Про такие спектакли говорят: «Видно, на что потрачены деньги».

Оцените материал

Просмотров: 22959

«Сказки Гофмана» Тителя – Левенталя – Бражника

Екатерина Бирюкова · 11/05/2011
Как ни крути, но это спектакль не XXI, а XX века, и кто хочет, может считать это похвалой, кто хочет – укором

Имена:  Александр Титель · Валерий Левенталь · Дмитрий Степанович · Евгений Бражник · Елена Максимова · Жак Оффенбах · Нажмиддин Мавлянов · Хибла Герзмава

©  Мудрац Александра  ⁄  ИТАР-ТАСС

Сцена из оперы «Сказки Гофмана» в постановке Александра Тителя в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко - Мудрац Александра

Сцена из оперы «Сказки Гофмана» в постановке Александра Тителя в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

25 лет спустя после легендарной, первой в стране постановки оперы Оффенбаха, осуществленной в Свердловске, та же команда сделала спектакль в театре Станиславского и Немировича-Данченко, нынешней московской вотчине режиссера Александра Тителя. Два других автора «Сказок Гофмана» — классик отечественной сценографии Валерий Левенталь и уважаемый дирижер Евгений Бражник.

Это не ремейк знаменитой работы из золотого века Свердловской оперы (по которому только может вздыхать нынешний Екатеринбург), а новый спектакль. Но отмахнуться от старого парфюма не удастся. Как ни крути, но это спектакль не XXI, а XX века — добротный, честный, даже простодушный, без постиндустриальных намеков и подвывихов. И кто хочет, может считать это похвалой, кто хочет — укором.

Главным в нем является сценографическая составляющая. Про такие спектакли говорят: «Видно, на что потрачены деньги». Но это тот редкий случай, когда никакого сарказма в этих словах нет. Декораций много, они не бедные, но блистают совсем не рыночной красотой — такой, увы, непривычной на нашей оперной сцене. Они респектабельно и старомодно поскрипывают, на глазах складываются в фирменные левенталевские многоплановые конструкции и застраивают всю сцену до колосников. Имеются: Опера де Пари с фасада и изнутри, Венеция практически в натуральную величину, что-то вроде кунсткамеры с винтажным хайтеком и несколько проигрывающее на фоне этих роскошеств мюнхенское приватное жилище.

©  Мудрац Александра  ⁄  ИТАР-ТАСС

Дарья Терехова (Олимпия) и Вячеслав Войнаровский (Спаланцани) в сцене из оперы «Сказки Гофмана» в постановке Александра Тителя - Мудрац Александра

Дарья Терехова (Олимпия) и Вячеслав Войнаровский (Спаланцани) в сцене из оперы «Сказки Гофмана» в постановке Александра Тителя

Чтобы избежать беспечной туристической репортажности, в нагрузку прилагается рефлексивное закулисье современного театра, населенное задумчивыми осветителями и огромных размеров бутафорским Пегасом. Он то романтически исчезает в световых спецэффектах, то поворачивается к зрителям своей земной изнанкой из металлоконструкций — как-никак в странной, незавершенной опере Оффенбаха речь идет о поэте, мечущемся между искусством и женщинами.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:6

  • tridi· 2011-05-18 23:03:44
    ОПЕРА В МОСКВЕ
    В муз.театре Тителя ничего по настоящему нового в жанре оперы не происходит. В Большом театре - тоже. И в театре Покровского и в Новой опере. И в Детском театре Сац - НИГДЕ НОВЫХ ДОСТОЙНЫХ ОПЕР - НЕ ПОЯВИЛОСЬ. Их никто из театральных руководителей и не ищет. Из-за этого умерла Московская оперетта. Постепенно умирают и оперные театры. КОГДА НЕТ СВЕЖЕГО ПРИТОКА - НЕИЗБЕЖНО ВОЗНИКАЕТ БОЛОТО. Попробовали было антрепризно поставить мюзиклы, но они оказались по менталитету - совершенно чужеродными.
    ВЕРОЯТНО, УЖЕ НАСТАЛА ПОРА МЕНЯТЬ ОПЕРНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ - ХВАТИТ ВОДУ В СТУПЕ ТОЛОЧЬ. ПОРА ВОЗРОЖДАТЬ РУССКУЮ ОПЕРУ!
  • tridi· 2011-05-18 23:21:32
    ПО ПЛОДАМ УЗНАЕТЕ ИХ
    В Мариинском - тоже ничего нового и достойного ещё не появилось. Но если не появляются новые оперные шедевры - значит государственные деньги, потраченные на оперные театры - выброшены на ветер. Что останется в отечественной оперной истории, чем будут гордится наши потомки? Профанацией кипучей и могучей деятельности?
    Если руководители оперных театров не могут создать условий для появления оперных шедевров - значит они занимаются чем угодно, но только не своим делом!
  • tridi· 2011-05-18 23:25:50
    Одного Дягилева хватило - завалить мир музыкально-театральными шедеврами.
    А до этого их штамповали в Российской империи.
    И при Сталине - их появилось множество.
    А что появилось в наше новое время?
  • tridi· 2011-05-18 23:59:30
    Оперные театры должны возглавлять ТАЛАНТЛИВЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ, ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, которые способны почувствовать и уловить свежую энергию жизни. И сплотить вокруг себя - подлинных творцов. А не плестись в хвосте общемирового идейного кризиса, порождённого идеологией наживы и ложных представлений о путях развития нового искусства. ДОЛОЙ ПРЕГРАДЫ ЧИНОВНИКОВ ОТ ТЕАТРА! ДА ЗДРАВСТВУЮТ ТВОРЦЫ!

    Пора первым государственным лицам - обратить внимание на БЕСПЛОДИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОПЕРНЫХ ТЕАТРОВ. И шире - на низкий уровень современной отечественной культуры. На всевозможные подмены - понятий, ориентиров и пр. Нельзя пускать на самотек важнейшую задачу - развитие самобытной национальной культуры.
  • tridi· 2011-05-19 00:11:14
    Сегодня, вернее уже вчера, прошла информация, что - Путин с удовольствием читает Хемингуэя. Это делает честь его вкусу. Но если бы он назвал ещё и отечественного писателя, который ему нравится, а ещё лучше - нашего современника.

    А вот и ссылка
    :http://www.rosbalt.ru/main/2011/05/18/849711.html
  • tridi· 2011-05-21 20:18:16
    Екатерина, Вам бы обзор сделать на предмет - почему наши оперные театры не способствуют появлению новых отечественных опер. И проанализировать - почему за последние 20 лет не появилось ни одной новой оперы - которая украсила бы нашу отечественную культуру. Почему государственные деньги руководители оперных театров не направляют на созидание новых оперных опусов?
Все новости ›