Как заметил Штокхаузен, «чем быстрее коммуникация, тем незначительнее информация».

Оцените материал

Просмотров: 22038

«Воскресенье» Штокхаузена в Кельне

Алексей Мокроусов · 17/05/2011
Критики назвали постановку исторической, и АЛЕКСЕЮ МОКРОУСОВУ это не кажется преувеличением

Имена:  Карлуш Падрисса · Карлхайнц Штокхаузен · Катинка Пасвеер · Петер Рундель

©  Klaus Lefebvre

Сцена из оперы «Воскресенье»

Сцена из оперы «Воскресенье»

Найти в Кельне зал, где играют Штокхаузена, довольно трудно: мало кто из прохожих понимает, о чем речь. Когда вблизи комплекса кельнской ярмарки спрашиваешь о Staatenhaus, тебя в лучшем случае посылают к мэрии. Но оперу Карлхайнца Штокхаузена «Воскресенье» из цикла «Свет» показывают именно в здании ярмарки.

Впрочем, в нем тоже первое ощущение — что не туда попал. Заходишь, словно на пляж. В огромном круглом зале зрители развалились в лежаках, ряды которых расходятся лучами от центра. Лишь два последних ряда — привычные стулья, с них-то и оказывается удобнее всего смотреть на происходящее. Потому что происходит много всего одновременно в разных концах зала.

Дирижеров сразу два — Катинка Пасвеер и Петер Рундель. Хор и артисты расположились между рядами, солистов возят на высоких трибунах, на стены проецируют увеличенные фотографии планет и экраны ищущих что-то радаров, а специально обученный человек ходит кругами и тянет за веревочку нависающие над залом лопасти, огромные, как у вертолета. Или космолета — публике предлагают воду, которую разносят люди в легких скафандрах.

Космос, как место действия, заставил иных блогеров вспомнить о фильме Стэнли Кубрика «2001: космическая одиссея». Но как всякое тотальное произведение, оперный цикл Штокхаузена оказывается гораздо богаче набора порожденных им ассоциаций, а те не сводятся к игре с огнем или водой (на осмыслении стихий во многом строится либретто).

©  Klaus Lefebvre

Сцена из оперы «Воскресенье»

Сцена из оперы «Воскресенье»

После второго антракта выясняется, что лежаки — не навсегда, что надо менять не только место, но и пространство. К третьему акту все переходят в привычный театральный зал — правда, сцена в нем залита водой. В этом мини-бассейне и происходит действие. Вообще-то Штокхаузен рассчитывал, что «Воскресенье» будет играться в течение трех вечеров. Но устроители кельнской премьеры, сославшись на организационные трудности, показывают последнюю оперу цикла по будням за два вечера, а по воскресеньям — всю целиком, с полудня до девяти вечера (сюда же включен и большой перерыв на обед).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • tichom· 2011-05-18 11:54:47
    прекрасное событие и адекватный рассказ о нем!
    уважаемый автор, есть ли у вас инфа-когда будут следующие показы этого действа (пока , я так понял, заглянув на сайт, все закончилось апрельскими показами). а дальше что и где и когда?
  • Alexey Mokrousov· 2011-05-18 23:49:17
    Уважаемый Тихом,
    не уверен, что возобновят: слишком долго искали место для показов, слишком оно редкое, слишком сложная постановка, да еще надо, чтобы публики хватило на месяц представлений.
  • tichom· 2011-05-19 13:06:52
    очень жаль.. в любом случае, спасибо за ответ, Алексей ! Удачи!
  • prostipoma· 2011-05-21 01:53:42
    Кельнскому качеству-количеству дееспособных музыкальных институций можно только позавидовать.
  • lifeolga· 2011-05-28 01:16:31
    Как здорово читать о том, где сама побывала :-) Да, незабываемые дни!
    Мой краткий отчет об этом здесь:
    http://lifeolga.livejournal.com/207278.html
Все новости ›