Если не спящий Гергиев вызывает скорее сочувствие, то нецензурный Горенштейн – совсем напротив.

Оцените материал

Просмотров: 12142

Гастроли в Японии: ехать или не ехать?

Екатерина Бирюкова · 28/04/2011
Кризис в оркестре Марка Горенштейна

Имена:  Марк Горенштейн

©  Александр Алпаткин / РИА Новости

ГАСО

ГАСО

Япония, как известно, давно является желанной гастрольной целью и, прямо скажем, кормилицей для музыкальной классики. Российской — особенно. Про любовь японцев к последним трем симфониям Чайковского, а также «Лебединому озеру» и «Пиковой даме» ходят легенды. Говорят, они это любят еще больше, чем мы.

Но вот в Японии случилось то, что случилось. Что делать с давно запланированными гастролями? Ехать или не ехать? С одной стороны, вообще-то надо японцев поддержать, и как раз наша знаменитая духовность тут как нельзя кстати. С другой стороны, страшновато: у всех семьи, дети, а если еще нет, то хорошо бы родить их в будущем, а там постоянно трясет и повсеместная радиация (по крайней мере, так кажется отсюда).

Самой болезненной «японская проблема» оказалась для Государственного академического симфонического оркестра. Поездка намечена на период с 13 мая по 3 июня. Это первые японские гастроли за постсветлановский период, результат длительных и непростых переговоров с японцами, которые невзлюбили оркестр после его трагической ссоры со Светлановым. Можно понять, как не хочется их отменять, тем более в такой, простите за цинизм, медиавыигрышной ситуации.

Понятно, что на Фукусиму никто оркестр не отправляет, но, судя по этому ролику и по перепалке на форумах, трясет его нешуточно. На официальном сайте оркестра полная тишина, не найти ни слова про гастроли. Известно, что оркестрантам было предложено выразить свое мнение по поводу их необходимости, большой процент проголосовал против, после чего было объявлено, что поездка таки состоится и что для всех недовольных «двери открыты». Кто-то, чтобы не ехать, взял отпуск за свой счет, человек десять, а то и больше уволились. Вместо них спешно набирают студентов. Поскольку оперативно найти качественных духовиков сложнее всего (и на них ответственности больше), то вроде пытались договориться с собственными, шеф вызывал к себе по одному.

Заговорили про развал оркестра, который — как минимум благодаря своему громкому имени и президентскому гранту — входит в элиту российских коллективов. Но вообще-то всем понятно, что это история не столько про ГАСО и Японию, сколько про ГАСО и его главного дирижера. Уже много лет главное, чем характеризуется метод художественного руководства Марка Горенштейна, — это нецензурная лексика, крик и хамство, с которыми предложено мириться ради высоких зарплат. И никуда от этого факта не деться, это такая же общеизвестная аксиома, как то, что, например, Гергиев никогда не спит. Но если неспящий Гергиев вызывает скорее сочувствие, то нецензурный Горенштейн — совсем напротив. И именно матом, а не сыгранными симфониями запомнится его эпоха в истории ГАСО. Не позавидуешь человеку, что и говорить.

Ситуация с Японией — лакмусовая бумажка, показавшая абсолютную нежизнеспособность российской системы крепостного оркестрового права, которая в особо утрированном виде присутствует в ГАСО. Потому что без привычки к равноправным переговорам и уважительному отношению главного к каждому участнику коллектива (равно как и уважительному отношению каждого участника коллектива к самому себе) такого рода аномальные ситуации не разруливаются.

Даже в гораздо более благополучном коллективе — Уральском филармоническом оркестре — не обошлось без волнений по тому же поводу. На самом деле первыми из россиян в Японию едут как раз они. Со 2 по 7 мая во главе со своим дирижером Дмитрием Лиссом оркестр участвует в японской серии фестиваля Рене Мартена Folle Journée. Оркестрантам предоставили самим сделать выбор, увольнением не грозили, хотя все равно ходят слухи про жалобу в прокуратуру, поданную на директора Екатеринбургской филармонии. В результате едет чуть больше половины, 57 человек, которых на месте доукомплектуют японцами: 4 духовиками и 14 струнниками — надо сказать, довольно честный выход из ситуации. Запланировано 11 концертов в Токио и Ниигате. На филармоническом сайте есть цивилизованная информация, что в данном случае становится даже важнее верно сыгранных нот.​

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • il-canone· 2011-04-28 20:58:28
    Очень важная тема. на самом деле - поднимает вопрос о пресловутых оркестровых "профсоюзах",способных защитить музыкантов. эта ситуация действительно показательна. кстати, Мет должен гастролировать в Японии в мае. До сих пор еще не решили, поедут или нет.
  • ernest· 2011-04-28 22:18:08
    зачот
  • spb4· 2011-04-29 12:44:00
    крепостными были - ими и остались.
Читать все комментарии ›
Все новости ›