Дмитрий Черняков, поставив два года назад церемонию закрытия Чемпионата мира по футболу и разочаровавшись в российской оперно-театральной жизни, совсем из нее исчез.

Оцените материал

Просмотров: 8733

Академическая музыка-2020: причуды геополитики

Екатерина Бирюкова · 27/12/2010
Вагнер на Красной площади, конкурс Чайковского в Иркутске, Рамо в Перми, «Онегин» в Большом

©  Евгений Тонконогий

Академическая музыка-2020: причуды геополитики
2020-й год выдался богатым на музыкальные события, хотя не всегда чисто художественного порядка. Самое шумное и монументальное — вагнеровское «Кольцо», которым наконец обзавелась Москва. Опоздание с московской премьерой почти на полтора века компенсировалось небывалым размахом этого действа. Дайджест из четырех опер, которые ужали до однодневного нон-стопа и слепили с помощью интернациональной команды певцов, дирижеров, аниматоров, художников по свету и по спецэффектам, показывали на огромном экране на Красной площади. Специальные наушники и 3D-очки превращали томительную вагнеровскую сагу в увлекательный аттракцион с возможностью путешествий и по оркестровой яме, и по небесной Валгалле. Не стоит сомневаться, что полет с валькириями повышал адреналин не хуже американских горок. На шоу, шедшее в течение целого месяца, побывало около полумиллиона человек. Так и не успев пожить на московских сценах в своем нормальном виде, самый культовый композитор позапрошлого века влился в российскую масскультуру.

Другое крупное событие — конкурс Чайковского, важный бренд. Древнейшее российское музыкальное соревнование, которое, как хороший коньяк, за давностью лет все повышается в цене и статусе, уже не в первый раз пришлось сдвинуть на год из-за организационных сложностей и провести не в запланированном 2019 году, а в этом. Конкурс в очередной раз попытался зажить новой жизнью — на этот раз в Иркутске, в свежеотстроенном концертном комплексе под руководством Дениса Мацуева. И это логично: консерватории обеих российских столиц вследствие вымывания преподавательского состава за пределы страны теряют престиж и куют все более слабые кадры. Классическая музыка состязательного толка тем временем неуклонно передвигается на восток. Пекин, Сеул и Токио — вот ее новые центры. И большей части конкурсантов гораздо проще добраться до Иркутска, чем до прежних конкурсных площадок в Москве и Петербурге.

Правда, из-за новой прописки конкурс лишился благорасположения своего многолетнего патрона Валерия Гергиева, интересы которого сейчас связаны с набирающей вес Мариинкой-2, позиционируемой как межконтинентальный оперный центр с филиалами в Нью-Йорке, Лондоне и Каракасе. Понятно, что вокальная составляющая конкурса сразу обеднела. Инструментальные же номинации, к которым в этом году добавилась весьма компромиссная композиторская, держатся на хорошем, очень мастеровитом уровне, но не более того. Чисто, точно, технично — вот главные характеристики лауреатов, которые, увы, годятся и для рекламы домашнего уборочного робота. Беспокойство вызывает одно из конкурсных нововведений — пользовательское голосование среди интернет-аудитории. Ажиотажа тут больше, чем по поводу экспертного мнения жюри, а критерии тем временем размываются со страшной силой.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • pertevivo· 2010-12-29 18:46:28
    я большим уважением и симпатией отношусь к творчеству Екатерины, но как постоянному читателю портала OpenSpace мне утомительно в КАЖДОМ тексте ее рубрики читать про Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса - при всем уважении к ним. Наверное, было бы правильно пожелать Екатерине в 2011 году найти новых героев и немного расширить кругозор - в мире академической музыки сильно больше интересных и талантливых людей, чем те, о которых пишет (которых знает) она.
Все новости ›