Эффектный прием из области искусства инсталляции вскоре наталкивается на суровую оперную действительность.

Оцените материал

Просмотров: 23564

Новая мариинская «Аида» в цирковом исполнении

Екатерина Бирюкова · 14/06/2011
ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА об очередной попытке братания высокой традиции и шоу-бизнеса

Имена:  Август Амонов · Давид Менес · Даниэле Финци Паска · Джованна Буцци · Джулия Хэмлин · Екатерина Семенчук · Екатерина Шиманович · Жан Рабасс · Эдем Умеров · Юрий Воробьев

©  Валентин Барановский

Сцена из спектакля «Аида»

Сцена из спектакля «Аида»

В интервью, размещенном в буклете к новой мариинской «Аиде», режиссер призывает сделать оперу более человечной и похожей на реальную жизнь. Если это прочитать, кажется, что ошибся дверью и попал на другой спектакль. Но если не читать (а обычно именно так правильнее поступать с режиссерскими комментариями), то можно порадоваться очередному смелому эксперименту, с помощью которого Гергиев хочет заселить театральным искусством свой любимый, отлично звучащий, но совершенно не приспособленный к театру концертный зал.

Новая «Аида» — главная интрига нынешнего мариинского сезона. Команда, происходящая из мира цирка (самая знаменитая их работа — шоу «Кортео» для Цирка дю Солей), ставит вердиевский шедевр, одно из ключевых оперных названий. Очередная попытка братания высокой традиции и шоу-бизнеса.

Режиссер Даниэле Финци Паска в театральный мир (он уже успел поработать в Английской национальной опере и поставил спектакль для московского Чеховского фестиваля) вошел через гимнастику и клоунаду. Его соратница (названная в программке соавтором концепции) — продюсер Джулия Хэмлин, одна из основательниц Finzi Pasca Company. Остальные члены постановочной команды — художник по декорациям Жан Рабасс, художница по костюмам Джованна Буцци — тоже имели опыт организации масштабных зрелищ.

Но в данном случае как раз особо не развернешься — в Мариинке-3 закулисного пространства вообще нет, открытая со всех сторон сцена небольшая, хотя над ней места много. И это было использовано.

©  Валентин Барановский

Сцена из спектакля «Аида»

Сцена из спектакля «Аида»

Главная и удачная находка постановки — пространственное решение. Декорации в привычном понимании этого слова отсутствуют. Перед началом оперы на сцене, правда, выстроены бесконечные цепочки игрушечных солдатиков, падающих, как карточная колода, от одного толчка (символизируя, надо думать, антимилитаристский пафос постановки). Впрочем, эффектный прием из области искусства инсталляции вскоре наталкивается на суровую оперную действительность — и, шумно расчищая от солдатских трупиков территорию для дальнейших сюжетных действий, хористки вынуждены аккуратно замирать на высоких теноровых нотах Радамеса, выходная ария которого — первый хит.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • KL· 2011-06-14 23:52:33
    Финци Паска - не шоу-бизнес! Запомните это!
  • Ivanich· 2011-06-15 00:39:52
    Да-а...Про "стёртый"голос Умерова-это анекдот,но к,к сожалению,неудачный((Больше всех понравилась Аида,что особенно радует,не зря Верди старался,сразу понятно,кто в спектакле главная героиня))А такое,к сожалению,наблюдается не всегда...
  • Rheingold· 2011-06-15 00:41:27
    только Курентзис теперь в Перми, да Черняков на чужбине, по мнению г-жи Б. занимаются чистым искусством за "спасибо" - все остальные исключительно шоубизом...наверно, чтоб не заподозрили...
Читать все комментарии ›
Все новости ›