Евротрэш – это Франко Дзеффирелли.

Оцените материал

Просмотров: 12513

Грэм Вик: «Я больше всего боюсь того, что опера снова вернется к богатым»

Дмитрий Ренанский · 21/10/2010
Постановщик «Средства Макропулоса» в Мариинке об угрозе нового консерватизма в оперном театре

Имена:  Грэм Вик

©  В. Барановский

Грэм Вик

Грэм Вик

Мариинский театр выпускает первую оперную премьеру нового сезона – «Средство Макропулоса». На Западе опера чешского предэкспрессиониста Леоша Яначека давно стала классикой, у нас же она известна разве что по спектаклю Дмитрия Бертмана в московском «Геликоне». Постановку, музыкальное руководство которой осуществляет не Валерий Гергиев, а молодой, да ранний Михаил Татарников, Мариинка несколько лет назад приобрела в Копенгагене. ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ встретился с постановщиком спектакля – одним из самых известных оперных режиссеров мира ГРЭМОМ ВИКОМ.


– Программы основных оперных фестивалей-трендсеттеров – Зальцбург, Экс-ан-Прованс, Мюнхен – с каждым годом становятся все менее и менее радикальными. Почему, как вам кажется, эпоха режиссерского Sturm und Drang оказалась столь скоротечной?

– Общество стало гораздо более консервативным, чем раньше, – ну вот даже в сравнении с девяностыми годами. И в оперной режиссуре это очень ощутимо. А писателям или художникам, что, думаете, лучше живется? Культура в целом становится все менее и менее агрессивной. Мы как будто где-то застряли в развитии, в движении вперед. Единственное, что сегодня всех волнует, это деньги. Нельзя сказать, чтобы раньше вопросы бюджета никого не заботили, в те же девяностые мы были заняты тем, как найти финансирование постановки. Но никто даже и подумать не мог о том, что оперный театр должен приносить деньги. Сейчас сама возможность какого-либо эксперимента ограничена чисто социально.

– Интендант одного крупного европейского оперного дома недавно жаловался мне на то, что нынешняя финансовая ситуации вынуждает его приглашать на постановку не режиссера с идеями, а крепкого ремесленника: он точно впишется в бюджет, не будет раздражать публику… Но ведь это тупиковый путь для оперного театра. Quo, так сказать, vadis?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • prostipoma· 2010-10-21 16:35:47
    Уважаемый г-н Ренанский, если Вы хотите блеснуть эрудицией, гуглите хотя бы - Sturm und Drang, c большой буквы и без умляута.
    Уважаемая редакция, если вы приглашаете автора, не способного вычитать собственный текст, наймите, пожалуйста, ему в пару редактора.
  • antiprostipoma· 2010-10-21 20:05:56
    Уважаемая г-жа Prostipoma,
    почему Вы такая нервная -- это глисты или просто зависть?
    Может, Вы сами возьмете у кого-нибудь что-нибудь -- если дадут, конечно.
    И потом, г-жа Prostipoma, если Вы упрекаете автора и редакцию в безграмотности (заметьте, немецкоязычной), то, bitte, please, s'il vous plait, не делайте ошибок в родном (?) русском языке -- хотя бы синтаксических. Не поленитесь, сходите на gramota.ru и научитесь ставить запятые.
    С уважением, ;-)
  • antiprostipoma· 2010-10-21 20:27:13
    И еще вопросик, теперь уже к интервьюеру.
    Цитата: "В 1991 году вы уже ставили в Мариинке – замечательно, кстати – «Войну и мир» Сергея Прокофьева..."
    Насколько я знаю, в 1991 году интервьюеру было то ли три года, то ли четыре.
    Нет чтобы написать: "... уже ставили в Мариинке -- как говорили/писали/рассказывали, замечательно..."
    И далее по тексту.
  • ernest· 2010-10-21 21:06:46
    Издана видеозапись этой постановки, которую, вероятно, и видел г-н Ренанский
  • ilya613· 2010-10-22 01:14:17
    А где тут кнопка "НЕ нравится"?
  • prostipoma· 2010-10-22 01:41:39
    Уважаемый Антипростипома, господину Ренанскому за эту фигню платят деньги - Вы, наверное, в курсе. Поэтому, прежде чем выделываться за гонорар на незнакомом языке, надо проверить - эти то немногое, чем профи отличается от жж болтуна. Завидовать этой корявой прозе можно только с большого перепоя. Про глисты - вам, конечно, виднее в моем кишечнике.
    Это классно, что вы знакомы с такими деталями, как возраст интервьюера - меня всегда впечатляла сплоченность и взаимовыручка в петербургской тусовке, не лень же комментить комменты. Вы же не лузеры, вы удачные и успешные - штЮрм унд дранг русской культуры.
  • prostipoma· 2010-10-22 01:42:47
    Спасибо, кстати, что исправили
  • gaveston· 2010-10-22 01:43:36
    И как господин режиссёр забыл упомянуть, что Россия дала миру Чехова и Достоевского, а Америка - гамбургеры и жевательную резинку?
  • tridi· 2010-10-22 21:35:36
    Грэм Вик: «Я больше всего боюсь того, что опера снова вернется к богатым»

