Мы просто ехали к Теодору, а какая-то точка географическая не имеет значения.

Оцените материал

Просмотров: 46497

Почему я решил жить в Перми?

09/06/2011
Вопреки представлениям о правильной карьере в оркестр Теодора Курентзиса съезжаются музыканты из российских столиц и заграницы. Что, кроме хороших зарплат, побудило их к этому, выясняет ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА

Имена:  Теодор Курентзис

Почему я решил жить в Перми?
Отвечают скрипач Артемий Савченко, контрабасист Леонид Бакулин и тромбонист Дмитрий Зоркин


Артемий САВЧЕНКО, концертмейстер вторых скрипок

©  Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского

Артемий Савченко

Артемий Савченко

Я помню этот момент, когда я первый раз сыграл с Теодором. Это была осень 2007 года. В БЗК был концерт из музыки Чайковского — «Ромео и Джульетта» и Шестая симфония. Для этого соединили оркестры Musica Aetеrna и Musica Viva, в котором я играл. Ходило очень много слухов о Теодоре — разных. И было интересно посмотреть это все, самому попробовать. И на первой же репетиции я был сильно поражен тем, насколько он искренен, не боится требовать того, что хочет. Потому что очень часто дирижеры ставят такую стенку между собой и музыкантами.

А концерт, пожалуй, стал самым большим потрясением в моей музыкальной жизни. Это было какое-то не испытанное мною прежде состояние, когда ты улетаешь куда-то вверх, вместе с оркестром и дирижером. В тот момент захотелось, чтобы жизнь остановилась. Просто какое-то откровение было. Рай снизошедший. После концерта меня всего трясло, и я ушел, чтобы ни с кем не разговаривать. В тот день я понял, что мне уже неинтересно играть по-другому.

На этом проекте я познакомился с ребятами из Musica Aeterna. Оказались очень хорошие, душевные и профессиональные люди. Я увидел, что как музыканты они знают и умеют намного больше того, что знал и умел я. Они мыслили музыку по-другому. И мне захотелось научиться у них. К сожалению, есть у нас, москвичей, такой московский снобизм. Но это надо очень быстро отсекать, потому что настоящая жизнь существует и за пределами Москвы. И еще очень большой вопрос, где она более настоящая.

Потом я стал ездить на проекты в Новосибирск. Но уехать туда на постоянную работу не мог, не было возможности. И все это время, все четыре года было какое-то чувство ожидания. Даже не ожидания, а уверенности в том, что ну не может это все просто так пропасть. И вот осенью прошлого года Теодор был в Москве и озвучил предложение — приехать в Пермь.

Конечно, непростой шаг — сменить самый сумасшедший город в мире на Пермь. Этот московский ритм жизни, ты к нему привыкаешь, и его потом не хватает. Но в Москве, к сожалению, классическая музыка стала жить по законам бизнеса и шоу-бизнеса. Как существуют все оркестры? Несколько дней на репетицию — и вперед. Человек чувствует себя винтиком. Он ходит на свою работу, как в офис. Становится непонятно: а для чего мы учились, о чем-то мечтали?

А у Теодора — это не просто музыканты, которые ходят на работу в оркестр. Ему очень важно, чтобы те ребята, которые играют в его оркестре, постоянно развивались. Чтобы они играли сольные концерты, чтобы они играли друг с другом в камерных составах. Это постоянный стимул держать себя в форме, потому что сольные концерты вписаны в общий график концертов, и каждый из нас должен в них участвовать.

Почти у каждого человека случается разочарование в жизни. Юношеские мечты, ожидания мы забиваем рутиной. Время идет. Кому-то удается заработать денег на машину-дачу. Но потом, годам к 40—50, человек вдруг понимает, что что-то в жизни идет не так, не туда... Он заглядывает в глубь себя и обнаруживает, что мечта все равно в нем живет, она такая же молодая, как и прежде. А изменить что-то, реализовать ее уже нет внутренних ресурсов, нет романтизма, человек побит жизнью... И он слышит внутренний упрек: а почему ты не сделал того, о чем мечтал? Мне тридцать, но я думал на эту тему и знаю, что это так. Я надеюсь, что удастся реализовать в жизни то, что дано Богом. А дано что-то каждому из нас.


Дмитрий ЗОРКИН, первый тромбон

©  Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского

Дмитрий Зоркин (справа)

Дмитрий Зоркин (справа)

Я окончил Питерскую консерваторию в 1993 году, до этого уже работал в Мариинском театре, потом к Темирканову перешел в «Заслугу» (Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. — OS). Потому что мне хотелось работать в большом настоящем оркестре. Тем более это был оркестр Мравинского — в те времена это еще никто не забыл. Десять лет я там отработал. Затем около трех лет поработал в Российском национальном оркестре первым тромбонистом, потом ушел, уехал за границу, мы с женой (она арфистка) работали в Macao Orchestra, и она еще работала в Hong Kong Philharmonic.

Макао — это соседний с Гонконгом островок. Гонконг — бывшая английская колония, а Макао — португальская. Оркестру на тот момент, когда я туда попал, было лет шесть, и это был очень хороший интернациональный оркестр. Его основатель — китайский дирижер Иншао, его родители-диссиденты в детском возрасте вывезли из Китая, он воспитывался в Англии и в принципе типичный англичанин, всего китайского он дичится. И этот оркестр получился скорее европейский анклав, хотя там работали люди отовсюду, много американцев, австралийцев. Из европейцев — англичане, француз-трубач, несколько чехов, несколько русскоговорящих людей.

