Перед лицом культурного коллапса равны и несуществующий пока провинциальный оперный дом, и флагман-жупел столичного музыкально-театрального процесса.

Оцените материал

Просмотров: 8476

Из Кирова в Kirov и обратно

Дмитрий Ренанский · 11/01/2011
Дурная повторяемость явлений российской жизни уравнивает оперную провинцию и культурные столицы, считает ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ

Имена:  Валерий Гергиев · Дмитрий Черняков · Никита Белых · Теодор Курентзис

©  Getty Images / Fotobank

Из Кирова в Kirov и обратно
Сладостное похмелье царившего во френдленте постновогоднего dolce far niente было смыто на прошлой неделе волной перепостов сообщения из твиттера Никиты Белых. 4 января посредством своего микроблога губернатор Кировской области заявил о принятии решения строить в столице подведомственного региона то ли театр оперы и балета, то ли театр оперетты.

С жанром будущей культурной стройки господин Белых до конца не определился, но и сомнений в том, что в Кирове в самое ближайшее время откроется какой-никакой музыкальный театр, не оставил. Позже самые дотошные из блогеров выяснили, что мысль о создании новой институции завладела господином Белых еще в минувшем году: так, на одной из декабрьских пресс-конференций губернатор указывал как конкретные сроки возведения театра (2011—2013), так и ориентировочные объемы финансирования («сотни миллионов рублей») и высказывал желание «сделать театр относительно небольшим, но уютным», приблизительно «на 400500 мест», дабы «не “вваливать” миллиарды в здание, которое бы потом стояло полупустым».

Год начинался с определенно хороших вестей. Сам по себе отраден факт существования в России губернатора, даже в дни новогодних каникул обуреваемого мыслями о повышении культурного уровня вверенного ему региона. Кирову в последние годы вообще везет: местный Театр на Спасской (экс-ТЮЗ) недавно возглавил молодой инициативный петербуржец Борис Павлович, только что отстроено новое здание Театра кукол, а вскоре зазвучит туш на открытии Кировской оперы…

Во всей этой славной культуртрегерской истории смущали лишь два момента, слишком наглядно указывавшие на специфику отношения отечественных чиновников к культуре и искусству. Взгляд каждого читателя твиттера NikitaBelyh должен был зацепиться за сладчайший союз «или», уравнивающий вероятности появления в Кирове оперно-балетного театра и театра музыкальной комедии (кировчанам, надо думать, не все равно, слушать ли Имре Кальмана или, скажем, Шарля Гуно). Эта первая невнятность напрямую связана со второй: сообщая о проекте создания в Кирове музыкального театра, Никита Белых говорил главным образом о строительстве нового здания, но отнюдь не о том, что именно в этом самом здании будет происходить по завершении стройки.

В какой-то момент господин губернатор для приличия все же оговорился, что главная проблема, мол, «не финансы, а творческая составляющая — подбор труппы, формирование репертуара». Но в общем-то нельзя уверенно сказать, понимает ли глава Кировской области, что эта главная проблема является критической: он говорил о ней как о чем-то, что можно решить когда-нибудь потом.

Эта позиция, конечно же, сильно отличается от счастливой уверенности столичных мэров и губернаторов в том, что в области оперы и балета Россия по-прежнему впереди планеты всей. Все-таки господин Белых на то и либерал, чтобы (пускай и краем глаза) замечать существующие проблемы и даже говорить о них вслух. Но восприятие властью культуры и искусства в первую очередь как квадратных метров недвижимости, одинаковое по отношению как к Мариинке-2 и Большому-1, так и к Кирову-0, знакомо до боли. Тут невольно всуе помянешь Мамардашвили и в очередной раз задумаешься о дурной повторяемости явлений российской жизни.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • desyatnikov· 2011-01-11 19:25:42
    Белых - Фицкаральдо.
  • prostipoma· 2011-01-12 02:38:37
    А Ренанский, вероятно, Вернер Херцог.
    Уважаемая кассандра, в природе существует три Юровских, два Петренко, Борейко, Янсонс, Сохиев,Китаенко, Лазарев,плюс народ поскромнее, но тоже ничего. Платите нормальные деньги и подвиньте текущих дирижеров ГАБТа и МТ, если вам хочется стаджионе и будет вам счастье. Я вас уверяю, отсутствие хороших флейтистов или валторнистов - куда трагичнее и труднее поправимо, нежели дефицит приличных капельмейстеров.искусственный
    Потом, с какого бодуна двигателями русского искусства должны быть непременно русские? Почему у немцев нет комплексов, у французов? Тоже касается и певцов, хотя, если поглядеть далее своего носа, обнаружится масса русскоговорящих вокалистов-экспатов. Опять же, когда Вдовин реализует свои амбиции в ГАБТе - денег на ангажемент какой-нибудь Алисы Колосовой не найдется, да и та же Сюрина будет голосить где-нибудь в Цинцинатти, покак великий импрессарио Фихтенгольц будет нанимать третьесортных майстерзингеров для приношения их в жертву художественной воле Маэстро К с пряным раскосцом.
    У аномальной веры в мессианскую сущность Мити с Теодором нет рационального объяснения, кроме сознательного оттирания всех возможных конкурентов и прочих видов жизни. Помню, лет десять назад носителем художественной воли был Бертман, которого удалили с пестрых страниц в медийное небытие.
  • pv· 2011-01-12 11:46:57
    был? не помню

    а статейку - в ж."Архитектура" надо бы переправить (автора на мыло!)))
  • anikusha· 2011-01-20 17:27:05
    статья хорошая, но совсем не согласна на счет того, что кроме Чернякова и Курентзиса никого нет.
    Самое удивительное. в консе и гнесинке ежегодно выпускаются талантливые певцы, есть и дирижеры, но они не могут трудоустроиться. И как это не парадоксально, самые талантливые уезжают за рубеж. А потом мы их уже здесь принимаем как мировых звезд. Надо поменять наше отношение к молодым, в том числе и у вас - журналистов. поддерживать не только Чернякова и Курентзиса в каждой статье, но может порой сказать несколько ободряющих слов и для молодого музыканта.
Все новости ›