    Считаю, что новый оперный расцвет может наступить только в том случае, если опера снова будет интересна богатым)
  • tridi· 2010-10-22 21:38:48
    Богатство - не отменяет потребности в уме, красоте и чувстве)
  • tridi· 2010-10-24 23:08:07
    Считаю, что современная режиссура подменила собой потребность в рождении новых опер. Режиссёры изощряются в различных интерпретациях классики, большей частью вообще коверкающих смысл авторских замыслов. Это - паразитизм. Пускай современные режиссёры всю свою отсебятину проявляют на новых операх.
    Вот тогда и будет особенно ясно - насколько примитивны и убоги их "творческие замыслы". Либо современный композитор - встанет на дыбы и потребует не коверкать его замысел.
  • tridi· 2010-10-24 23:11:59
    //Культура в целом становится все менее и менее агрессивной. Мы как будто где-то застряли в развитии, в движении вперед//
    Агрессия - это движение вперёд?)
    Как-то ведь раньше оперные классики вообще обходились без агрессии)))
  • tridi· 2010-10-24 23:52:25
    //Единственное, что сегодня всех волнует, это деньги. Нельзя сказать, чтобы раньше вопросы бюджета никого не заботили, в те же девяностые мы были заняты тем, как найти финансирование постановки. Но никто даже и подумать не мог о том, что оперный театр должен приносить деньги. Сейчас сама возможность какого-либо эксперимента ограничена чисто социально.//
    Опера - это не платформа для чьих-то экспериментов. Можно искать всю жизнь и так ничего и не найти. Нет, опера - для находок, для гениальных находок! Ищите новых гениальных композиторов, которых вокалисты будут с удовольствием петь, а не режиссёров - ведь они вторичный продукт)))
    Но может быть и вариант оперного режиссёра нового поколения, целью которого будет создание новой оперы по примеру кино творчества: создание содружества творцов и исполнителей. Результат - гениальная новая опера. Тогда и деньги будут не напрасно потрачены и в истории что-то настоящее останется.
  • tridi· 2010-10-25 00:01:48
    //Испанцы построили нелепо дорогой театр, чтобы протрубить на весь мир – посмотрите вот, мол, какие мы крутые. Заплатили лучшим певцам – просто для того, чтобы они у них просто были.//
    Считаю, что испанцы - на правильном пути. А оперный менеджмент пускай пристраивается, а не изображает из себя важных персон, как режиссёры)
  • nobirukova· 2010-10-30 00:14:21
    в защиту постипомы - а на грамоте запятые не проверишь :)
Все новости ›