Детский хор в матросках символизирует торжество невинности.

Оцените материал

Просмотров: 18319

«Женщина без тени» Рихарда Штрауса в Зальцбурге

Алексей Мокроусов · 05/08/2011
Лой без откровений, Тилеман без нюансов. Премьера могла бы получиться более эффектной. Но все и так довольны

Имена:  Кристиан Тилеман · Кристоф Лой

©  Monika Rittershaus / Salzburger Festspiele

Сцена из спектакля «Женщина без тени»

Сцена из спектакля «Женщина без тени»

Первой оперной премьерой Зальцбурга-2011 стала «Женщина без тени» Рихарда Штрауса — возобновление «Свадьбы Фигаро», пусть и с дебютом Эрвина Шротта в заглавной партии, не в счет. Команда для премьеры подобралась из числа топовых: за пультом оркестра Венской филармонии Кристиан Тилеман, на сцене первоклассные певцы, режиссурой занимался Кристоф Лой.

Рихард Штраус для музыкального Зальцбурга — что Гофмансталь для Зальцбурга драматического. Долгое время казалось, будто Моцарт является главным героем города, в его честь даже названа одна из четырех оперных площадок. Но Штраус, как один из основателей фестиваля, никогда не исчезнет в моцартовской тени, даже если его здесь теперь играют редко, гораздо реже, чем того хотелось бы публике.

©  Monika Rittershaus / Salzburger Festspiele

Сцена из спектакля «Женщина без тени»

Сцена из спектакля «Женщина без тени»

Последней штраусовской удачей здесь был «Кавалер розы» в постановке Роберта Карсена в 2004 году. «Женщину без тени» в Зальцбурге не видели после легендарного спектакля Гётца Фридриха и Джорджа Шолти 1992 года.

Дирижировать Штраусом в Зальцбурге Тилеман должен был еще шесть лет назад, во времена интендантства Петера Ружички. Но тем же летом маэстро выступал в Байрейте, а акустика в обоих фестшпильхаусах настолько разная, объяснял он, что необходимо все время перенастраивать слух. В итоге теперешний дебют 52-летнего Тилемана в Зальцбурге выглядит припозднившимся — ведь он начинал ассистентом у Караяна и давно входит в мировую музыкальную элиту.

Дебют кажется успешным. Публика устроила овации, критики вовсю расхваливали его внимание к партитуре, оставленной в неприкосновенности и сыгранной с вниманием и тщательностью, которые редки во все времена. Наверняка так оно и было на премьере, но ко второму представлению, где был автор этих строк, Тилеман решил, видимо, добавить громкости и силы, «дать газу», и Штраус зазвучал как Вагнер.

©  Monika Rittershaus / Salzburger Festspiele

Сцена из спектакля «Женщина без тени»

Сцена из спектакля «Женщина без тени»

Ни за что не догадаешься, что для композитора и либреттиста во время работы над оперой образцом служила «Волшебная флейта» Моцарта. Вместо сказки у Тилемана оказывается миф, вариативность уступает место неизбежности, а прорывающееся у Штрауса акварельное легкомыслие кажется порою смятым тяжелыми размышлениями о сущности жизни.

Конечно, можно сказать, что Штраус, хоть и делал вид, что не замечает современности, все же писал оперу в годы Мировой войны. И время просачивалось на нотную бумагу помимо его воли. Но в результате певцов не всегда хорошо слышно, им просто не пробиться сквозь густой звук тилемановского оркестра, хотя они настоящее украшение спектакля.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • prostipoma· 2011-08-05 16:26:00
    А как должен звучать оркестр с шестью трубами восемью валторнами и восемью пультами первых скрипок? Как Моцарт? Если Штраусу хотелось акварельности, он писал почти гайдновский состав, как в "Ариадне" (что не мешает требовать от певцов в Ариадне бронебойных качеств).
    Звезды локального значения вроде киксующей Шваневильмс или замененной не без позора в этом году в байройтском Лоэнгрине Херлициус с поправкой на чудовищную сложность партий - это ненадежный критерий для оценки соблюдения Тилеманном баланса,потом, это же не Мариинский театр, где во избежании травм в половине "вагнеровских" прожектов маэстро надо прятаться под пультом. Песни Зигфрида, сыгранные шепотом мы слыхали - и не один раз. Мне кажется, для ВФО это несолидно.
    С другой стороны, совершенно очевидно, что после байройтской ямы с общеизвестной необходимостью для струнных мочить что есть силы плюс совершенно нестандартной посадкой и утопленной медью, перестраиваться под яму стандартную крайне сложно.
  • tridi· 2011-08-07 00:36:41
    Всё, что имеет отношение к Рихарду Штраусу - достойно самого пристального внимания. Это - гений.
  • Nicholas Prokhorov· 2011-08-08 09:31:02
    интересно, когда у нас научатся писать адекватные критические статьи об опере и академической музыке в целом
Все новости ›