В этом году мы приехали в отпуск в Россию, и неожиданно жена объявила, что снова должна стать мамой и уже обратно не поедет. Я позвонил коллегам, объяснил причину, и мы просто не вернулись.

И как раз поступило предложение от Теодора. Мы с ним знакомы уже много лет, впервые мне с ним довелось поработать в Москве, кажется, в 2007 году. Мы с ним одну программу вместе работали — вот с этими же красавцами-тромбонистами, которые сейчас из Новосибирска приезжали. Это его воспитанники. И я тогда сказал, что да, очень хочу работать в этом составе. Потому что мало таких людей, с которыми я могу на одном языке говорить о том, что мы делаем.

У нас с женой не было никаких мучений — переезжать в Пермь или нет? Мы просто ехали к Теодору, а какая-то точка географическая не имеет значения.

Мы сняли квартиру, сыну старшему летом — четыре года, проблема пока с детским садом, но мы бабушку сюда вызвали. Будем здесь жить. Если уезжать и приезжать, то будем отрываться от всего этого, так не годится. А надо находиться внутри процесса. Это, знаете, как глиняный сосуд делать. Вам надо взять глину, ее мять. Как только вы прекращаете ее мять, она застывает. Теодор, когда приезжает, он уже сам сосуд лепит. А глина-то должна мяться постоянно.


Леонид БАКУЛИН, концертмейстер контрабасов

©  Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского

Леонид Бакулин (в центре)

Леонид Бакулин (в центре)

Я проработал в РНО пять лет, потом в Госоркестре два года — и практически сошел там с ума. Потом был перерыв месяца два-три. И я понял, что от скуки помираю, надо что-то делать. Пошел работать, куда меня позвали — на роль второго концертмейстера в оркестр Павла Леонидовича Когана, где я буквально за полтора месяца тоже сошел с ума и понял, что там точно нечего мне делать. Коган превратил свой оркестр в зоопарк, а сам выступает в роли дрессировщика. Причем он сам не знает, как правильно дрессировать своих зверей.

И тут мне поступило предложение — на проект в Пермь. Разговор был о том, что это замечательно, весело, здорово. Что будет хороший состав и все будет на очень высоком уровне. Я заинтересовался, сыграл с ними программу в апреле и окончательно с чемоданом приехал в мае.

Играя в этом оркестре, я получаю удовольствие — у Теодора колоссальная энергетика, которой он заряжает и заражает окружающих людей. Но что из этого получится, сложно сейчас сказать, потому что коллектив очень разношерстный. Тяжело сплотить людей в единый состав, чтобы он играл слаженно, в одном стиле — как это обычно бывает в оркестрах, которые играют 10—20 лет подряд. Которые играют уже на автомате, одним штрихом.

Слаженность или энтузиазм? Наверное, слаженность все-таки главнее. Оркестровая игра — она же подразумевает совсем другой звук, чем когда ты играешь в качестве солиста. Нюансы — в тысячу раз острее. Это все надо учитывать. И приемы, и стили — все это должно сочетаться, все это должно быть вместе. Тембр должен быть абсолютно одинаково выстроен. Тогда что-то можно лепить и вырисовывать.

Я сначала предлагал такой вариант — приезжать в Пермь только на отдельные программы. Но для того чтобы добиться какого-то результата, сыгранности — так не получится. Какое-то время здесь придется пожить, чтобы все это наладить. А если какие-то собственные проекты будут — в Москве или еще где-нибудь, — я думаю, что не проблема отпроситься, поговорив с Курентзисом, с директором оркестра. В тюремных условиях ты здесь не находишься, есть нормальные человеческие отношения. ​


Записала Екатерина Бирюкова

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:193

  • prostipoma· 2011-06-09 15:23:49
    Было бы интересно познакомится с ключевыми позициями в любом оркестре - солист-валторнист, первый гобой, собственно коцертмейстер и литаврист. Особенно с первыми двумя, если они будут отечественного разлива, то все будет понятно с уральским Концертгебау. Играть будут как штаатскпаелла Шверин, но трубы Спейса дотянут чудо до первой десятки и даже выше.
    Вообще, интересный способ заполнять контент релизами пресс-служб. Сначала Спб филармонии, теперь вот пресс-служба Теодора Иоанновича. Очень объективная картина получается. Что же, кроме хороших зарплат? Ну конечно же, пламенная любовь к маэстро ( причем любовь к маэстро исторически находится в прямой математической зависимости от величины зарплат и гонораров)!
    "Буду приезжать на сессию попреподавать", впрочем как и концертмейстер группы с нулем оркестрового опыта - это очаровательно. В этом вся московская консерватория, тыща человек в штате, сто преподают, а остальные приезжают "на сессию".
  • philip-nodel· 2011-06-10 01:43:16
    +5000! Особенно про первый гобой и валторну! Не стоит забывать, что по утопическим планам Маэстро все эти люди должны в совершенстве владеть и современными и старинными инструментами! :-D C другой стороны - откуда такой скепсис к отечественным духовикам? L'esprit du Vent не дремлет, приходите к нам на концерты! ;-)
  • karambolina· 2011-06-10 11:43:26
    что-то есть незрелое и ущербное в том, чтобы делать имя на поливании остальных.
    "там я сошел с ума", "тут я сошел с ума", а теодор гений. как-то все с ног на голову поставлено
Читать все комментарии ›
Все новости ›