Ударной частью программы без вариантов оказывался новый рояль со своим податливым, высоко-
технологичным звуком.

Оцените материал

Просмотров: 21410

Плетнев, Мацуев и Yamaha

Екатерина Бирюкова · 19/05/2011
Мацуев и РНО – это настолько разные весовые категории, что даже дух захватывает

Имена:  Денис Мацуев · Михаил Плетнев

©  www.denismatsuev.com

Денис Мацуев

Денис Мацуев

Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева дал заключительный в этом московском сезоне концерт в Зале Чайковского с программой из двух максимально контрастных романтиков — Шумана и Листа. Впрочем, академический формат мероприятия оказался раскрашен более шумным событием — презентацией нового, приготовленного к конкурсу Чайковского рояля Yamaha серии CFX, буквы которой читаются как название последней модели дорого автомобиля. Сочетание роскоши, традиций и новейших разработок.

Примерно в тех же автомобильных категориях премиум-класса японская фирма и позиционирует свою продукцию, не уставая объявлять, где и сколько пианистов первыми достигали финишной прямой, выбирая для своей конкурсной гонки рояли «Ямаха». «Четверо из 12 финалистов XI Международного конкурса молодых пианистов имени Шопена исполняли конкурсные произведения на Yamaha CFIIIS и заняли призовые места», — гласит рекламный флайер.

Самым почитаемым другом «Ямахи», однако, остается Рихтер, совсем не конкурсный персонаж. Нынешнее же русское лицо лейбла — Денис Мацуев, выигравший на «Ямахе» в 1998 году конкурс Чайковского.

В общем, ударной частью программы без вариантов оказывался новый рояль со своим податливым, высокотехнологичным звуком — на нем Мацуев отмечал 200-летие Листа его Вторым концертом и «Пляской смерти». Надо признать, что другого такого пианиста, способного не просто сдюжить эту музыку, но из ее гениальной наглости сделать захватывающее, широкомасштабное шоу, у нас и правда нет. У Мацуева получается голливудский боевик в демоническом антураже. Сладко солирующая виолончель эрэношного концертмейстера Александра Готгельфа, подпевавшая роялю, — будто персонаж из архивного кино. Пианист выстраивает поверх партитуры свой собственный темпоритм, который бесперебойно держит слушательское внимание в любой момент — будь то саспенс затаившейся паузы или фирменное мацуевское фортиссимо, с которым из всего оркестра могут состязаться только тарелки.

Мацуев и РНО — это всегда настолько разные весовые категории, что даже дух захватывает. Принято, глядя на солиста и стоящего за пультом Плетнева, говорить про «лед и пламень». Но, честно говоря, в случае с Листом РНО не пришлось блеснуть своей тихой интеллигентностью. Да и пилотирование самолета, входящее в число увлечений маэстро Плетнева, вспоминалось чаще обычного.

Вторая симфония Шумана, сыгранная в первом отделении, — вот что было противопоставлено мацуевскому Листу, вот где РНО был даже чересчур сам собой. И этот наверняка сознательно придуманный контраст своего рода достижение искусства программирования. Не больно-таки любимый дирижерами композитор, вошедший в историю музыки фортепианными шедеврами, но никак не эффектной инструментовкой, Шуман прозвучал строго и аккуратно, в первой части почти коленопреклоненно. Главным событием стала третья часть — медленная и негромкая, со стильными соло деревяшек и щемящей темой, из которой, впрочем, Плетнев и не думал выжимать слезу. Что этот человек пилотирует самолет, представить было сложно.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Oxana Kulakova· 2011-05-20 10:53:22
    Как-то не очень понятно, что автор вообще хотел сказать.
  • Elena Gantchikova· 2011-06-25 18:34:08
    "другого такого пианиста, способного не просто сдюжить эту музыку, но из ее гениальной наглости сделать захватывающее, широкомасштабное шоу, у нас и правда нет. У Мацуева получается голливудский боевик в демоническом антураже. "

    Очень точная формулировка. Не только у нес нет, но вообще нет на сегодняшний день.
Все новости ›