Оцените материал

Просмотров: 4162

Музыка «Пифийских игр-2008»

Дмитрий Ренанский · 09/04/2008
Закончилось ежегодное состязание композиторов, которое с 2002 года проводит в Питере институт ПРО АРТЕ

©  Итститут ПРО АРТЕ

Музыка «Пифийских игр-2008»
Закончилось ежегодное состязание композиторов, которое с 2002 года проводит в Питере институт ПРО АРТЕ
За семь лет существования проекта «Игры» стали едва ли не самым престижным и авторитетным отечественным композиторским конкурсом. В его программах в разные годы принимали участие как мэтры старшего поколения (от Виктора Екимовского и Анатолия Королева до Фараджа Караева и Георгия Фиртича), так и авангард консерваторской молодежи. На «Пифийских играх» было создано и самое амбициозное из нынешних русских композиторских объединений — «Сопротивление материала». А пару лет назад более молодые участники соревнования образовали группу «Пластика звука».

Ежегодно худрук проекта Борис Филановский заказывает композиторам-участникам по новому сочинению, которое пишется специально для «Игр». Единственное условие — сочинение должно каким-то образом соприкасаться с одной из предложенных тем-программ. В нынешнем году они звучали так: «Футурологический конгресс. eNsemble в будущее» и «Сон разума. eNsemble рождает чудовищ». Все сочинения исполнялись анонимно, а победители (в разных номинациях) выбирались голосованием публики (Главный приз) и музыкантов eNsemble (Малый приз) — единственного в Санкт-Петербурге коллектива, специализирующегося на современной академической музыке.

Владимир Горлинский: «Ultimate Granular Paradise»
eNsemble

Эта музыка, заслужившая Большой приз, заставляет исполнителей демонстрировать ненормативные способы игры на акустических инструментах и биться в техноконвульсиях. В конце все и вовсе сметается мощным потоком экстатической электроники.

Михаил Фуксман: «Социальные структуры: eNsкизы»
eNsemble, Елена Максимова (сопрано), Борис Филановский (голос)

Англо-немецко-русский вавилонский полилог: поток лирического музыкального сознания захлебывается обрывками текстов Конан-Дойля, Хармса, Лема и Эко.

Олег Пайбердин: «Оскривик»
eNsemble, Тарас Трепель (виолончель)

Так, вероятно, будет звучать Вивальди будущего — по-барочному моторный и надмирный мини-концерт для виолончели и ансамбля. Отправной точкой в создании произведения стала детская фантазия: «существо — цветок желтого и синего цвета, умеющее говорить», а в финале опуса композитор цитирует запись импровизации двухлетнего ребенка на midi-клавиатуре.

Георгий Дорохов: «Ctrl+C / Ctrl+V»
eNsemble

«Шепоты и крики» от главного радикала нынешних «Игр»: если через десять—двадцать лет в киноискусстве появится новый Бергман, студенту 4 курса Московской консерватории гарантирована карьера успешного кинокомпозитора.

Алексей Сысоев: «He Phone»
eNsemble, Борис Филановский (голос)

Название — из Геродота, эпиграф — из Станислава Лема: «Из двадцати аминокислотных букв Природа построила язык «в чистом виде», на котором выражается все живое. Этот язык, столь атеоретичный, предвосхищает не только квантовую теорию света, термодинамику, электрохимию, гидростатику и бог весть что еще». Сочинение, заслужившее Малый приз, примечательно совершенно новым ощущением почти что остановившегося времени. Черная дыра для слуха, завороженного всполохами самогенерирующейся сонорной энергии.

Николай Хруст: «Чужая грация»
eNsemble

Миниатюра в духе Пьера Булеза. В спутанном сознании воображаемого героя диалог исполнителя и его delay-отражения распадается на отдельные кусочки электроакустической мозаики.

Ярослав Судзиловский: «Паровозики»
eNsemble, Андрей Славный (баритон), Борис Филановский (голос)

Самый отвязный участник этого года. Оказывается, что contemporary music может быть не только снобистски-серьезной, но и гомерически смешной. Двое взрослых дядек верещат на манер телепузиков. А в финале вместе с шестью инструменталистами соединяются в сладострастном хоровом «ням». Просто можно животик надорвать.

Дмитрий Курляндский: «Dissecta...»
eNsemble

Авторский подзаголовок сочинения — «Натюрморт для смычков и поверхностей». Изумительная по тонкости задумки и блеску реализации обманка для слуха. Смычками от струнных здесь играют на литавре и тромбоне. Валторной прикидывается контрабас, когда контрабасист проводит влажным пальцем по деке своего инструмента. Опознать традиционные инструменты в новой музыке вообще достаточно проблематично, но Дмитрий Курляндский умеет разделывать их особенно цинично.

Сергей Невский: «Всё»
eNsemble, Якоб Диль (голос)

Живущий в Берлине москвич Сергей Невский специализируется на создании психологических драм, от тихих звуков которых ком гарантированно встает в горле. В стихотворении Герда Петера Айгнера безнадежно любящий человек обращается к душевнобольному. Солист — главное открытие нынешних «Игр» баритон Якоб Диль — балансирует между отстраненностью и страстью. Эта очень тихая музыка, переполненная экзистенциальным отчаянием, получила сразу и Большой, и Малый призы.

Антон Светличный: «Кадавр жрал»
eNsemble, Борис Филановский (голос)

Те, кто читал «Понедельник начинается в субботу», поймут всё и без слов. Да и те кто не читал, в общем, тоже. Одна из глав культовой повести братьев Стругацких переписана на музыкальный лад с исключительным чувством юмора — которое обычно у современных композиторов отсутствует начисто. Это едва ли не самая экстремальная вокальная партия в репертуаре Бориса Филановского: приходится урчать, чавкать, скрежетать зубами и делать еще много такого, на что обычный певец никогда в жизни не согласился бы.

 

 

 

 

 

Все новости ›