Возможно, Херревег остался прежним. Просто слишком сильно изменился наш слух, отказывающийся воспринимать до боли знакомое и желающий чего-то более радикального.

Оцените материал

Просмотров: 7362

Earlymusic 2010: Филипп Херревег и Collegium Vocale Gent

Дмитрий Ренанский · 08/09/2010
Каким бы бесспорным ни был эталон, всегда хочется чего-то нового

Имена:  Иоганн Себастьян Бах · Филипп Херревег

©  Earlymusic-2010

Collegium Vocale Gent

Collegium Vocale Gent

Как-то раз Оскарас Коршуновас замечательно точно определил функцию фестивалей искусств — они, по словам выдающегося театрального режиссера, «пытаются схватить за шиворот сегодняшний день». Первый же концерт питерского Earlymusic 2010 угодил не в бровь, а в глаз. Он обозначил проблематику современного исполнительства, подтвердив статус петербургского фестиваля как барометра, чутко и оперативно реагирующего на изменения мировой культурной атмосферы.

Тринадцатый Earlymusic открылся выступлением бельгийского хора и оркестра Collegium Vocale Gent, исполнившего под управлением Филиппа Херревега баховскую Мессу си минор. Потратив колоссальные усилия по привлечению спонсорского капитала (один из самых важных отечественных музыкальных форумов по-прежнему не особенно охотно поддерживается ни государством, ни частным капиталом), организаторы справедливо гордились этой позицией фестивальной программы. Херревег принадлежит к числу тех немногих музыкантов-современников, к которым применение определения «гений» практически узаконено. Семь лет назад он уже исполнял в Петербурге ту же мессу Баха — и тогда праздник российского дебюта Collegium Vocale Gent был испорчен безнадежной акустикой Смольного собора. На Earlymusic должен был состояться в некотором роде реванш: коронный репертуар, новое поколение солистов-вокалистов, преданная публика и идеально подходящая вокально-инструментальным барочным жанрам акустика Капеллы.

Реванш по всем признакам состоялся: благодарственно-организационный интроит с осанной спонсорам и патронам; почти двухчасовое благоговение переполненного зала; дружные, долгие, переходящие в овации аплодисменты; восторг и слезы неофитов, слышавших Херревега впервые, и т.д. и т.п. То есть все вроде как свидетельствовало о колоссальном успехе. При этом едва ли не все эксперты в послеконцертных table-talks сошлись в том, что слушать Баха Херревега на этот раз было откровенно скучно.

В этом признавались неохотно, словно смущаясь произносимой крамолы. Оно и понятно: обе осуществленные Херревегом записи си-минорной Мессы (выпущенные Harmonia Mundi соответственно в 1988-м и 1996 годах) — абсолютные эталоны. Во-первых, эталоны звучащей музыки: кто скажет, что есть звуки чище и совершеннее Kyrie eleison в записи Collegium Vocale Gent 1996 года, пусть первый бросит в меня камень (отдаленное представление можно получить на YouTube. Во-вторых, эталоном того, как нужно обращаться с Бахом вообще и с BWV 232 в частности.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • somonque· 2010-09-08 23:17:39
    Вы бы также про беспрестрастной про Спивакова писали :) А кто сказал, что Коршуновас - выдающийся режиссер? Или вы у же в театре тоже понимаете, как и в музыке? Талант, несмоненный талант. Это женадо, почувствовать четырехгранные гвозди, осязаемо вонзавшиеся в Тело Христово. Вот заврался-то. Спокойнее, не захлебывайтесь собственнм богатым духовным миром. Тогда и писать будете лучше :) Удачи вам, деточка
  • prostipoma· 2010-09-09 03:47:15
    "На солнце современного исполнительского искусства вдруг возникли невооруженным слухом заметные пятна".
    Если бы автор заменил изучение предмета по ютьюбам и дискам несколько более очным знакомством, отличающего сколько нибудь компетентного критика от диванного любителя, этого дивного "вдруг" не возникло бы. К слову,оприходовал ваш Хервег Малера уже давно.
    Вычитывает ли кто-нибудь прозу г-на Ренанского?
    Он не способен сам распутать собственную абракадабру -
    "Где-то это вполне удалось: в Crucifixus появились четырехгранные гвозди, осязаемо вонзавшиеся в Тело Христово в куда более медленнОМ по сравнению с предыдущими интерпретациями темпОМ." - и ее правильно просклонять.
    Два абзаца тавтологически заканчиваются абсолютно одинаковыми по смыслу фразами про "свежее" - мыслей мало, а букв надо много.
    У него два случая в одном предложении и сплошные сквозняки - метафизические и на сцене. Щекочущие спинной мозг вокалисты (упоминания эти хирурги не сподобились, зато как заправский коммивояжер автор перечисляет нам лейблы звукозаписывающих фирм) - просто Ким Ки Дук. Поразительно, как у автора иссякают метафоры в рамке простых перечислений, хор не увлажнил глаз, а потом - невыразительные духовые, прям рецензия из газеты Культура.
    "выпустить что-то из крупных форм Баха" - тоже прекрасно - "крупные формы Баха".
  • karambolina· 2010-09-12 18:22:22
    да, про гвозди отжег! молодечек
Читать все комментарии ›
Все новости ›