из своей статьи 2007 года:

    ...эта картина тяжелого сползания России в провинциальное средневековье и беззаконие вызывает желание сопротивляться... Эта ситуация – своеобразная уменьшенная копия советского времени, когда люди совершенно разных взглядов чувствовали себя принадлежащими к одному классу: классу тех, кого давит советский Левиафан. Теперь вновь мы готовы себя ощутить теми, кто противостоит самому отвратительному из человеческих зол: наглому всевластию и беззаконию государственных функционеров. Поэтому так естественно рождение и развитие нового "революционного движения" в России – движения сопротивления. И оно обязано быть. Даже если оно обречено.
  • tridi· 2011-10-09 22:31:09
    А где взять других государственных функционеров? Уже были революционные движения - и снова те же, родные функционеры). Если, например, человек начнёт сопротивление невежеству и произволу местного чиновника, то его никто не поддержит, будут бояться оказать солидарность. Вот с этим - как быть?

    Либо в управление, как при Петре - выписывать спецов из-за бугра. А для местных, своих чиновников писать циркуляры на каждый день и проверять исполнение.

    Короче, лучше не революциями заниматься, а выстраивать необходимые для общества структурные цепочки. Добиваясь от деятельности госслужащих эффекта самодисциплины и самоконтроля. Но этим должны заниматься специалисты-учёные.
    И цели должны быть поставлены перед обществом и во благо общества.
  • lesa-as· 2012-02-19 12:09:30
    Понятно, в принципе, что гнесинка лучше во всех смыслах...., а вот есть если филиалы, то там обучение такого же уровня??? я знаю к примеру филиал в Ханты-Мансийске "Российская академия музыки имени Гнесиных» в городе Ханты-Мансийске" http://gnesin-hanty.ru
    Но многие говорят, что этого быть не может..., я теперь сомневаюсь... какой там уровень образования?
Все новости ›